Групповая беседа на тему: Афганистан-наша память и боль
Групповая беседа на тему: «Афганистан – наша память и боль»
Оформление: стенд «Страницы афганской войны», надпись «Афганистан – наша память и боль», запись афганских песен, кадры кинохроники.
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к родине, братского отношения к другим народам.
Задачи:
Воспитать чувство уважения к участникам афганских событий .
Осмысления событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения; Воспитание патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.
Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Время проведения беседы – 30 минут.
Вводная часть – 5 минут.
Основная часть – 20 минут.
Заключительная часть – 5 минут.
ХОД БЕСЕДЫ:
Воспитатель: Историческая справка.
Исламская Республика Афганистан - государство в Юго-Западной Азии. Афганистан граничит с Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном. Китаем, Пакистаном и с Ираном.
В 1921 году был заключен советско-афганский договор о дружбе, договор о нейтралитете и взаимном ненападении. СССР оказал Афганистану дипломатическую поддержку, экономическую и военную помощь. В 1979 году было принято решение о вводе в Демократическую Республику Афганистан ограниченного контингента советских войск. Советские войска оказались втянутыми во внутриафганскую гражданскую войну. Необходимо помнить, что это было время, «холодной войны», время жестокого противостояния двух систем.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых двух решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг».
Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Прошло время но до сих пор остается актуальный вопрос: нужны ли были наши ребята в Афганистане? И нет однозначного ответа, более того, мнения резко расходятся. Резко противоположны
Сколько раз так было: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
Что было? Как было? И так ли было?
На экране видеоролик об Афганистане.
Чтец 1:
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались побеждая зло…
В отечественной сколько погасило
В войне афганской сколько полегло?...Воспитатель: Всем павшим, не вернувшимся с афганской войны посвящается…
2й чтец: Славным солдатам и командирам, выполнявшим свой воинский долг в Афганистане и оставшимся в живых, посвящается.
3й чтец: Поколению, вступившему в жизнь, посвящается.
1й чтец: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком военном пути, поэтому должен хотя бы наш разум военной дорогой пройти.
2й чтец: Никто не забыт и ничто не забыто.
3й чтец: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что весь наш народ перенес.
1й чтец: 25 декабря 1979г. в республику Афганистан был введен «ограниченный контингент войск».
Песня «Афганистан»
1й чтец: (зажигает свечу) Афганистан мне показался раем. Реки сказачно голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков снизу гор. Увидел как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Никакой войны…
2й чтец: (зажигает свечу) Из дневника Столматова Владимира, рядового, разведчика:
«Первые восемь-девять месяцев спали, где придется: на земле, в кабинах автомашин. Потом поставили палатки. С конца февраля до конца марта здесь постоянно дожди. Затем наступает страшная жара. Один лейтенант привез с собой термометр со шкалой делений до 50 градусов. Когда повесили на солнце, он лопнул. После уже достали новый со стоградусной шкалой. Посмотрели, а ртутный столбик показывает 78 градусов.
3й чтец: (зажигает свечу):
Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумаги и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-
На войне этой тоже бывало.
Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета. Когда мы приехали – зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая…
4 чтец: (зажигает свечу) (на фоне аудиозаписи песни А. Розембаума «В горах Афганистана».)
Где-то в стороне послышался стрекот вертушек. Гул нарастал. Скалы гудели от огня, и мне подумалось, что духи не раз вспоминают своего Аллаха. Минут через двадцать обстрел закончился. Вдруг мне послышалось ,что кто-то застонал. Игорь лежал , неудобно подвернув под себя руку. Жизнь его висела на волоске. Я тоже был ранен. Но взвалил его на себя и пополз. Пять минут пыхтения, а продвинулся всего на один метр. Игорь застонал:
«Подожди, хочу попросить тебя об одном деле,- он прерывисто задышал ,глотая открытым ртом воздух.- В Свердловске, в пединституте на третьем курсе филфака учится Аня…она не знает, что я люблю ее …, но ты ей передай это …,и еще, зайди к матери, когда вернешься в Союз. Я смотрел на него и не верил, так можно прощаться с жизнью.
Ну уж нет, закричал я – не отдам тебя так просто смерти! Не умирай!
Игорь затих медленно, чуть дернувшись всем телом, а я не мог остановить слез, которые капали на камни, молчаливые свидетели тех минут. Игоря больше нет…
Воспитатель: Он вошел в запотевший прицел.
Пуля с сонного камня вспорхнула
И растаяла в небе Кабула,
И висок у него побелел.
Пуля в черное небо ушла,
И за тысячи верст, под Москвою,
На излете своем сединою
Материнский висок обожгла.
Запись песни «Письмо к матери».
1й чтец:
А гроб-то закрытый…
А гроб-то забитый…
Сынок мой, сынок мой,
Да ты ли убитый?
А гроб-то из цинка…
Да ты ли в нем, сынка?
2й чтец:
Материнский охрипший беззвучный вой.
Залп прощальный и красный шелк.
Этот мальчик погиб, выполняя свой
Интернациональный долг.
На экране видеоролик «Чёрный тюльпан»
Воспитатель: За 9 лет присутствия ОКСВ в республике Афганистан погибло 13883 человека, пропало без вести 330, раненых 49985.
3й чтец:
Как мало лет он прожил, только 20,
Но миг Победы больше, чем года,
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
4й чтец:
Из земли, изувеченной язвами мин,
Изможденные, злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир.
На правах победителей смерти..1й Чтец:
Нам не жалко себя,
Но обидно за лучших ребят,
Нам обидно за тех,
Кто однажды не сядет
За праздничный стол и не скажет:
«А помнишь ты, мама,
Ведь я обещал и пришел».
2йЧтец:
Нет, не станем мы плакать,
Ведь слезы не красят солдат,
Лишь слезинка мелькнет
И суровее станет наш взгляд.
На экране видеоролик о выводе войск из Афганистана.
Воспитатель:
Все позади: ущелья и воронки
На теле свежевспаханных полей,
И никогда с Афгана похоронки
Не разлучат с сынами матерей.
1й Чтец: Мост через пограничную реку Аму. Сотни женских глаз, устремленных туда, откуда должна появиться колонна с нашими солдатами…
2й Чтец: Девушка в зеленом с поднятым над головой плакатиком. На нем написано: Микитюк Дмитрий… Забыв обо всем, она прижала к груди букетик гвоздик и искала глазами, искала. Все вокруг знали: эта девчонка в зеленом ждет жениха…
3й Чтец: Ох, эта вечная женская доля: ждать! Ох, эти бабоньки, пожилые и юные, в цветастых шалях и простоволосые, с платочками в руках для непросыхающих слез, собравшихся со всех концов страны к Термезскому мосту! Тот пограничный мост стал мостом ожидания, а река Аму – рекой ожидания.
4й Чтец: Рафис! Рафи-ис! – закричала грузинская женщина и метнулась прямо под колеса камаза, узнав в водителе сына. – Рафис!
Камаз остановился, колонна застопорилась. Кто-то от моста закричал: Продолжить движение! А из кабины уже выскочил старший лейтенант с прапорщиком. Подхватили женщину под руки, посадили в кабину: - Езжай, мать!
1й Чтец: Сил у матери не осталось, упала сыну на колени и глаза закрыла.
«Обеспамятовала» - прошелестело в толпе. Камаз тронулся, увозя мать с сыном. За ним пошла вся колонна.
2й Чтец: Она стояла, как обычно, с плакатиком, когда увидела своего Микитюка.
«Дима! – закричала, - Дима!» Плакатик выпал из рук. Она кинулась к бронетранспортеру. И сержант на броне приподнялся ей навстречу.
3й Чтец: Но БТР продолжал двигаться, повинуясь маршевой дисциплине. Девочка бежала рядом, хватаясь за металл руками, и гвоздики сыпались по одной на песчаную землю.
4й Чтец: Тогда из толпы выбежала самая боевая из встречающих матерей, которую все женщины называли Валя из Сургута. Встала перед бронетранспортером, раскинула руки: «Стойте! Невесту возьмите!»
1й Чтец: Все солдатские руки потянулись сверху к девочке, подняли её на броню, и она оказалась лицом к лицу с тем, кого так долго ждала…
2й Чтец: Так закончилась 9-летняя, никем не объявленная героическая и трагическая афганская война.
3й Чтец: Пусть не все герои – те, кто погибли.
Павшим - вечная слава!
Вечная слава!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю: помните!
Воспитатель: Хотя третья мировая война официально не объявлена, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимо от национальности и вероисповедания. И вам, поколению вступающему в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства. На этом фоне очень актуальная тема нашей беседы «Афганистан – наша память и боль». Память о парнях, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть и останется в ваших сердцах частицей гордости за русского солдата.
Минута молчания.
Звучит песня М. Бернеса «Журавли»
Война - явление жестокое, страшное. Но пока на земле существует злоба, ненависть, будут существовать войны, которые наносят боевые раны людям и оставляют мрачные воспоминания.
Так закончилась девятилетняя, никем и никому не объявленная, героическая и трагическая война. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей.
Нам, поколению 21 века, дорого будущее планеты. Наша задача -беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.
Желаем всем крепкого здоровья, счастья, радости и долголетия. А самое главное - мира!
Утверждаю:
Ст.воспитатель: Борисовский С.Л.
Открытое групповое мероприятие:
На тему: «Афганистан – наша память и боль»
Выполнила:
Панченко Е.В.