Проектная работа по английскому языку на тему: «Современные ИКТ технологии на уроке иностранного языка как средство индивидуализации и интенсификации обучения»
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
Проектная работа
слушателей в рамках образовательной программы:
«Совершенствование процесса обучения иностранному языку в условиях введения ФГОС основного общего образования»
по теме:
«Современные ИКТ технологии на уроке иностранного языка как средство индивидуализации и интенсификации обучения»
Авторы проекта:
Сабирова Лейсан Анасовна
Оглавление
Введение
Актуальность
Цель и задачи проекта
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Заключение
9. Список использованных документов и источников информации
10. Приложения
Введение
Вопрос о необходимости формирования ИКТ- компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет. На сегодняшний день ясно одно: начальная школа не может учитывать, что дети, знакомы уже на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из положений Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД) как важнейшего результата реализации Стандарта. В то же время ИКТ принципиальным образом увеличивают возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирования УУД в объемах и измерениях, очерченных Стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ – компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Возможности формирования ИКТ компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в Стандарте в соответствии с его структурой, включает требования:
к результатам освоения основной образовательной программы
к структуре освоения основной образовательной программы
к условиям реализации основной образовательной программы
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникативных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обучаемости и склонностей.
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Современные ИКТ технологии обеспечивают всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Целью исследования является раскрытие роли ИКТ в процессе обучения иностранным языкам и разработка методики применения ИКТ, направленной на развитие основ лингвистической, коммуникационной и информационной компетенции обучаемых.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания ИЯ;
- определить актуальность использования ИКТ в процессе формирования иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого;
- раскрыть многообразие форм применения ИКT в успешном овладении иностранным языком.
Целевая группа проекта: учащиеся 4 классов, учителя, работающие в данных классах, администрация школы.
Объект исследования – процесс обучения английскому языку с применением информационно-коммуникативных технологий.
Предмет исследования – способы использования ИКТ в целях повышения уровня мотивации к изучению английского языка, степени усвоения нового материала и как один из способов выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Проектное решение. В качестве проектного решения мы представляем методическую разработку современного урока английского языка для учащихся младшей ступени обучения – урок по теме: «Еда» с применением ИКТ – технологий, представленный в виде технологической карты урока.
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь, 2015 г.
Этапы реализации проекта
1. подготовительный – 22.09. 2015-29.09. 2015
2. основной –30.09.2015- 1.10.2015
3. заключительный – 2.10. 2015
Ожидаемые результаты реализации проекта. Первые уроки раздела мы посвящаем введению и активизации лексических единиц по теме, предложенной автором учебника, с целью тренировки использования неопределенных местоимений much, many, a lot of, а также развития навыков диалогической речи и аудирования.
Свободное владение лексикой позволяет:
формировать коммуникативную компетентность обучающихся (уверенность в общении и понимание прослушанного текста на английском языке);
развивать умения ситуативного реального общения
решать практические, социальные и личностно-значимые проблемы;– анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя на изучаемом языке.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
расширение кругозора и активизация знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
развитие критического и творческого мышления, памяти, чувств и эмоций;
создание благоприятного психологического климата и снижение риска образования барьеров в коммуникации;
обеспечение деловой, рабочей атмосферы и серьезного отношения учащихся к уроку;
минимальное участие в уроке учителя и усиление активной самостоятельной речевой деятельности учащихся.
Заключение
При написании настоящей работы были рассмотрены способы и приемы применения ИКТ в процессе обучения ИЯ.
В процессе работы над темой авторы пришли к выводу, что в век всеобщей информатизации и компьютеризации применение информационных технологий в процессе обучения ИЯ является объективной необходимостью.
Характеристика опыта использования новых информационных технологий в преподавании иностранных языков показала, что зарубежный опыт преподавания намного опережает отечественный, что подтверждает необходимость проведения данного исследования. Анализ существующего программного обеспечения ИКТ в области преподавания английского языка выявил, что выбранные дидактические компьютерные программы адекватны разработанным моделям обучения.
Было выявлено, что при сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных пособий, аудио- и видеокурсов, в первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:
- индивидуализация обучения;
- оперирование большими объёмами информации;
- комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;
- неограниченное количество обращений к заданиям;
- немедленное предоставление обратной связи и др.
При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Компьютерная технология содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования инфо-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам требуется огромная научно-исследовательская работа, результаты которой позволяет определить общие и частные принципы работы, критерии отбора материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.
Список литературы:
Формирование ИКТ – компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразов. учреждений \ Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
Вигурский, К. В., Пильщиков, И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы) / К. Вигурский, И. Пильщиков // Известия Российской академии наук. Сер. лит. и яз., Т. 62, № 2, 2003. – С. 9-16.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр “Академия”, 2005
Разработка учебно-методического обеспечения по предмету «Иностранный язык» в условиях реализации ФГОС: теория и практика/ сост.: Н. Г. Сигал, И. Г. Кондратьева.-Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2015-152 с.
Интернет ресурс- www.pedsovet.ru
Интернет ресурс- www.1september.ruПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: «Pirate’s fruit salad»
Тип урока: урок открытие новых знаний
Учебный предмет Английский язык
Класс 4 класс
Учебно-методический комплекс «Английский язык. Английский в фокусе», учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений
Авторы учебника Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс
Материально-техническое оснащение урока Учебник, рабочая тетрадь, карточки, интерактивная доска
Цель урока Введение понятия исчисляемые и неисчисляемые существительные и активизация их использования с неопределенными местоимениями much, many, a lot of.
Задачи урока познакомить с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными и словами обозначающими количество;
тренировать учащихся в употреблении much, many, a lot of;
формировать у учащихся умения систематизировать новые знания;
развивать умения аудирования, чтения и говорения;
умение строить высказывания с опорой на образец.
Основные термины, понятия темы Lemon, pineapple, flour, tomato, mango, beans, sugar, coconut, olive oil, salt, butter, pepper.
Неопределенные местоимения much, many, a lot of.
Место урока в теме Урок является первым в разделе Module 3.
Планируемые результаты обучения Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирования личностного смысла учения, ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Предметные: научиться называть некоторые продукты питания, вести беседу в продуктовом магазине, использовать в своей речи неопределенные местоимения much, many, a lot of, уметь воспринимать на слух и читать вслух сюжетный диалог соблюдая правила чтения и нужные интонации.
Метапредметные: адекватно использовать в речи лексические единицы в соответствие с ситуацией общения; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, на основе его оценки и с учетом характера сделанных ошибок; пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала, осознанно строить речевые высказывания в соотвествие с задачами коммуникации
Используемые виды оценивания Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучаемого Формирование УУД
Организационно-мотивационный этап Учитель встречает детей при входе и вручает каждому ребенку эмблемы с изображением апельсина и лимона, тем самым делит класс на две группы, что будет необходимо для дальнейшей работы на уроке.
Учитель настраивает обучающихся на работу.
-Good morning, children
-I am glad to see you .Hope you are fine.
-Sit down, please.
-Who’s on duty today?
-What is the date today?
-Who is absent? Обучающиеся получают эмблемы и занимают свои места в классе.
Обучающиеся приветствуют учителя и отвечают на его вопросы.
-Good morning teacher.
-I am on duty today.
-Today is the 2nd of October.
-All are present. Слушать собеседника и отвечать на его вопросы в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка.
Постановка темы урока. Учитель предлагает обучающимся выполнить задание по карточкам, где необходимо найти лишнее слово в каждой из двенадцати строк.
-Now, children you'll get the cards where you should find the odd word in each line.
Через 3 минуты учитель предлагает проверить результат выполнения задания. Слайд №1.
-Let's work on the board together and check your results.
Учитель по очереди вызывает учеников к доске и предлагает перенести лишнее слово в специальную графу.
-Please, one by one come to the board and move the odd word into the box.
Таким образом, на доске формируется список из двенадцати слов:
1) lemon
2) pineapple
3) flour
4) tomato
5) mango
6) beans
7) sugar
8) coconut
9) olive oil
10) salt
11) butter
12) pepper
Учитель предлагает обучающимся попытаться перевести данные слова.
-Can you guess the meaning of these words?
Далее учитель просит обучающихся вывести тему урока.
-What is the topic of our lesson?
-So, in English it will be…
-Excellent, the topic of our lesson is “Food”.
Учитель записывает на доске тему урока. Слайд №2.
Каждый обучающийся получает карточку и записывает лишнее слово в специально отведенном месте в карточке.
Обучающиеся выходят к доске и перемещают лишнее по смыслу слово, в специальную рамку.
Обучающиеся выдвигают свои версии.
-Лимон
-Помидор
-Манго
-Оливковое масло
-Соль
Обучающиеся выдвигают свои версии.
-Тема урока «Еда»
-Food. Развитие способностей к догатке, анализу и умению делать выводы и высказывать свою точку зрения.
Активизация нового лексического материала Учитель предлагает прослушать произношение слов и повторить их за диктором. Слайд №2.
-Please, listen and repeat these words. Обучающиеся повторяют за диктором слова. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Введение нового грамматического понятия. Учитель предлагает послушать диалог и обратить внимание на употребление слов much, many, a lot of. Слайд №3.
-Well done. Let's continue our work. Now you are suggested to listen to the dialogue and pay attention to the words much, many, a lot of.
После прослушивания диалога учитель задает вопросы.
-What do you think this dialogue is about?
-When do we use much, many, a lot of?
Для облегчения работы учащихся учитель предлагает взглянуть на экран, где дано правило с пропусками ключевых слов. Слайд №4. Обучающиеся слушают диалог.
Обучающиеся высказывают свои версии.
-It is about fruit salad.
-Мы используем much, many, a lot of …
Обучающиеся высказывают свои версии далее совместно с учителем выводят правило.
Уметь анализировать, делать выводы, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Умение отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы.
Построение логических рассуждений.
Физкультминутка Учитель организует обучающихся на выполнение физкультминутки.
-Are you tired? Let’s have a rest.
-We like watching the stars. Look at the stars and move your eyes left and right, up and down.
Обучающиеся выполняют упражнения для глаз. Установка на здоровый образ жизни.
Активизация нового лексико-грамматического материала. Учитель организует групповую работу обучающихся.
-Please, raise your hands who has the cards of lemons?
-You are the first group.
-And who has the cards of oranges, you are the second group.
Учитель организует работу следующим образом: группа «Лимоны» представляют более сильных учеников и поэтому им предлагается самостоятельная работа в группе по карточке c дальнейшей самопроверкой. Группа «Апельсины», более слабые учащиеся, приглашаются к интерактивной доске, где они выполняют свое задание. Слайд №5.
-The first group will get the card and do the work on it.
-The second group will do the task on the board.
Учитель предлагает учащимся составить свои собственные диалоги по образцу.
Образец:
A: Can you give me sugar, please?
B: How much sugar do you need?
A: Not many/ not much/ a lot of, I think.
B: Here you are.
Обучающиеся рассаживаются по группам в зависимости от того, обладателями каких карточек они являются.
Обучающиеся первой группы выполняют задание в карточке. В это время обучающиеся второй группы выходят к доске и выполняют задание на экране.
Обучающиеся составляют в парах диалоги по образцу используя новую лексику и грамматическое правило.
Формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой и аргументировать свою точку зрения.
Осуществление самоконтроля и анализа допущенных ошибок.
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок и объяснение домашнего задания. Учитель раздает карточки опираясь на которые обучающиеся могут оценить свою деятельность на уроке.
-Now answer the questions on this card.
Учитель выставляет оценки опираясь на карты рефлексии и работы учащихся на уроке.
-Thank you very much for your work at the lesson. You were very active and your marks are … .
Учитель задает трехуровневое домашнее задание, объясняя что на оценку «3» обучающиеся должны выполнить упр.1 стр.22, на оценку «4» -дополнительно упр.2 стр.22, а на оценку «5» - упр.1,2,3 стр.22-23.
-And now write down your home task.
-If you want to get “3” you should do ex.1 p.22, for “4” you should do ex.1,2 p.22, for “5” you should do ex.1,2,3 p.22-23.
-The lesson is over. Goodbye. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы в карточках «да» или «нет».
Now…
1)I know more than nine new words on topic “Food”.__________
2) I know how to use much, many, a lot of. __________
3) I can make the dialogue with new words and much, many, a lot of.__________
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Осознавать качество и уровень освоения темы.