Конспект интегрированного открытого урока по биологии-литературе Цветы-восьмое чудо света!


Интегрированный урок (биология + литература) по теме:
"Цветы — восьмое чудо света".
Цель – создать условия для формирования у обучающихся понятия цветка как видоизмененного побега и показать его значимость в жизни человека и природы через произведения великих русских поэтов.
Задачи:
1. Образовательная – продолжить формирование у обучающихся знаний о цветковых растениях.
2. Развивающая – развивать образное мышление, продолжить формировать умение использования лабораторного оборудования, способствовать проявлению индивидуальности и умение работать в группах, развивать творческие способности учащихся, обогащать словарь, развивать навыки и умения выразительного чтения.
3. Воспитывающая – воспитывать чувства прекрасного к природе, родному языку.
Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических бесед, критическое мышление, игровые технологии.
Ход урока:
(Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов).
Учитель литературы 
- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.
Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Учитель биологии. 
- На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.
Учитель литературы.
- И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным.
- Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
- А вот тему нашего урока мы определим вместе с вами, прослушав это стихотворение:
Нет благородней и нежнее красоты,
Чем та, что дарят нам цветы.
Ведь соразмерно все в строении цветка –
От кончиков корней до лепестка.
Нас радует нежнейший аромат,
И буйство красок нам ласкает взгляд.
В их красоте всегда найдут сюжет
Художник, музыкант, поэт.
Листочки – руки тянут к нам свои,
Нам говоря: любуйся, но не рви.
Не бойся, я тебя услышу,
И никогда, поверь мне, не обижу.
Ведь твердо я уверен в этом:
“Цветы – восьмое чудо света!”
Обратимся еще раз к последним строкам стихотворения. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Ответ детей. Давайте запишем тему нашего урока в тетрадях.
-Учитель биологии
Ребята, а почему восьмое, а не шестое, седьмое? (Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Статуя Гелиоса, храм Артемиды , пирамида Хеопса Алесандрийский мая.)
- У каждого из нас есть свой любимый цветок. Давайте вместе с вами посадим чудо – клумбу. Но каждому из вас для этого нужно рассказать о своем цветке легенду, стихотворение или загадку.
( выступления детей).
Меркулова – роза
Пахомова - сирень
Пулатова – ландыш
Курбатов – фиалка
Учитель биологии:
Ребята, цветы, которые вы выбрали, несмотря на разнообразие и внешнее различие, выполняют одну и ту же функцию. Как вы думаете, какую?
(Цветы обеспечивают образование семян и способствуют размножению).
Каким же образом цветок справляется с такой нелегкой задачей?
(Варианты ответов).
Правильно, цветы связаны строением.
Для того чтобы узнать строение цветка, я предлагаю вам вспомнить и посмотреть на наш удивительный цветок.
цветок является видоизменённым побегом. Как и любой другой побег. Цветок развивается из почки самая яркая часть цветка – венчик. Венчик состоит из лепестков. Основная функция яркоокрашенного венчика – привлечение насекомых – опылителей. Венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков. Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Основная ее функция – защита внутренних частей цветка. Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником. Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называют двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик. То околоцветник называют простым Как называются главные части цветка? (пестик – женская часть цветка (пыльца, столбик и завязи) и тычинка – мужская часть цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити). Если в цветке есть и пестик, и тычинка, то он называется обоеполый. Но у некоторых растений одни цветки только пестики (пестичные), а у других – тычинки (тычиночные). Такие цветки называют раздельнополыми.
Работа с макетом цветка.
Учитель литературы:
Цветы – настоящее маленькое чудо. Многие художники и писатели воспевают их красоту в своих произведениях. Какие же растения воспевали поэты?
1) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат
(ландыши).
Самуил Маршак.
2) Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет ………...
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень
(сирень).
Александр Кушнер
3) Её к земле сгибает ливень,
Её ласкает солнца луч.
Наряд изысканно наивен,
А в лепестках любовный ключ.
Невеста русского раздолья –
Полей, опушек и лугов.
Её узнает царь и школьник,
Она – хозяйка всех венков
(ромашка).
Татьяна Лаврова
4) ……. с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой
(астра).
Всеволод Рождественский
5) Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь ……….. я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!
(георгин)
Афанасий Фет
Учащиеся отгадывают названия растений.
Ученик.
(КОЛОМИЕЦ)
Афанасий Фет
ЦВЕТЫ
С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
Учитель биологии:
Как вы думаете, а какое значение имеют цветы в жизни человека? (Учащиеся предлагают варианты ответов, а учитель обобщает их. Функции цветка: пища: салат из одуванчика, варенье из лепестков и т.д., лекарственная функция и эстетическая). (ученик рассказывает как приготовить салат из одуванчиков, лекарственное значение ромашки) ХУДЯКОВА, ВЕТРОВА
Учитель биологии:
Цветов так много! А вы не запутались в них? Давайте проверим! Я предлагаю поиграть со мной в игру Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте +, если не согласны - -1) Я утверждаю, что околоцветник – венчик и чашечка.
2) Венчик всегда ярко окрашен.
3) Венчик состоит из лепестков.
4) Чашечка состоит из лепестков.
5) Пестик – мужская часть цветка.
6) Пестик – женская часть цветка.
7) Чашечка нужная для привлечения насекомых.
8) Цветок, имеющий только тычинки, называется обоеполым.
А теперь нам предстоит отгадать кроссворд. И для этого нам понадобятся ваши знания как по биологии, так и по литературе.
(Олег Дубровин)
Заключение:
Учитель литературы:
Что есть цветы? Трава по сути,
Но как красой ласкают взгляд
И ароматом опьняют,
Закружат – и нет пути назад.
Цветы, как все дары природы,
Но как причудлив их узор,
И красок полная палитра
Всегда волнует чей-то взор.
Вот подошел к концу наш урок по теме «Цветы - восьмое чудо света».
Как вам кажется, достойны цветы называться восьмым чудом света? Конечно. Ведь они не только выполняют репродуктивную функцию растений, но и дарят нам положительные эмоции, вдохновляют, пробуждают лучшие чувства. А значит, делают нам мир лучше и красивее.
Звучит музыка.
Оценки за урок:
Домашнее задание:
Изготовить биологический конструктор «Строение цветка».
Выучить стихотворение АС Пушкина «Соловей и роза»