Школа будущих первоклассников (развитие мелкой моторики руки и графических навыков)
Пояснительная записка
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей 5 - 6 лет не теряет своей актуальности, так как первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, над - под, около – внутри.
Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, разработан курс – «Развитие мелкой моторики руки и графических навыков»
Программа рассчитана на 9 часов
Цель: Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.
Задачи:
Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
Развивать координацию движений у ребенка.
Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
Формировать у детей графические навыки.
Стимулировать речевое развитие ребенка.
Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).
Содержание обучения
1.графический материал:
графический диктант; рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
2. Развитие мелкой моторики руки:
пальчиковая гимнастика, работа с бумагой и ножницами в технике «оригами», работа с пластилином, выполнение движений с мелкими предметами: мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами
Основные подразделы курса и их содержание
Развитие графического навыка
Умение вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, умение штриховать, соблюдая основные правила: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см; выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Развитие мелкой моторики руки:
Умение выполнять пальчиковые игры, умение складывать фигур оригами, закрепление понятия о геометрических фигурах: треугольник, квадрат и т.д., умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь;
Приемы и упражнения:
Массаж рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками; «Определи на ощупь», «Узнай какой формы», Нарисуй в воздухе правой (левой) рукой» - движения по заданию педагога.
прикладывание шаблона, рисование по трафаретам; обведение по контуру; «Нарисуй в воздухе правой (левой) рукой» - движения по заданию педагога.
«Ручеек», «Что еще может быть таким», «Заборчик», «Лесенка» - знакомство и закрепление знаний о линиях различной конфигурации работа с пластилином: формирование мелких шариков, жгутиков, выкладывание пластилиновых пластин по контуру рисунка; «рванная» аппликация: приклеивание на картон; отрывание мелких кусочков разноцветных бумажных салфеток; Аппликационная лепка, заполнение контура рисунка пластилином или другим материалом (или его выемка), предварительно нанесенного на « пластину из пластилина», подбор деталей рисунка или шаблона или трафарета. работа с бумагой в технике «оригами»: штриховка
Содержание занятий предполагает смену видов деятельности детей, положения их тела через каждые 5-10 минут, что достигается включением в занятие игровых приёмов, гимнастических упражнений, физкультминуток.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, основным способом познания ими окружающего мира и освоения новых социальных ролей. Игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей
Прогнозируемый результат на момент выхода в школу:
Укрепить мышечный тонус кисти рук.
Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
4.Избежать проблем с почерком и другими навыками письма
15