Папка по самообразованию учителя русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 16
х. Арбузов
Учитель
Костенко
Надежда Ивановна
2012 - 2015 год
Методическая тема школы:
Здоровьесберегающие подходы
в организации учебно-воспитательного процесса
Индивидуальная тема самообразования
Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы
Цель: - теоретически обосновать и практически подтвердить развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
обиться наибольшей эффективности урока, поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их;
изучить методическую и научную литературу по вопросу;
использовать компьютер и Интернет для самореализации;
посетить мероприятия своих коллег и принять участие в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий;
построить процесс обучения на основе здоровье сберегающих технологий.
Ожидаемые результаты:
разработать комплект уроков, внеклассных мероприятий;
создать проект личной методической веб-страницы в Интернете.
Когда начата работа над темой:
2012 год
Когда предполагается закончить работу над темой:
2015 год
2012 – 2013 учебный год
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЯ
Фамилия Костенко
Имя Надежда
Отчество Ивановна
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Среднее специальное, Константиновское педагогическое училище, 1982 год
Специальность по диплому
Учитель начальных классов
Должность
Учитель русского языка и литературы
Год прохождения курсов
апрель 2008 год
Название курсов повышения квалификации
Инновационные модели оценки качества подготовки учащихся по русскому языку и литературе в условиях стандартизации филологического образования
Стаж 24 года
Квалификационная категория II
Приказ № 28 от «30» марта 2007г.
Разряд 12
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
2012-2013
Подготовительный
этап
Изучение теории по проблеме
- Изучение научно-методической литературы по теме самообразования.
- Изучение ППО по внедрению в практику прогрессивных педагогических технологий; по индивидуальному подходу в воспитании школьника
- Диагностика успешности учащихся.
- Отчет о подобранном материале на ШМО.
- Реализация пробного этапа эксперимента и самоанализ его эффективности.
.
2013-2014
Этап творческойдеятельности
Практическое решение проблемы
- Создание банка: карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, банка различных ситуаций (речевых, эксперимента, проекты, исследования, ролевой игры, деловой игры, задач).- Применение положительного опыта.
- Апробация отдельных способов на уроках русского языка.
- Диагностика успешности учащихся.
- Выставка наработок.
- Самоанализ.
2014-2015
Результативность
решения проблемы
Обобщение опыта и
внедрение результата
в практику
- Использование в практике различных способов активизации познавательной деятельности.
- Проведение открытых уроков.
- Диагностика успешности учащихся.
- Самоанализ.
- Создание творческого отчета. Выход на другую проблему.
Самообразовательная работа над темой
на 2012 - 2013 учебный год:
Цель:
Создание условий для выработки у учащихся приспособлений к организованной
учителем ситуации.
Задачи:
Формулирование задачи исследования.
Изучение и обобщение педагогического опыта по индивидуальному подходу в воспитании школьника.
Выделение основных концептуальных идей, базовых понятий исследования.
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
реализуется пробный этап эксперимента
Анализ его эффективности.
Основные вопросы,
намеченные мероприятия на данном этапе:
1. Ознакомление с методической литературой по теме самообразования.
2. Изучение различных способов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
3. Самоанализ.
4. Изучение литературы по теме:
• Методические аспекты работы, связанные с учением о воспитании и обучении подрастающего поколения.
• Нормативные источники, связанные с государственным законодательством по народному образованию, директивными документами, определяющими систему и характер деятельности учителей школ.
• Научно-педагогические источники, связанные с произведениями выдающихся педагогов, работами современных исследователей в области общей школьной педагогики.
• Различные материалы по передовому педагогическому опыту.
• Материалы педагогической печати
• Продукты ученического творчества: доклады, рефераты, рисунки, творческие работы, выполненные на уроках, часах досуга.
• Художественная литература, включая мемориальную литературу.
5. Изучение передового опыта по данной теме через Интернет, научно-педагогические источники, материалы педагогической печати.
6. Предполагается изучить опыт учителей района, школы (посещение уроков, внеклассных мероприятий); накопительный материал методического кабинета, индивидуальные беседы с учителями-предметниками.
7. Творческое сотрудничество по теме самообразования.
8. Практический выход опыта за год:
Отчет о подобранном материале на ШМО.
Самоанализ.
Самообразовательная работа над темой
на 2013 - 2014учебный год:
Цель:
Совершенствование профессиональных знаний и умений по выбранной теме, развитие собственного творческого потенциала и в конечном итоге повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Задачи:
Познакомиться с опытом работы учителей-практиков, рекомендациями психологов, авторов программ и учебников по данной теме.
Продолжить изучение форм, методов, приёмов, а также современных педагогических технологий, позволяющих развивать творческие способности учащихся на уроках русской литературы и во внеклассной работе.
Апробировать разработанные на этой основе уроки, внеклассные мероприятия по предмету, способствующие развитию творческих способностей учащихся.
Проследить на практике эффективность выбранных форм, методов, приёмов, педагогических технологий.
Основные вопросы,
намеченные мероприятия на данном этапе:
Ознакомление с методической литературой по теме самообразования.
Изучение различных способов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Самоанализ.
Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространение педагогического опыта (показать открытые уроки для учителей, на региональном уровне – создать персональный сайт, который регулярно обновлять).
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Продолжать работу над методической проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Творческое сотрудничество по теме самообразования.
Практический выход опыта за год:
Отчет о подобранном материале на ШМО.
Самоанализ.
Самообразовательная работа над темой
на 2014 – 2015 учебный год:
Цель:
Совершенствование профессиональных знаний и умений по выбранной теме, развитие собственного творческого потенциала и в конечном итоге повышение эффективности и качества педагогического процесса.
Задачи:
Познакомиться с опытом работы учителей-практиков, рекомендациями психологов, авторов программ и учебников по данной теме.
Изучить формы, методы, приёмы, а также современные педагогические технологии, позволяющие развивать творческие способности учащихся на уроках русской литературы и во внеклассной работе.
Разработать на этой основе уроки, внеклассные мероприятия по предмету, способствующие развитию творческих способностей учащихся.
Проследить на практике эффективность выбранных форм, методов, приёмов, педагогических технологий.
Основные вопросы,
намеченные мероприятия на данном этапе:
Ознакомление с методической литературой по теме самообразования.
Изучение различных способов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Самоанализ.
Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне(на муниципальном уровне показать открытые уроки для учителей школы и района, на региональном уровне – создать персональный сайт, который регулярно обновлять).
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Продолжать работу над методической проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Творческое сотрудничество по теме самообразования.
Практический выход опыта за год:
Творческий отчет на ШМО. Выход на другую проблему.
Самоанализ.
Самоанализ
по итогам 2012 – 2013 учебного года
учителя (Ф.И.О.) Костенко Н.И.
преподаваемый предмет русский язык и литература
Тема самообразования, ее реализация (заключительный этап)
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
2012 – 2013 учебный год – первый год работы по данной теме самообразования. В течение года изучена научно-методическая литература, изучен ППО по внедрению в практику прогрессивных педагогических технологий; подготовлен отчет о подобранном материале на ШМО.
Степень необходимости и эффективности изучения данной темы:
Анализ результатов контрольных срезов на начало и конец 2012 – 2013 уч. года:
Контрольный срез (вид) Класс Начало года Конец года Сравнительный анализ
% кач. % успев. % кач. % успев. Русский язык (контрольный диктант) Русский язык (контрольный диктант) Русский язык (контрольный диктант, тестирование) Степень усвоения учащимися учебного материала по вашему предмету с учетом требований программ:
Русский язык
Класс Высокий уровень учебных достижений
(«5») Средний уровень учебных достижений
(«4») Удовлетворительный уровень учебных достижений
(«3») Низкий
уровень учебных достижений
(«2») % качества % обученности
6 (13) 7 (23) 8 (23) Литература
Класс Высокий уровень учебных достижений
(«5») Средний уровень учебных достижений
(«4») Удовлетворительный уровень учебных достижений
(«3») Низкий
уровень учебных достижений
(«2») % качества % обученности
6 (13) 7 (23) Участие обучаемых вами учащихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектах (на школьном, районном уровне. Указать мероприятие, год, занятое место):
Школьный этап предметной олимпиады, 2012 год:
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех», 2012 год:
Участие в работе МО (школьных, районных) семинарах, конкурсах, методических неделях (мероприятия приложить)
Название мероприятия Вид деятельности Тема Класс Уровень Результат
Педсовет МО классных руководителей МО учителей гуманитарного цикла Самоанализ
по итогам 2013 – 2014 учебного года
учителя (Ф.И.О.) Костенко Н.И.
преподаваемый предмет русский язык и литература
Тема самообразования, ее реализация (заключительный этап)
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
2013 – 2014 учебный год – третий год работы по данной теме самообразования. В течение года использовались на практике различные способы развития творческих способностей учащихся; проводились уроки по данной проблеме; подготовлен отчет о подобранном материале на ШМО; проведен самоанализ.
Степень необходимости и эффективности изучения данной темы:
Анализ результатов контрольных срезов на начало и конец 2013 – 2014уч. года:
Контрольный срез (вид) Класс Начало года Конец года Сравнительный анализ
% кач. % успев. % кач. % успев. Русский язык (контрольный диктант, проверка по билетам) Русский язык (контрольный диктант, сочинение-рассуждение) Русский язык (контрольный диктант) Степень усвоения учащимися учебного материала по вашему предмету с учетом требований программ:
Русский язык
Класс Высокий уровень учебных достижений
(«5») Средний уровень учебных достижений
(«4») Удовлетворительный уровень учебных достижений
(«3») Низкий
уровень учебных достижений
(«2») % качества % обученности
Литература
Класс Высокий уровень учебных достижений
(«5») Средний уровень учебных достижений
(«4») Удовлетворительный уровень учебных достижений
(«3») Низкий
уровень учебных достижений
(«2») % качества % обученности
Участие учащихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектах (на школьном, районном уровне. Указать мероприятие, год, занятое место):
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех», 2013 год:
IV Всероссийские предметные олимпиады, организованные Центром талантливой молодежи в г. Бийске, 2014 год:
Учащимся вручены сертификаты участников олимпиад.
Участие в работе МО (школьных, районных) семинарах, конкурсах, методических неделях (мероприятия приложить)
Название мероприятия Вид деятельности Тема Уровень Результат
Педсовет МО классных руководителей МО учителей гуманитарного цикла КАРТОЧКА
учета работы учителя Костенко Надежды Ивановны
над темой самообразования
Проблема школы: «Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса»
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Год избрания темы: 2012г.
Какие материалы использовались в ходе реализации темы:
Учебные годы Перечень изученных материалов
по теме самообразования Какие материалы использовались в работе
(методические материалы, статьи и т.д. Указать автора пособия, статьи) 2012-2013
учебный год Учет работы по теме
Учебные годы 2012-2013
учебный год КАРТОЧКА
планирования работы учителя Костенко Надежды Ивановны
над темой самообразования в 2012 – 2013 учебном году
Проблема школы: «Здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательного процесса»
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
Год избрания темы: 2012г.
Год работы над темой: выход на новую тему, 2-ой год.
Учебные годы Что планируется выполнить
2012-2013
учебный год Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март Май В течение года