Папка по самообразованию учителя русского языка и литературы
МБОУ «Красносельская СОШ»
Папка по самообразованию
учителя русского языка и литературы
Ямковой С.А.
Тема самообразования:
Использование активных методов обучения
на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции учащихся
Анкетные данные
Образование : высшее, ЧГПИ, факультет – филологический, специальность –
«Учитель русского языка и литературы», год окончания – 1993г.
Стаж работы – 24 г.
Стаж работы по данной специальности – 24 г.
Стаж работы в данном учреждении – 24 г.
Категория – высшая.
Курсы повышения квалификации
Наименование учреждения
Название образовательной программы
Дата прохождения курсов
№ удостоверения
(свидетельства)
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Профилактика школьной неуспеваемости»
09.08.2006 – 30.09.2006
(108 ч)
Удостоверение
№4612
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: « Новое поколение образовательных
стандартов: современные требования к структуре,
условиям и результатам освоения ОП»
18.02.2008 – 07.03.2008
(108 ч)
Свидетельство № 96
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Сложные вопросы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА по русскому языку»
22.09.2011 г
Сертификат
№ 0037506
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков выпускников в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе и итоговой аттестации в 9 классе»
23.09.2011г
Сертификат
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: « Анализ систем и линий обучения по русскому языку, обеспечивающих ФГОС»
26.04.2012 г
Сертификат № 0047511
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами УМК по русскому языку и литературе издательства «Дрофа»
26.03 2013
Сертификат
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами УМК по русскому языку и литературе издательства «Дрофа»
26.03 2013
Сертификат
ГОУ ДПО «ЧИППКРО»
Тема: «Теория и методика преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС общего образования»
18.03.2013 – 06.04 2013г (108 ч)
Свидетельство
№435
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа
Ф.М. Достоевский.
Тема самообразования: использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции учащихся.
Цели: изучить возможности использования новых технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования лингвистической компетенции учащихся.
Задачи:
Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный, в подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные занятия.
В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный, в подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные курсы.
Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в 2014 г., выявить динамику изменения результатов в 2010–2014 гг. и принять меры по улучшению качества подготовки учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».
Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования.
Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.
Предполагаемый результат: использование активных методов обучения
позволит
активизировать познавательную активность учащихся;
разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
значительно сэкономить время на уроке;
повысить творческий потенциал личности детей;
внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации
Профессиональное
1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
2.Вести каталог статей по данной проблеме.
3. Повышать квалификацию на курсах ЧИППКРО.
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
регулярно
Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения .
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей русского языка и литературы.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей .
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки .
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно
по плану МО
ежегодно
Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии.
3. Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках русского языка».
5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
регулярно
регулярно
по плану МО
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
регулярно
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по теме самообразования.
2014-2015 г
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО.
3.Изучение литературы
по теме самообразования.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
1.Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы
Практический
1) Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках.
2) Создание и использование в работе тестов, кроссвордов, различных занимательных заданий.
3) Демонстрация фильмов или их фрагментов на уроках литературы.
4) Создание учениками собственных презентаций.
5) Проведение занятий в компьютерном классе с использованием программ-тренажёров по русскому языку.
в течение учебного года.
1. Проведение открытых уроков на муниципальном уровне.
2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
1.Выступление на заседании районного МО.
2.Участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях и анализ результатов.
3.Мастер-класс.
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создание электронной почты для контакта
с единомышленниками.
Внедренческий
Распространение опыта работы.
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
2.Размещение результатов работы над темой самообразования.
План работы по самообразованию
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться , должен
достигнуть это собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А.Дистерберг
№
Мероприятие
Сроки
1.
Выбор темы, её теоретическое изучение ,
изучение теоретического опыта.
Сентябрь , 2014 г
2.
Использование теоретических знаний на
практике.
Постоянно
3.
Работа с выходом на положительные
результаты: открытые уроки , мероприятия ,
подготовка разработок.
В течение учебного года
4.
Методическая работа в рамках творческих
групп, методического объединения.
По плану деятельности
МО школы
5.
Подготовка к прохождению аттестации.
Регулярно
6.
Изучение «Положения о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений».
Октябрь , 2014 г.
7.
Ведение «Портфолио».
Регулярно
8.
Системный анализ
и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования.
Постоянно
9.
Оформление наработанных материалов в
соответствии с требованиями к заявленной
категории.
В год аттестации
10.
Обобщение опыта по системе на школьном уровне.
Октябрь, 2015 г
11.
Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.
Подборка материалов анализа учебно-
методической работы , анализ и самоанализ
уроков и внеклассных мероприятий.
Постоянно
12.
Использование современных технологий
для повышения эффективности школьного
обучения.
Постоянно
13.
Проведение открытых уроков с приглашением членов аттестационной
комиссии, коллег.
Постоянно
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения, таких как
использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения.
Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед. В частности, возникает весьма серьезный вопрос: как, обучая, тем не менее, гарантировать обучающемуся возможность свободного и конструктивно-интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия склада его ума. Ведь как бы там ни было, но, формируя у обучающегося «систему глубоких и прочных знаний», «способность решать задачи», «умственные действия с наперед заданными качествами», «научные понятия» и т. д., мы (педагоги) тем самым вольно или невольно предопределяем границы его личной интеллектуальной свободы. С другой стороны, предоставляя обучающемуся полную свободу действий и произвольно варьируя содержание его учебных занятий, мы рискуем превратить ученика в интеллектуального иждивенца, не способного к напряженной и продуктивной интеллектуальной работе.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку показывает, что наиболее низкие результаты достигнуты в формировании лингвистической компетенции. Это происходит потому, что учителя недостаточно понимают специфику учебного предмета «Русский язык», которая заключается в его особой теоретико-практической направленности. Стратегическая задача школьного образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса, так как обучение русскому языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности.
В частности, важными для формирования лингвистической компетенции являются темы: «Русский язык – национальный язык русского народа», «Русский язык в жизни человека», «Русский язык – язык художественной литературы», «Лингвистика как наука», «Система частей речи в русском языке», «Способы связи между словами», «Культура речи», «Языковая норма», «Орфография», «Пунктуация».
Для формирования лингвистической компетенции значимым является усвоение понятий: звук, морфема (корень, приставка, суффикс, окончание), слово, предложение и словосочетание, текст, лексико-грамматические классы слов, лексическое и грамматическое значение слова, общекатегориальное значение слов разных частей речи. «Принципиальное значение для изучения системы языка имеет понятие слова как универсальной по характеру и уникальной по объему единицы языка и понятие текста как «произведения речетворческого процесса» (И.Р. Гальперин), единицы коммуникации и феномена культуры» (И.П. Цыбулько).
Анализ результатов государственной итоговой аттестации позволяет выявить уровень сформированности ведущих умений языкового образования, причины его несоответствия ожидаемым результатам и внести необходимую корректировку в изучение соответствующих тем, трудных для учащихся, выявив причины несоответствия.
Наибольшее затруднение у учащихся вызывает выполнение следующих учебных действий:
- различать лексико-грамматические разряды слов, определять их значение, грамматические особенности и функции в речи,
- различать самостоятельные и служебные части речи (подчинительные союзы и союзные слова, выраженные омонимичными относительными местоимениями),
- распознавать части речи,
- обнаруживать синтаксические связи между словами в рамках предложений,
- оценивать правильность построения предложений и словосочетаний,
- моделировать и употреблять в речи предложения разных типов,
- умение выделять существенные свойства у изучаемых явлений и понятий и отделять их от несущественных, а также устанавливать связи между выявленными свойствами
-оценивать правильность речи (устной и письменной) и корректировать речевые высказывания.
Необходимо обучать школьников сопоставлять языковые явления. Группировка программного материала по определенным признакам позволяет сконцентрировать внимание на главном в учебной информации, охватить одновременно значительный объем подлежащего усвоению материала, выделять существенные свойства у изучаемых явлений и понятий и отделять их от несущественных, а также устанавливать связи между выявленными свойствами.
Необходимо контролировать уровень владения орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими и пунктуационными нормами литературного языка, повысить внимание к формированию навыков языковой компетенции, способствовать установлению в школе единого речевого режима. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий.
Коммуникативная компетенция учащихся сформирована, в целом, однако нужно шире использовать работу с текстом, на протяжении всего школьного курса родного языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Для улучшения результатов языкового образования следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный. Такая дифференциация содержится в программах, учебниках, что значительно облегчает работу учителя. Однако в учебном процессе каждый учитель должен решать проблему дифференцированного подхода индивидуально, применительно к каждому ученику.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним относятся, прежде всего, навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте. Не менее важна степень усвоения учащимися комплекса теоретико-литературных понятий, а главное, умение использовать их в анализе литературного материала, в самостоятельном письменном рассуждении на литературную тему.
В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:
организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне);
особое внимание на уроках литературы уделять методике «медленного» чтения художественного чтения с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т. п.);
формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры);
в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений);
формировать у учащихся навыки «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т. п.);
использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания (в частности, следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов);
Пытаться разрешить эту дилемму возможно благодаря применению новых современных технологий в школьном образовании, которые дают возможность разносторонне развиваться личности ребенка.
Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании.
Задачи современных технологий заключаются в:
повышении уровня социальной адаптации обучающихся;
создании условий для личностного и профессионального самоопределения;
формировании умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
повышении мотивации к изучению предмета;
развитии коммуникативных качеств личности, творческих способностей;
формировании ключевых компетентностей обучающихся.
Отличительными признаками технологического подхода в обучении является те, при которых основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:
преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;
информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;
обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся:
постановку проблемы, формулирование задачи;
обсуждение критериев желаемого результатов (продуктов);
поисковую работу с информационными источниками;
самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;
предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;
самооценку, коррекцию результата,
которые в свою очередь формируют компетентности обучающихся.
Инновационными технологиями современного образования являются:
1. Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективного образования.
Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Этого можно достичь, внедряя здоровьесбрегающие технологии в работу школ. Их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье обучающихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии отвечают за физическое, психическое социальное, нравственное и духовное здоровье школьников. Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия их жизни, воздействующие на здоровье.
К психолого-педагогическим основаниям технологии здоровьесбережения относятся:
- снятие эмоционального напряжения у обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
- комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
К образовательным технологиям здоровьесберегающей направленности относятся;
А) технология развивающего обучения;
Б) технология уровневой дифференциации;
В) технология «раскрепощенного развития детей»;
Г) технология психологического сопровождения учебной группы.
А) Технологии развивающего обучения (ТРО).
Классификационные характеристики технологии ТРО в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» обучающегося при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние обучающегося, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.
Б) Технология уровневой дифференциации обучения.
Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У педагога появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
В) К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей». Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на обучающихся начальной школы, состоят в следующем:
1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
Г) Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления полностью опирается на самостоятельную активную деятельность, обучение происходит сообща, учащиеся работают парами, либо группами над одной и той же проблемой, тем самым продвигают друг друга в учёбе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей. В результате применения данной технологии у обучающихся развивается логическое мышление, и формируются ключевые компетентности.
3. Информационно-коммуникативные технологии средство развития мотивации учебной деятельности.
Для достижения эффективности образовательного процесса, в частности в плане развития мотивации, могут использоваться различные средства. Одним из таких средств могут служить образовательные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Современные ИКТ дают новые возможности в реализации традиционного комплекса дидактических принципов обучения. Кроме того, ИКТ позволяют в более полной мере осуществлять учет принципов личностно-ориентированного образования, такие как:
- принцип самоценности индивидуума;
- принцип определения обучаемого как активного субъекта познания;
- принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого; социализации обучаемого;
- принцип опоры на субъективный опыт обучаемого;
- принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;
- принцип развития коммуникативных способностей личности.
Влияние ИКТ на мотивацию учебной деятельности рассматривает отдельные условия повышения эффективности усвоения учебного материала за счет стимулирования познавательных потребностей при помощи ИКТ, формирование позитивной эмоциональной атмосферы на занятиях с использованием ИКТ, использование информационных ресурсов сети Интернет как средства усиления познавательных мотивов школьников.
4. Технология исследовательской и проектной деятельности.
А) Технология проектирования - это процесс разработки, составления проекта. Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов,
сроков воплощения идеи.
Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.
Преимущества данной технологии заключаются в:
самостоятельной деятельности учащихся;
использовании исследовательских методов;
практической, теоретической значимости предполагаемых результатов;
возможности показать начальный опыт;
собственном представление о структуре проекта;
опыте оформления результатов и представления своих достижений;
области предпочтений в проектной и исследовательской деятельности;
степени полезности приобретённых навыков.
Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся по формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата.
Б) Технология исследовательской деятельности учащихся связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Механизмы развития исследовательской деятельности в образовательном учреждении включают в себя:
создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности;
инициирование и поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
сопровождение исследовательской и проектной деятельности;
создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.
Цель технологии исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося.
В результате от исследовательской деятельности обучающиеся получают творческий импульс или желание расширять свои горизонты.
Примерная тематика проектных работ
Отражение русского национального характера во фразеологизмах.
Язык и история народа.
Наши друзья словари.
Язык российской рекламы.
Развитие общества и неологизмы.
Русский язык в современном мире.
Особенности заголовков в современных СМИ.
Политическая корректность и её проявление в языке и культуре.
Речь как составляющая имиджа современного политика.
Прецедентный текст.
Устное народное творчество народов Южного Урала.
Топонимы нашего города (села).
Писатели Южного Урала о Великой Отечественной войне.
Литературные произведения на сцене челябинских театров.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.
Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения: по результатам деятельности, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. А основной смысл портфолио - «показать все, на что способен обучающийся».
Применение учебного портфолио предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет данной теме и данному предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
При этом «портфолио» преследует следующие цели:
Диагностическая - фиксирует изменения, и рост обучающихся за определенный период времени;
Целеполагания - поддерживает учебные цели;
Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году;
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Технология портфолио предполагает самостоятельность работы, при этом обучающийся превращаются из объекта образовательной деятельности в его субъект. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов
6. Игровая технология.
Игра – это свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочено, по определенным правилам и с определенным набором ролей.
Психолого-педагогические основы игровой технологии заключаются в:
1. личностном включении в процесс обучения и социализации обучающегося;
2. проживание ситуации успеха именно сегодня, а не завтра;
3. позиции реального, а не словесного равенства с взрослым;
4. апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;
5. возможности оказания и получения практической помощи;
6. участии в коллективной (групповой) деятельности;
7. тренировке навыков рефлексии.
Все это основы способствуют формированию образовательных компетентностей и рефлексивных способностей обучающихся.
Игра реализует потребность обучающихся в активном действии, в стремлении проявить себя, стимулирует потребность в общении. Игровые технологии формируют навыки всех видов речевой деятельности, дает возможности для имитации. Данные технологии дают возможность обучающимся творческой реализации, учится, активизирует речемыслительную деятельность. При этом на уроке царит благоприятная психологическая атмосфера, что отвечает требованиям здоровьесбережения обучающихся.
7. Технология перспективно-опережающего обучения.
Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках используются стенды, схемы, рисунки, таблицы. Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.
Работа по опорным конспектам помогают учащимся, особенно слабым, осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать. Цель использования таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала. Организация каждого этапа урока - это одновременная работа класса, которая создает возможность выполнить больший объем упражнений. Отсюда начинается опережение обучения. Обобщающий характер схем позволяет готовить обучающихся к восприятию предстоящих трудностей, опережать обучение. Используя схемы и таблицы, можно на уроке сэкономить время на объяснение материала, выходящего за рамки школьного курса. Предложенная форма подачи материала – схемы и таблицы – позволяют систематизировать знания, быстрее запоминать материал, облегчает запоминание сложных понятий и определений. Опорные конспекты не заменяют учебное пособие, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения алгоритмов простейших задач, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебными пособиями. Опорные конспекты способствуют развитию у них логического мышления, побуждает интерес к учебе.
8. Модульная технология.
В модульной технологии сочетаются современные подходы к обучению и традиционная система обучения. Она предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к его самостоятельности, самоорганизации, самоконтролю и осознанности самого образовательного процесса. Таким образом, происходит внутреннее саморазвитие обучающегося. Главная цель данной технологии заключается в развитии самостоятельности обучающихся, его индивидуальных способностей и возможного потенциала. Модульная технология дает возможность для формирования мобильности знаний, гибкость метода и развития критического мышления обучаемых. Сокращение учебного времени и дифференциации содержания учебного материала. Обеспечивает мотивацию обучающихся в этом заключается эффективность модульной технологии.
Таким образом, основная задача интеллектуального воспитания помочь ребенку сформировать свой собственный ментальный мир. Имея же необходимые интеллектуальные ресурсы, ребенок впоследствии самостоятельно сможет решить, над, чем и как он будет думать, а это главная задача современного образования, которая достигается благодаря использованию современных технологий.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с
4.Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В.
Прудникова. - М. «Просвещение».,1987.-288 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
6. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
7. О.Д. Ушакова. Полный курс русского языка. Санкт-Петербург, 2011 г.-320 с.
8.Л.М. Зеленина ,Т.Е. Хохлова. «Русский язык»,1-2 классы, М «Просвещение»
2010 г.
9. Ф.М.Бартан, Х.Б.Ооржак. «Азбука»,Кызыл, 2003 г.-119 с.
10.А.Ф. Бойцова , Т.Н. Орлова , Д.М. Тамбиева. Методическое руководство
к учебному комплекту «Здравствуй, школа» Санкт-Петербург, 2003,-175 с.
11.М.Р. Львов. Методика развития речи: пособие для учителя начальных
классов:М ., «Просвещение»,1985 г.-173 с.
12.А.П.Величук, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова: «Методика развития речи
в начальной школе», Ленинград «Просвещение»,1982 г.
13.С.Ю.Кремнева, « Словарные диктанты» к учебнику Л.М. Зелениной ,Т.Е.
Хохловой 2класс»,Издательство «Экзамен», М., 2012 г.
Учебная исследовательская работа:
1. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей - новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам развития речи школьников.
2. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение современных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО , педагогических советах.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания по русскому языку.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.
„ђЗаголовок 1„ђЗаголовок 2Заголовок 315