Проект: Формирование социальной компетентности учащихся в условиях сельской школы через образовательные события в преподавании биологии.
Опытно-экспериментальная работа: Формирование социальной компетентности учащихся в условиях сельской школы через образовательные события в преподавании биологии.
Цыремпилова Бэлигма Шулуновна, учитель биологии МОУ «Ортуйская средняя
общеобразовательная школа» Могойтуйский район Забайкальский край
Модернизация образования обусловила поиск эффективных путей не просто обучение школьников, но и в организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Одной из традиционных и широко используемых форм внеклассной деятельности является работа в кружке или клубе. А целью настоящей публикации является возможность познакомить читателей с другой формой внеклассной деятельности, такой как образовательное событие.
Начиная с 2007 года МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа» реализовывала программу развития «Школа успешной социализации», которая плавно переросла в проект «Формирование социальной компетентности школьников в условиях сельской школы». В этом аспекте мною была выбрана методическая тема: Формирование социальной компетентности учащихся в условиях сельской школы через образовательные события в преподавании биологии. Цель ОЭР: Создание организационно-педагогических условий для формирования социальной компетентности учащихся. Одной из задач проекта в содержании и организации дополнительного образования и внеурочной деятельности является разработка системы образовательных событий, которые обеспечивают:
расширение предметного содержания;
мотивацию на учебную деятельность;
создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
воспитание уважительного отношения к традициям.
Актуальность моего педагогического опыта заключается в следующем: в условиях сельской школы, основанная на сотрудничестве взаимоотношений ученика и учителя, проживание образовательных событий, приводит к успешной социализации личности. Образовательное событие – это средство развития и саморазвития его участников на основе личностной и коммуникативной рефлексии. В ходе экспериментальной работы были выявлены организационно-педагогические условия, которые организовывались через технологию образовательных событий:
Отбор содержаний урочной деятельности во всех классах для образовательного события
Все кружковые занятия в форме образовательного события
Малые научно-исследовательские экспедиции – яркие образовательные события
Подготовка исследовательских проектов – социально значимые образовательные события
Участие и победа в олимпиадах, защита проектов на научно-практических конференциях – личностно-значимые события в жизни каждого участника
Опытно-экспериментальная работа начата в 2010 году. Исследованию подвергались учащиеся, проявляющие интерес к биологическим наукам, 1994-2000 годов рождения с 5-го по 11 классы. Предметом исследования был уровень социальной компетентности исследуемых учащихся и их дальнейшее развитие во взрослой жизни. Новизна опыта заключается в интегральности исследуемых характеристик личности через различные образовательные события. Оценка уровня социальной компетентности организовывается через индикаторы и показатели: Умение устанавливать различные роли в коммуникации; социальные контакты в школе и вне школы; количество новых контактов; социальный статус и ролевые позиции в группе; видение учащимися затруднений; способность анализировать их и самостоятельного решения затруднения; умение регулировать конфликты; решение детьми реальных и вербальных проблемных ситуаций; наличие мотива социально значимой деятельности; факт участия в социально-значимых проектах и акциях и степень удовлетворенности от участия в них; использование поручений в различных общественных организациях, в классе и в школе.
Способами выявления являются: Наблюдения педагогов за учениками в учебном и внеучебном процессе; беседа с учащимися и их родителями; социометрия; наблюдения за учащимися в период экспедиций, подготовки проектов и олимпиад; Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова); Методика изучения удовлетворенности родителей (Е.Н. Степанов), Методика изучения мотивов участия школьников в школьной деятельности (Л.В. Байбородова), метод экспертной оценки; беседы и отслеживание выпускников школы. Результатом работы можно представить достижения учащихся во время учебы в школе на уровне школы, района, региона; уровень сформированности социальной компетентности – достаточный: развито умение анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение; представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования. Выпускник успешно социализируется во взрослой жизни.
Основная концепция – создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.
Основной принцип, на который опирается образовательное событие – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».
Основная форма реализации – игра, проект, проживание мастерской, экспедиции и походы и т.д..
Проекты осуществляются в три этапа:
Этап 1 – подготовительная работаЭтап 2 – содержательная частьЭтап 3 – рефлексия
языка.
Подготовительная работа (Этап 1) 2 неделиВо-первых, выделяют круг содержательных вопросов, на которые дети хотят получить ответы, например:
Почему какое-то явление имеет такой смысл или проявление?
Почему какой-то термин имеет такой смысл?
почему в литературных источниках это явление имеет несколько смыслов?
В чем актуальность данного процесса?
Во-вторых, требуется подготовить оформление школы или кабинета в тематике образовательного события.
Необходимо:
разработать урок
разработать «биологический минимум» для учителей предметников, библиотекаря, работников столовой, персонала, не владеющих данным понятием;
подготовить тематическую слайдовую презентацию;
разработать тематическую викторину
Этап 2. Собственно образовательное событие
школа готова к проведению образовательного события: украшена в стиле образовательного события. В вестибюле и коридорах разметить галерею портретов замечательных ученых, плакатов, подготовленных учениками, викторины, на которые необходимо дать ответы, изучив литературу. Вывесить правила поведения учителей и учащихся в этот день
Первым уроком во всех без исключения классах может быть предложен урок, связанный с биологией. Например, учителя математики могут решать задачи, связанные с живыми объектами. Старшие ученики проводят в младших классах занимательные лекции и презентации. На перемене все учащиеся включаются в атмосферу какой-то эры в развитии жизни на Земле.
После уроков проводится интеллектуальный марафон, где все классы участвуют.
Таким образом, в образовательном событии участвовала вся школа: ученики от мала до велика, их родители, педагоги и даже члены семей педагогов. В индивидуальном порядке или группами они изучали предмет, а после делились друг с другом полученными знаниями.
Этап 3. Рефлексия
Учебные занятия проводятся согласно расписанию и вечером день закончивается единомоментной рефлексией. И учащимся и педагогам предложить выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Вопросы:
1. Понравилось?2. Не понравилось?3. Стоит ли проводить такие мероприятия?
Полученные результаты позволяют утверждать, что:
событие состоялось;
цель была достигнута;
день прошёл в едином образовательном пространстве;
технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.
Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что
есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.