Личность человека в эпоху сталинизма (По рассказу Солженицына А.И. Как жаль)
Слайд 1
Урок литературы в 9 классе
Слайд 2
Тема урока: Личность человека в эпоху сталинизма. (По рассказу А. И. Солженицына «Как жаль»).
Цель урока:
Дать краткий обзор творчества А. И. Солженицына на примере анализа рассказа «Как жаль».
Задачи:
познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчества А. И. Солженицына;
дать представление об историческом и литературном процессе второй половины XX века;
развивать навыки анализа текста;
развивать связную монологическую речь учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный урок.
Методы урока:
сопоставительный анализ, поисковые, комментированное чтение, словарная работа, иллюстративные.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Литература:
Текст рассказа А. И. Солженицына «Как жаль», учебник «Литература. 9 класс». В 2 ч. Ч. 2: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина, Е. Н. Колокольцев; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2011.
Оборудование: проектор, экран или мультимедийная доска.
Программный продукт: презентация Power Point.
Ход урока:
Слайд 3
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Мотивация учащихся.
Слайд 4
2. Слово учителя.
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в г. Кисловодске. Рано потерял отца. Будучи студентом дневного отделения физико-математического факультета Ростовского университета, поступил на заочное отделение Московского института философии и литературы. Осенью 1941 г. был призван в армию и направлен в артиллерийское училище, окончив которое был направлен на фронт командиром разведывательной артиллерийской батареи. За пройденный боевой путь, Солженицын награждён орденом Отечественной войны второй степени и орденом Красной Звезды. В 1945 году арестован и осужден за антисоветскую деятельность (неодобрительный отзыв о Сталине в перехваченном цензурой личном письме к другу) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, пять из которых он отбывал в Подмосковье и Москве, затем сослан в Казахстан.
Слайд 5
Слово учителя (на фоне музыки).
«Хрущёвская оттепель» открыла Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 году при поддержке А. Т. Твардовского журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1963 году ещё три рассказа, включая «Матрёнин двор» – рассказ, подвергнутый резкой критике, писателя обвинили в несоблюдении законов социалистического реализма, в искажении исторической правды и отсутствии оптимизма в изображении советского села. Так творчество Солженицына оказалось несовместимым с официальным пониманием правды и нравственности.
Книги «В круге первом» (1955-1958), «Раковый корпус» (1963-1966), «Архипелаг ГУЛАГ» (1958-1968) выходили уже в самиздате и за границей. В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей, а в 1970 году сообщение о присуждении Солженицыну Нобелевской премии вызвало новую волну репрессий. В 1974 году писатель был арестован по обвинению в измене Родине, но широкая мировая известность нобелевского лауреата помешала предать его суду, и Солженицын был выслан из СССР на долгие двадцать лет. В эмиграции он работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался телёнок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счёл возможным вернуться на Родину в 1994 году.
Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории XX века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. В 1960-1980-е годы именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как высший нравственный авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к власти и с особым «праведническим» поведением – смелым обличением общественных пороков, готовностью гарантировать правдивость своей «проповеди» собственной биографией, серьезнейшими жертвами, приносимыми во имя торжества истины.
Читая произведения А. И. Солженицына, убеждаешься в том, что эпоха сталинизма – время трагическое в истории нашей страны, ибо шла планомерная и целенаправленная борьба против личности, против живой души человека. Возможным ли было сопротивление? И если да, то, каким оно могло бы быть? Об этом поговорим сегодня, читая рассказ А. И. Солженицына «Как жаль».
3. «Погружение» в атмосферу времени.
Чтение и обсуждение записей на слайдах презентации (отрывки из произведений).
Слайд 6
«Рыбаков лежал между кочками неожиданно маленький. Небо, горы, река были огромными, и Бог весть сколько людей можно уложить в этих горах, на тропинках между кочками…» (В. Шаламов «Ягоды»).
Слайд 7
«Много месяцев день и ночь на утренних и вечерних поверках читались бесчисленные расстрельные приказы. В пятидесятиградусный мороз заключённые-музыканты из «бытовиков» играли туш перед чтением и после чтения каждого приказа. Дымные бензинные факелы не разрывали тьму, привлекая сотни глаз к заиндевелым листочкам тонкой бумаги, на которых были отпечатаны такие страшные слова. И в то же время – будто и не о нас шла речь. Всё было как бы чужое, слишком страшное, чтобы быть реальностью». (В. Шаламов «Как это началось»).
Слайд 8
«Шухову и приятно, что так на него все пальцами тычут: вот он-де срок кончает, – но сам он в это не больно верит. Вон, у кого в войну срок кончался, всех до особого распоряжения держали, до сорок шестого года. У кого и основного-то сроку три года было. Так пять лет пересидки получилось. Закон – он выворотной. Кончится десятка – скажут, на тебе ещё одну. Или в ссылку. Так вот живёшь об землю рожей, и времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?» (А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»).
Слайд 9
«Поэт так долго умирал, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль – что у него украли хлеб, который он положил под голову, и это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать, доказывать… Но сил для всего этого не было…» (В. Шаламов «Шерри Бренди»).
4. Переход к теме урока
Итак, каким же предстаёт мир и человек в этом мире в соответствии с приведёнными фрагментами произведений?
Учащиеся делают вывод, что в произведениях В. Шаламова и А. Солженицына предстаёт образ трагического, дисгармоничного мира, в котором человеческая жизнь ничего не стоила, в котором легко было поплатиться годами неволи или даже жизнью за необдуманно сказанное слово, за право быть самим собой.
Слайд 10
5. Работа над рассказом
А теперь обратимся непосредственно к тексту рассказа А. И. Солженицына «Как жаль», написанного осенью 1965 года и предложенного нескольким советским журналам, но везде отвергнутым.
События происходят не в местах заключения. Нет страшных картин, изображающих изнурительный труд, вечно сосущее чувство голода, которые испытывали лагерники. Нет сцен уничтожения, унижения заключенных. И всё же впечатление рассказ производит не менее сильное.
Слайд 11
О чём, по-вашему, этот рассказ?
О судьбе человека, живущего в условиях тоталитарного государства, о том, как страх диктует определённый стиль поведения, о том, как безграничная власть одних и зависимость других уродуют систему взаимоотношений между людьми, о том, что страдают безвинные, гибнут талантливые.
Слайд 12
Что лежит в основе повествования?
Неожиданность, случай. Цепь случайностей, непредсказуемых событий, раскрывающих взаимоотношения героев.
Слайд 13
В чём заключается своеобразие композиции рассказа?
Композиционно рассказ является двучастным, его можно разделить на две части: встреча с человеком с портфелем и встреча с милиционером. Обе части имеют одинаковую, хотя и разной «силы», структуру. Начинаясь спокойно, они сменяются взрывом чувств: испуг – в первой; шок, страх – во второй. По-разному и завершаются: в первой героиня замыкается в себе; во второй – испытывает радость и от того, что её понял милиционер, и от того, что стала обладательницей сокровища – статьи о репрессированном отце.
В этих частях интересно обыгрывается имя героини. Она называется то Аней, то Анной Модестовной. От имени Аня веет чем-то домашним, тёплым, мягким, детским даже, и в то же время оно подчёркивает уязвимость, незащищённость молодой женщины. Именно такой становится Анна Модестовна, когда находится наедине с природой (играет с каплями воды) или в те минуты, когда уверена, что ей не угрожает опасность. Но, услышав «твёрдые шаги» молодого человека с портфелем (символ принадлежности к власти) или «турчок милиционера», героиня словно надевает на себя маску обычного обывателя, становится похожей на других окружающих её людей – просто Анной Модестовной.
Такие перевоплощения героини в рассказе происходят дважды: в первой части и во второй. Но в первой части она остаётся Анной Модестовной, а во второй опять превращается в Аню. Милиционер, который увидел, как героиня срывает газету со статьёй об отце-заключённом, мог бы наказать её (и не только штрафом). Однако он выслушивает женщину, понимает её, то есть ведёт себя не как представитель власти, а как человек: разрешает взять газету и отпускает, не наказывая. И мы видим, как освобождается от страха душа молодой женщины, и она вновь становится Аней: по-детски берёт окровавленный палец в рот и думает про милиционера: «А он совсем не страшный».
Рассказ построен так, что читатель постепенно проникает в суть происходящего и только, дочитав его до конца, приходит к пониманию причины столь, казалось бы, необычного поведения героини, к пониманию социально-философской проблематики произведения. Ведь только в конце становится понятной связь между содержанием статьи в газете и её реальной значимостью для Ани и её семьи.
Слайд 14
Объясните эпическое и лирическое начала в сюжете рассказа.
В основу сюжета положено достаточно простое событие: женщина пытается снять со стенда газету, её останавливает милиционер, но прежде чем определить меру наказания, пытается понять причины такого поступка. Узнав, что в газете помещена хвалебная статья в адрес её отца, он разрешает ей взять газету с собой, и та с радостью бежит домой, чтобы порадовать мать. Однако этот несложный сюжет дополняется рядом лирических размышлений и сцен, а также описанием переживаний героини. К лирическим вставкам относятся описание осенней природы в Москве, игра Анны Модестовны с дождевыми каплями, своеобразная реакция на содержание газетной статьи и, наконец, краткий грустно-лирический эпилог.
Слайд 15
Какова роль пейзажа в рассказе?
Пейзаж в рассказе противоречив и заключает в себе два начала: мрачное и светлое. Дождливо, сыро, но не холодно. Дождь уже перестал моросить. «Нежно серел приподнятый бульвар». На бульваре «отдыхала грудь меж двух дорог перегоревшего газа». Автор подробно описывает серебристо-белые в пасмурном дне капли воды, игру Анны Модестовны, пришедшей в учреждение за какой-то нужной справкой, с дождевыми каплями. Своей противоречивостью пейзаж символизирует ожидание перемен к лучшему. С одной стороны – грязь и сырость, густая сеть коричневых и влажных ветвей, уже отживших, с другой – веточки, сучочки, и почечки будущего года. Именно это стало причиной внезапной смены настроения главной героини, она забылась и стала охотиться за каплями.
Слайд 16
Какое время описано в рассказе?
Это был конец октября 1952 года. До конца сталинского режима оставалось уже немного, несколько лет до наступления «оттепели».
Слайд 17
Ощущается ли ожидание чего-то нового, каких-то обнадёживающих перемен?
Предчувствие будущих перемен мы находим не только в описании природы осенней Москвы, но и в публикации непроверенной газетной статьи о ещё дореволюционном изобретении репрессированного инженера, достаточно мягкосердечном поведении милиционера, который в духе того сурового времени должен был отвести женщину в отделение, но разрешил унести газету, сказав: «Берите скорей, пока никто не видел…». Во всём этом угадывается ожидание новой жизни при всей еще её тогдашней трагичности.
Слайд 18
Какое значение имеет приём умолчания, использованный автором?
Приём умолчания даёт возможность нам, читателям, самим догадаться, какая судьба постигла молодого талантливого учёного, отца Анны Модестовны, который вдохнув жизнь в долину реки Чу, сам много лет провёл в тюрьмах, превратился в «никому не нужного старичка», который вычеркнут из списка мёртвых и живых. Догадываемся и о том, через какие страдания пришлось пройти его семье: Анна Модестовна живёт в постоянном страхе, с не покидающим чувством опасности, а это говорит о многом.
Слайд 19
Как проявляется авторская позиция в рассказе?
Позиция автора в рассказе раскрывается его сочувственным отношением к безвинным жертвам несправедливого общества. Его слова наполнены горечью за судьбы талантливых людей, вынужденных томиться в лагерях, отбывать ссылку и не находить применения своим знаниям и силам. Иронически он относится к журналисту, написавшему статью об отце героини; осуждает равнодушно-жестокое отношение к человеку, ставшее нормой в родной писателю стране; испытывает гордость за простых людей, не потерявших надежду и веру в таких бесчеловечных условиях, сохранивших «душу живу». Коллективному бездушию противостоят хрупкие, беззащитные женщины, мать и дочь, сохранившие память об отце и муже, верность ему, жаждущие вернуть ему веру в то, что его жизнь не прошла даром: при первой же возможности мама Ани поедет к нему и повезёт газету, где говорится о том, как преобразовали долину реки Чу открытия учёного. Именно таким могло быть сопротивление в условиях тоталитарного режима.
Слайд 20
6. Подведение итогов
Что вы узнали о творчестве А. И. Солженицына?
Вспомните признаки тоталитарного государства.
Единая развёрнутая идеология. Единственная массовая партия с диктатором во главе. Система террористического полицейского контроля. Контроль СМИ. Контроль над вооруженными силами и экономикой.
Слайд 21
Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
Возможным ли было сопротивление? И если да, то, каким оно могло бы быть?
Слайд 22
7. Домашнее задание.
Прочитайте самостоятельно и проанализируйте рассказ Солженицына «Матрёнин двор».
Литература:
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2011.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь. М.: Азбуковник, 1999.
Солженицын А. рассказы. М.: Современник, 1990.
Интернет- ресурсы:
Солженицын Александр Исаевич – Википедия. Свободная энциклопедия.
https://ru.wikipedia.org/wikiАлександр Исаевич Солженицын – Великий русский писатель.
http://www.solzhenicyn.ru