Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе внеклассной работы с учётом ФГОС

МБОУ ОЛОНСКАЯ СОШ


















ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя начальных классов
Духовниковой Оксаны Сергеевны

Тема:
«Экологическое воспитание учащихся
начальных классов сельской школы
в процессе внеклассной работы с учётом ФГОС».









Март 2014г.

     Экологическое воспитание учащихся
начальных классов сельской школы
в процессе внеклассной работы с учётом ФГОС.

 Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности, которая должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, является школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу.
       Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
        Успешность экологического образования во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного  окружения. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельской школы, т.к. для обучающихся в ней детей природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Сельские жители каждодневно  испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенный пункт природные экосистемы – лес, луг, озеро, река. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего детства. Для них становятся очевидными масштабы разрушений окружающей среды. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного отношения к природе. Для сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Нужно донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль  за грязные реки, берега которых превращены в свалки. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет и России!
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого
материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и
самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках внеклассной работы способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности, учащихся в природе.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию
экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной
работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения
разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах
внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы, подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, подкормить птиц зимой.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает при проведении экскурсий; туристических походов по изучению природы; экологических практикумов.
В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, работы на пришкольном участке, развешивание птичьих домиков, кормушек, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка.
При построении внеклассной работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
1. Познавательном;
2. Познавательно-развлекательном;
3. Практическом;
4. Исследовательском.
Познавательное направление работы направлено на цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры- путешествия.
Практическое изучение работы направлено на изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами, практическое направление (посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе).
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, считает, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. Дети получают экологическое представление о том, что нельзя рвать  цветы на лугу, для чего растут грибы в лесу, почему нельзя брать березовый сок, разорять птичьи гнезда.  При  дальнейшей работе эти представления перерастут в убеждения, которыми дети будут пользоваться в жизни. Усвоив нормы и правила экологического поведения, поступки учеников по отношению к природе станут гармоничными с ней, ребята будут чувствовать себя частью природы, внимательно относиться к природе родного края.

15