Доклад Из опыта воспитания детей в семье на основе учения В.Р.Ларионова «Саха –Айыы киьитэ»
Министерство Образования Республики Саха (Якутия)МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»
Родительские чтения: «Нравственно-социальные аспекты взаимоотношения полов»
Из опыта воспитания детей в семье на основе учения В.Р.Ларионова «Саха –Айыы киьитэ»
Разработала: родительница ученика 4 «б» классаВасильева Егора и ученицы 7 «б» классаВасильевой Ани Васильева Марианна Семеновна
с.Намцы, -2014 год.
Содержание
I. Введение-------------------------------------------------------------------------------------3 стрII. 1. Гендерный подход при воспитании ребенка в семье-----------------------3 стр 2. Якутское учение «Саха –Айыы киьитэ»----------------------------------------16 стр 3. Воспитание дочери согласно учению «Саха-Айыы киьитэ»---------------20 стр 4. Воспитание сына согласно учению «Саха-Айыы киьитэ»-----------------22 стрIII. Заключение--------------------------------------------------------------------------------23 стрИспользованная литература--------------------------------------------------------------24 стрВведениеПод «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер так же входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками)Гендерное воспитание –это формирование у детей представлений и мужчинах и женщинах, которое необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.Актуальность:В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди примеров можно привести следующее:-унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;-рост неадекватных форм поведения среди молодежи;Актуальность гендерного воспитания обуславливается так же и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируется прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка, только потом на половые. Новизна: В данной работе мы впервые попытаемся сопоставить точки зрения зарубежных и российских педагогов и психологов о роли семьи в гендерном становлении личности с якутским учением «Саха-Айыы киьитэ», а так же рассмотреть правильность своего личного опыта воспитания собственных детей. Таким образом, целью работы является: Сравнение исконно-якутского учения «Саха –Айыы киьитэ» с современной психологией и педагогикой по проблеме гендерного воспитания детей в семье.Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:-Собрать и изучить работы известных российских и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики по гендерному воспитанию.-Изучить якутское учение «Саха-Айыы киьитэ» В.Р.Ларионова.-Сопоставить современную психологию и педагогику с якутским учением Айыы и выявить схожие и противоречивые моменты в гендерном воспитании.-Проанализировать и рассказать собственный опыт воспитания детей
1. Гендерный подход при воспитании ребенка в семье
Главное внимание на осознание и принятие человеком своей половой принадлежности оказывает социум. Под его воздействием у индивида формируются определенные эталоны мужественности и женственности, иначе говоря, знания о типично мужских и женских качествах. «Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья», — подчеркивает Н.И. Шевандрин. Несомненно, важнейшую роль в усвоении подрастающей личностью тех или иных атрибутов своего пола играют родители, чье поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности; как образец взаимоотношения полов. Правильное полоролевое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка. Например, При эмоционально-сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающим отца девочки часто обнаруживают маскулинное, а мальчики феминное поведение.У человека довольно продолжительное детство. Пройдет много времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительно больше внимания как уходу за детьми (традиционная женская роль), так и их защите (традиционная мужская). Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения, в том числе тендерной идентичности, и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей — родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.Нарушения в личностном развитии ребенка и появления отклонений в его поведении во многом зависит от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в других условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»:-как источник эмоционально тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; -как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; -как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; -как старший друг и советчик, которому можно доверить все; -как своеобразный тендерный эталон, модель мужского или женского поведения.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.Любящие матери, не способные мыслить о ребенке отдельно от самих себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Избыток материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать не только потому, что вызывают насмешки сверстников, но и потому, что пробуждают в нем самом чувство зависимости, с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили, обычно восстанавливается, но уже на более высоком, сознательном уровне.Рост самостоятельности ограничивает и функция родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяготе к самостоятельности юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта — вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми. Все — хорошее и плохое — закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем, во-первых, ребенок подражает взрослым, и, во-вторых, что сами взрослые культивируют в нем. В этом плане не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта.Испокон веку отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно, отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за эту сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы, кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Поэтому дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени «впитывали» все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. «Это две половины одного целого, — отмечает психолог Ф.С. Махов. — Своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании «женских» недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недостатков, передав им лучшее, что есть в женской натуре.Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия на ребенка отца и матери, привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов .При этом отмечается, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности родительской речи по-разному сказываются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно различаются между собой. В частности, американская исследовательница Дж. Глисон обратила внимание на то, что отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку. В широком контексте развития языковых возможностей ребенка отец играет роль «мостика» между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Речь отца, адресованная сыну, характеризуется более строгим контролем активности ребенка, что выражается в более частом употреблении повелительного наклонения и вопросов, требующих ответа «да» или «нет», в то время как речь матери, обращенная к сыну, менее директивна и-приспособлена к восприятию ребенка. Матери имеют тенденцию разговаривать с дочерьми больше и иначе, чем с сыновьями. В частности, матери в своих обращениях к сыновьям больше, чем к дочерям, стимулируют их когнитивное развитие, задавая вопросы, используя числа и более подробные объяснения.Вместе с тем, как отмечают исследователи, в последние годы наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не может не отразиться как на семейной атмосфере в целом, так и на воспитательных функциях семьи. В современной российской семье наиболее часто наблюдается рассогласование между социальным положением и эмоциональным настроем родителей. Так, например, отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет ею мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитательных обязанностей. Во многом это обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи и ее главы привела к ослаблению, а то и к утрате специфических форм и методов мужского воспитания в семье. Этому способствовали и изменения, которые претерпели представители сильного пола в связи с кризисными явлениями, наблюдающимися в нашем обществе. В начале 90-х годов многие мужчины потеряли работу. Некоторые из них начали метаться, менять различные, непривычные ранее занятия, но мало кому удалось начать «жизнь заново», большинство потерпели неудачу. Невозможность для определенной части мужчин самоутвердиться на работе повлекла за собой проявление у них таких негативных черт характера, как чрезмерная обидчивость, раздражительность, агрессивность, мелочная придирчивость и т.п. Вместе с тем для современных мужчин присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не отличались еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести некоторое снижение волевой активности; снижение чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей и за их профессиональное (трудовое) определение; относительное снижение затрат свободного времени на детей; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны); усиление интереса к своей внешности: одежде, прическе и т.д.; повышение у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. Ребенок видит все это и начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи, а на самом деле таковым не является. В связи с этим у него пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от решения семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и преимущественно занимается воспитанием детей. Пытаясь выполнять в семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного «ролевого замещения» она утрачивает те исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью. Авторитарные матери приучают детей к беспрекословному повиновению, полагая, что воспитание — это возможность добиться абсолютного послушания детей.Подобный конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца в современной семье чутко улавливается детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности и тендерной идентичности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом.Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. И этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу родительской любви взрослые понимают по-разному. Для одних любовь — это неусыпный контроль, для других — постоянное выражение нежности, для третьих — физический уход и материальное обеспечение, для четвертых — предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. И очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребенок. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодушием и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).Проблема родительской любви в неблагополучных семьях является одной из самых острых. В свою очередь, она нередко связана с особенностями личности отца или матери, с их отношением друг к другу и к самим себе. Как уже отмечалось нами выше, довольно часто взрослые члены семьи (и в первую очередь супруги) используют ребенка в качестве своеобразного орудия для разрешения своих собственных проблем, демонстрируя либо чрезмерную любовь к нему, либо, наоборот, равнодушие и неприятие. Последнее встречается в неблагополучных семьях гораздо чаще, чем поддержка, одобрение и утешение. Для равнодушного или отрицательного отношения матери или отца к ребенку может быть несколько причин: дети напоминают им либо самих себя (если родители себя не принимают), либо супруга, причинившего боль (особенно это касается разведенных супругов). Иногда родители требуют от ребенка высоких достижений и не удовлетворены его реальными успехами, а бывает, что пол ребенка не соответствует их ожиданиям.Тревожные и самоуверенные родители нередко склонны отрицать индивидуальную значимость своего ребенка как личности. У одних это проявляется из-за повышенной тревожности и разочарования в жизни («ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем, и ничего хорошего у нас с тобой быть не может»), а у других — из-за самоуверенности («чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а еще неизвестно, получится ли из тебя что-нибудь»).Если ребенок начинает понимать, что родители могут полюбить его только за что-то — за успехи, похвалу окружающих, и следовательно, сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью, самоотрицанием, пессимистическим отношением к жизни. Для ребенка могут быть также характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. То есть у него формируется предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной неполноценности, слабости и зависимости от социальных оценок.Наряду с характерологическими особенностями, присущими большинству современных российских родителей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно сказываются на процессе воспитания детей. Под воспитанием в данном случае подразумевается не только целенаправленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, а, прежде всего, непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действенным, чем система специальных образовательных и воспитательных мер. На это обстоятельство в свое время указывал еще А.С. Макаренко, который предостерегал родителей от необдуманных поступков, подчеркивая при этом, что «никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть недостатки». Дети очень наблюдательны и чувствительны к малейшим изменениям в настроении и поведении взрослых, все повороты мыслей которых доходят до них невидимыми путями, хотя взрослые сами обычно их не замечают. «Ваше собственное поведение, — отмечал известный педагог, — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение».Данные замечания А.С. Макаренко не утратили своей актуальности и в наши дни, на что неоднократно указывали и указывают многие специалисты, занимающиеся изучением психологических проблем семьи и семейного воспитания. Среди личностных особенностей родителей, которые могут стать причиной личностной деформации и даже нейрогенного нарушения у ребенка, выделены, прежде всего, направленность их личности и некоторые черты характера, со временем приобретающие патологизирующие формы.Со стороны направленности личности родителей отмечается их гиперсоциалъность, излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих положительных эмоций, их чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, неумением или нежеланием учитывать особенности их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.Со стороны характера — это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно-несостоятельными. Но именно поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.На начальном этапе взросления ребенка особенно велико значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна помешать ребенку взрослеть «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее».К сожалению, многие матери, подсознательно ощущая неестественность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. В одних случаях это может быть обусловлено личностными и семейными проблемами, которые невольно проецируются на отношения с детьми, в других — патологическими чертами характера, связанными с психологическими особенностями их личности.Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать. Характер отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детейОсобенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятными последствиями. Американские психологи, исследовавшие условия семейного воспитания с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение к семье и детям.Среди неблагоприятных черт личности матерей, которые непременно скажутся в личностном облике воспитывающихся ими детей, отечественный исследователь А.Захаров выделял сензитивность, аффективность, тревожность, противоречивость личности, доминантность, эгоцентричность и гиперсоциальность.Сензитивность обычно проявляется как повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; аффективность — эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения главным образом в сторону ее снижения. С эффективностью тесно связана такая личностная характеристика, как тревожность — склонность к беспокойству. Недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, что в конечном итоге делает личность противоречивой по причине трудносовместимости сочетания вышеуказанных ее характеристик со стремлением играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими (доминантность) и фиксации сознания исключительно на собственной точке зрения, отсутствии гибкости суждений (эгоцентричность). При этом она может отличаться повышенной принципиальностью, утрированным чувством долга, трудностью компромиссов (гиперсоциальность), что граничит с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом. Все это, так или иначе, будет сказываться на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника нервного напряжения.Можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все то негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и поведения ее ребенка. Однако не следует забывать и о том, что наряду с матерью существенное влияние на развитие ребенка оказывает и его отец, связь с которым совершенно иная. «Он (отец — В.Ц.) имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери, — считает Э. Фромм. — Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир». Конечно, личность отца в этом случае имеет первостепенное значение. Дети, и особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения, накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. Следует особо отметить, что если положительный пример родителей (и в первую очередь отца) не всегда является образцом для подражания, то отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми (грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная несдержанность, курение, употребление спиртных напитков и др.). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда просто внешним признакам. В неблагополучных семьях нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения — еще один механизм формирования уродливого характера. Например, в семьях с алкоголезависимыми членами отец не только сам злоупотребляет спиртным, но и сына приучает пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина.Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная подражанием родителям. Дети не только впитывают то, что видят и слышат, но им порой даже нравится уличать своих родителей в неискренности. И это является для них самым веским оправдательным аргументом в случае, если те попытаются наказать их за неблаговидное поведение или обман. Как замечает по этому поводу американский психолог П. Экман, некоторые родители непредумышленно поощряют детей ко лжи собственным примером, и поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к вопросам детей, типа. «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?» «Дурной пример, подаваемый родителями, — подчеркивает П. Экман, — не исчерпывается явной вызывающей ложью, ложь может быть такой незаметной, что родители даже не придают ей значения. Солгать Остановившему машину полицейскому, занизить свой доход в налоговой декларации, оправдать по телефону свое опоздание вымышленной причиной — все эти случаи настолько обыденны, что проходят не замеченными для самих родителей... Мотивы родителей — избежать наказания, чувства стыда либо добиться того, чего иным путем заполучить сложно. Но ведь дети лгут по тем же причинам, и в известной степени учатся они этому дома». Не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ребенку, теплота и откровенность отношений между отцом и сыном, отцом и дочерью, отсутствие резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям — вот «приводные ремни», направленные на развитие душевных качеств ребенка. Теплые и дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, — оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье. В условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец, как это бывает в подавляющем большинстве полных семей, сохраняет хоть крохи сыновней привязанности, то потеря уважения к отцу почти с неизбежность ведет к потере самоуважения, а это, как известно, — основа всех болезней личностного роста. Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать (и может быть, найдет) другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. В сохраняющихся же семьях с матерью во главе мальчик, как правило, испытывает к «второстепенному» отцу чувства любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.Если для девочки мужчина в семье представляет собой первый образец поведения человека противоположного пола, то для мальчика он является примером, на который можно ориентироваться в жизни. Нормальное развитие мужских интересов, мужского самосознания у мальчиков тесно связано с участием отца в их воспитании. Наиболее мужественные сыновья вырастают отнюдь не у отцов — сторонников спартанской суровости, а у нежных и заботливых. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола».Авторитарность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье мешают развитию мужского самосознания сына. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является важным положительным моментом. Отец, пассивный в принятии решений, вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и (или) бабушкой ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинно мужских черт характера у сына затруднено и искажено. Помнить об этом следует не только мужчинам, но женщинам, которые в борьбе за власть в семье не задумываются о том, что приносят сына в жертву своим самолюбивым амбициям.Следует иметь в виду, что влияние личности отца на формирование личности ребенка зависит от целого ряда условий:от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать формирование девочки, и наоборот; от положения отца в семье. Сила и доминантность отца могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к наказаниям — отрицательную; положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом; значение отца никак не связано с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами.«Как правило, в семьях, где отцовское воспитание жестче материнского, вырастают более эмоционально устойчивые, умеющие правильно организовать свою жизнь дети (хотя и несколько агрессивные). И наоборот, эмоциональные взрывы, немотивированные поступки, истерические реакции часто характеризуют детей, которых воспитывают суровая мать и относительно мягкий отец». Поэтому избыток материнской авторитарности ставит перед отцом почти неразрешимые задачи. Он должен демонстрировать ребенку свою силу, всячески избегая формирования у него образа «слабого отца», и в то же время не пользоваться наказаниями, дабы не усугубить у ребенка чувство его отверженности. В этих случаях особенно важно, чтобы отец был умелым, профессионально успешным человеком, пользующимся уважением за пределами семьи, и чтобы этот высокий уровень компетентности отца был виден и понятен ребенку.Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера и становлении тендерной идентичности. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичными.Как известно, социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образу и подобию взрослых, и в первую очередь своих родителей. Это связано с рядом причин: во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения. Во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в общении друг с другом и с детьми, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом — все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым доверяет. Особенно велико влияние матери, которую психологи не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация (лишение или ограничение возможности удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка) может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. Негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер.Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Существует предубеждение, что взаимоотношения взрослых не интересуют ребенка. Между тем, дети очень чувствительны к малейшим изменениям в настроении взрослых и способны замечать то, что родители пытаются от них скрыть.Характер психического развития дочери или сына достаточно жестко зависит от желанности рождения ребенка именно этого пола. В тех семьях, где долго ожидали появления дочери, а вместо нее получили второго сына, малыша больше нежат, ласкают, чем его старшего брата, что приводит к отклонениям в формировании адекватной половой роли. Отрицательно влияют на психосексуальное развитие дочери и попытки воплотить в ребенке все надежды, связанные с не родившимся сыном.Зависимость мужественности и женственности детей от образцов родительского поведения проявляется в принятии характера исполнения отцом и матерью традиционных половых ролей. Лет с пяти мальчик следует за отцом, а девочка — за матерью. Когда оба родителя «мужественны» или «женственны», у них вырастает немужественный сын и неженственная дочь. Если же у матери более выражены мужские качества, а у отца женские, то дети обычно повторяют их ошибки. Индивидуум перенимает у родителей и программу поведения в супружестве. «Многие авторы на основании практического опыта показали наличие в супружестве неосознанной тенденции к повторению модели семьи своих родителей ..», — пишет С. Кратохвил. «Истинная мужественность и истинная женственность воспитываются», — считают авторы книги «Мир детства. Юность». Однако очень часто девушек не воспитывают как будущую мать, эмоционального лидера семьи. Родители стремятся прежде всего дать им хорошее образование, направить на приобретение престижной профессии, а женственность не культивируется, что приводит к преобладанию мужского стиля поведения. Но полностью мужские качества не воспринимаются, и девушки перенимают лишь внешнее: грубость, курение, алкоголь, превращаются со временем в «неженственных» женщин. Если сравнивать отношение в семье к сыну и к дочери, то вряд ли обнаружится значительное отличие, учитывающее неодинаковость их психического строя и будущие роли. Мало того, за эталон берется именно система воспитания мальчиков. Срабатывает установка на равенство полов. А в итоге стирается грань между женственностью и мужественностью.В формировании специфических качеств мужчины и женщины особенно значима роль отца. Для девушки он является эталоном мужественности. Очень важна оценка отцом ее внешней привлекательности. Если данная оценка невысока, то в будущем девушке трудно будет покорять мужчин. Обожание отца тоже плохо для дочери, так как ей сложно будет привыкнуть к мужскому равнодушию. Взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно—с отцом) в раннем детстве оказывают весомейшее влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминали своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявляющие никакой заботы о здоровье и развитии дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Любопытно, что ученым не удалось найти связи между особенностями личной жизни женщины и поведением ее матери; по-видимому, влияние отца в этом отношении является преобладающим. Девушки способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр к ним. Если отец смиряется с позиций ведомого, родители не конфликтуют, дочь сохраняет любовь и уважение к ним обоим, а, следовательно, и к себе самой.Особое место занимает отец в воспитании мальчика. Сын без объяснений подражает отцу, который также выполняет функцию контроля. У добрых и заботливых отцов вырастают мужественные сыновья. Грубость и авторитарность мужского воспитания приводит к повышенной тревожности, неуверенности в себе у детей.Опасна ситуация, когда отец компенсирует собственные недостатки, свою неуверенность за счет развития сына, которому он навязывает свои увлечения, чрезмерные занятия спортом, закаливание, манеру поведения (делегирование). Мать отстранена от воспитания, успехи ребенка не отмечаются. Постоянно звучат фразы типа: «Я в твоем возрасте. ..», «Я бы на твоем месте. .» Тотальное подражание сына отцу приводит к тому, что он теряет индивидуальность, самостоятельность, вырастает бесхарактерным, с нарушенным половым самосознанием.Одной из основных ошибок воспитания юноши является тенденция ограничения проявлений им мужских начал. Со стороны матерей, которые в основном занимаются воспитанием, наблюдается стремление привить будущему мужчине осторожность. Сверхконтроль, сверхопека, активная помощь при малейших затруднениях — все это проявления бессознательного желания матери сохранить эмоциональную близость с ребенком, как в раннем детстве. Иногда, до седых волос звучат выражения: «Одевайся потеплей», «Осторожней», «Далеко не заплывай», и с возрастом количество запретов не уменьшается.Довольно сильно страдает процесс формирования полового самосознания в неполных семьях. Девушки из таких семей не усваивают роль жены, хотя эмоциональная близость с матерью для дочери благоприятна, ведь каждый родитель склонен больше считаться с индивидуальными особенностями ребенка своего пола. Поэтому психосексуальные ориентации у этих девушек адекватные, но у них возникнет больше трудностей в установлении взаимопонимания с представителями противоположного пола. Дочери вдов несколько заторможены в психосексуальном развитии, но отношение к отцу сохраняется положительное. В их сознании существует идеализированный образ мужчины, которого в реальной жизни они не могут встретить. Девушки, мать которых разведена, подчеркнуто женственны, несколько развязны в своем поведении и довольно негативно воспринимают как отца, так и всех мужчин. Безусловно, негативно отражается на формировании индивидуальности сына отсутствие в семье отца. Мать-одиночка всю ласку, всю нерастраченную нежность обрушивает на ребенка, и, если последний не находит образца идентификации себя с мужчиной, то это отразится на особенностях его сексуальной ориентации. Он может усвоить женский тип поведения и впоследствии зафиксировать психосексуальную установку. Возможен вариант, когда мальчики создают себе довольно далекое от действительности представление о сугубо мужских формах взаимодействие, конструируя их как зеркальную противоположность наблюдаемым женским. Но так как мать в семье без мужа не столь сильно проявляет свои женские качества, сын ориентируется скорее на замещающие, компенсаторные формы общения, способы деятельности. К тому же мужская и женская роли далеко не во всем полярны, не являются набором противоположных качеств и свойств. Отсюда юноши, выросшие без отца, трактуют мужественность как агрессивность, грубость, резкость, вспыльчивость, чрезмерную самоуверенность.В процессе взросления юноши, воспитываемые только матерью, оказываются менее социально зрелыми, чем их сверстники из полных благополучных семей, не отличаются целеустремленностью, инициативностью, уравновешенностью. Даже если отец у юноши есть, но мать с ним разведена и относится к нему отрицательно, тоже наблюдается негативное воздействие на полоролевое развитие сына.В наше время распространены предрассудки, согласно которым «безотцовщина» неизбежно влечет за собой ущербность психического развития и поведения ребенка, грубые отклонения в формировании его личности. Однако неверно и мнение о том, что женщина, при достаточной материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не меньше, а то и больше, чем любой мужчина, а роль отца в лучшем случае вспомогательная. Функция отца заключается не только в обеспечении семьи, строгом воспитании детей. Он обязан помочь детям выйти в социальный мир. В целом степень влияния отца зависит от пола ребенка, положения мужчины в семье и обществе. Мужской стиль воспитания вовсе не обязательно осуществляет биологический отец, важна сама система отношений в семье и за ее пределами.Интересна ситуация, когда отец один воспитывает ребенка. Хотя в России такие случаи редки, ученым все же следует обратить на них внимание и выяснить особенности процесса полоролевой идентификации у детей, воспитываемых только отцом.Наличие у индивида братьев или сестер также явно отражается на его психосексуальном развитии. Лица, привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, имеют лучшую способность к адекватной половой идентичности. Единственно, если дочь — старшая в семье, то ее невольно воспитывают «по мужскому типу», прививая повышенную ответственность, самостоятельность, требуют раннего профессионального самоопределения, не поощряя сугубо женских увлечений. Старшие братья и сестры выступают для индивидуума в качестве эталонов мужественности-женственности, причем их пример может бать более значимым, чем пример отца и матери. Старшая сестра сильнее влияет на девочку, а брат на мальчика, их взаимодействие — хорошая социально-психологическая тренировка, в ходе которой вырабатывается способность к самоограничению ради близких, умение считаться с типично мужскими или женскими качествами.Если же воспитание ребенка происходит вне семьи, то у него наблюдается отставание в формировании реальных представлений о семейных ролях мужчин и женщин. Воспитывающиеся вне семьи дети идеализируют внутрисемейные отношения. Они хорошо знают, какие качества не соответствуют мужской или женской половой роли, но конкретизируют образ с большими затруднениями.2. Якутское учение «Саха –Айыы киьитэ»Учение «Саха-Айыы киьитэ» впервые было разработано еще в 1970-80-х годах отличником образования, Заслуженным учителем якутской школы, автором многих учебных пособий по национальной культуре Якутии Василием Романовичем Ларионовым. Целью данного учения является воспитание и развитие личности якутского человека.Данное учение включает в себя и так называемое гендерное воспитание, которому полностью посвящается два больших раздела: «Саха Ньургун Айыы уола» и «Саха Айыы кэрэ кыыьа». Большое внимание автор учения уделяет идеалу якутского мужчины –Ньургун Боотуру и идеалу якутской женщины –Туйаарыма Куо, и доказывает, что эти мифические герои воплощают в себе лучшие качества и черты характера присущие якутскому человеку. Так, например, Саха Ньургун Айыы уола должен быть:-физически хорошо развитым, здоровым, придерживаться здорового образа жизни, готовым к продолжению рода,-знать и уважать историю, культуру и традиции своего народа,-общительным, толерантным, обладать культурой речи, уважительно относиться к окружающим,-трудолюбивым , хозяйственным, находчивым,-уважительно относиться к женщинам: матери, сестре, жене,-преданным в любви, семье, своему народу…Саха Айыы кэрэ кыыьа должна обладать следующими качествами:-быть физически здоровой, аккуратной, готовой к продолжению рода, придерживаться здорового образа жизни,-иметь не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную красоту,-знать и уметь традиционные занятия и увлечения якутской женщины: шить, готовить, выполнять работу по дому и хозяйству,-быть преданной своему мужу, семье, народу,- полностью осознавать предназначение женщины, быть готовой к материнству…Ценность данного учения состоит в том, что автор приводит яркие примеры из жизни, культуры, истории якутского народа, которые могут быть полезны для воспитания и развития личности якутского человека с учетом его национальных особенностей, а так же воспитывающие прежде всего национальное достоинство и гордость, чувство патриотизма и любви в родному краю.Далее мы предлагаем, сравнительную таблицу, в которой отражены главные моменты в гендерном воспитании с точки зрения мировой и российской психологии и педагоги и якутского учения Айыы.
Педагогика, психология Учение «Саха-Айыы киьитэ»
Роль семьи в воспитании детей Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья Ийэ, а5а о5ону иитииигэ, улаатыннарыыга иккиэн тэннэ кыттан, кемелесуьэн, бэйэлэрэ холобур буолан иитэллэрэ, тэнник сыьыаннаьаллара ордук.
Важнейшую роль в усвоении подрастающей личностью тех или иных атрибутов своего пола играют родители, чье поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру Тереппуттэр айыл5аттан тахсыбыт аналларын суруннээн ийэ-кыыьын, а5а-уолун иитэргэ бол5омтолорун толору уураллар, элбэххэ уерэтэллэр.
Роль матери в воспитании детей В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно детям ближе, чем отец. Саха ыалыгар «эмньик» о5ону уксун ийэтэ керер, буебэйдиир. А5а о5о 5-6 ыйыттан керсер, кете5ер буолар. Бу кэмнэ о5о дьиэ кэргэнин билэр, ийэтин-а5атын уердэрэ элбиир.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать Ыал ийэтэ хайда5ый да, ыал оло5о оннук. Ийэ-ыал терде-ууьа.
Мать является хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Ийэ суолтата теретер о5ону телкелуур, иэримэ диэни иччилиир диэн ейдебул баар.
Ийэ айыл5а соро5ото буолан, айыл5а курдук теруур-уьуур айыл5алаах.
Роль отца в воспитании детей Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми А5а-ыал тутаах киьитэ. Харчыны, аьы-танаьы, дьиэни-уоту дьаьайан олорор а5аны ыал халын хаххата, суон дурдата, ыал а5ата –дииллэр.
Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье Дьиэ кэргэн, о5о дьолоохтук олороллоро кинилэр бэйэ бэйэлэригэр учугэй, куьа5ан сыьыаннаарыттан тутуллуктаах. Учугэй сыьыаннаах, чэгиэн ыалтан утуе киьи тахсар.
Дети, и особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения, накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. А5а айыл5аттан бэриллибит кууьун туьанан уолаттарын кемелеьуннэрэр, уерэтэр, дьиэ5э уокка туьалаа5ы онорор, бултуур, булар-талар.
Начало гендерного воспитания Лет с пяти мальчик следует за отцом, а девочка — за матерью О5ону 4-5 сааьыгар уллунах хараарыта диэн ааттыыллар. Бу сааьыгар о5о суурэр, кэлэр-барар буолар, сайдар, улаатар. Ийэ кыыьын, а5а уолун батыьыннаран элбэххэ уерэтэллэр, бииргэ ооньууллар, кэпсэтэллэр.
Воспитание в неполной семье Довольно сильно страдает процесс формирования полового самосознания в неполных семьях. Ыал йиэтэ дуу, а5ата дуу суох буолла5ына бутун ыал оло5о кыайан оноьуллубат.
Воспитание вне семьи Если же воспитание ребенка происходит вне семьи, то у него наблюдается отставание в формировании реальных представлений о семейных ролях мужчин и женщин. Сахалар тулаайах хаалбыт о5ону олус аьыналлара, хаан-уруу да буолбатар кемелеье сатыыллара, иитэ ылаллара. Ийэ, а5а тапталын билбэтэх о5о уксун иитиигэ итэ5эстээх буолара.
Таким образом, сравнительная таблица показала, что точки зрения известных российских и мировых педагогов и психологов во многом совпадают с тем, что пропагандирует Учение Айыы. Поэтому, считаем, что для нас, представителей народа Саха, Учение Айыы может быть полезно в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Далее, хочу познакомить вас с личным опытом воспитания детей на примере собственной семьи.Наша семья состоялась в 2000 году. Мой муж-Александр Егорович, работает мастером производственного обучения в Намском техникуме. Сама я работаю там же преподавателем общественных дисциплин. В нашей семье двое детей. Дочь Аня учится в 7 классе, сын-Егор в 4 классе, соответственно им 13 и 10 лет. 1. Воспитание дочери согласно учению «Саха Айыы кэрэ кыыьа».Наша дочь Аня родилась 21 ноября 2001 года. С самого детства очень подвижный, веселый, любознательный ребёнок. Говорить и ходить начала очень рано. В полтора года пошла в детский сад, где со временем стали проявляется такие черты характера как общительность, настойчивость, целеустремленность.-Кыыс кэрэтэ –тас кестуутугэр уонна бастын-мааны майгытыгар (Внешняя и внутренняя красота девушки)С малых лет мы приучали свою дочь следить за своим внешним видом, соблюдать личную гигиену. Кроме практического опыта для этого покупаем специальную литературу, например, разные энциклопедии и журналы для девочек, посещаем различные конкурсы, концерты для эстетического воспитания подрастающей девочки. С 12 лет она стала очень желать научиться правильно ходить, выступать на сцене. С этой целью Аня стала посещать школу моделей Илоны Обутовой, а затем и танцевальный ансамбль «Ургэл». Конечно же, мы поддерживаем желание дочери, так как считаем, что ребенок должен попробовать себя в разных направлениях, тем более танцы и модельная студия формирует в ней не только красоту и пластику, но и полезно для здоровья, в частности для осанки и фигуры. Духовная красота воспитывается, конечно же, в семье, в отношениях и поведениях родителей, из прочитанной литературы, из правильных поступков, из собственного опыта. Мы стараемся быть примером для своей дочери, придерживаемся здорового образа жизни, много читаем, стараемся посещать выставки и музеи, принимаем участие в мероприятиях, проводимых в техникуме, в наслеге, селе. Считаем, что наш опыт помогает воспитывать и в дочери желание узнать что-то новое и полезное для себя. - Кэрэ Саха Айыы кыыс этин –сиинин сайдыыта, доруобуйата, ийэ буолар соруга (физическое здоровье, готовность к продолжению рода, воспитание здорового образа жизни)В младенческом возрасте начинали с массажа, гимнастики, сна на свежем воздухе. Периодически даем ребенку витамины, соответствующие возрасту. В летнее время стараемся оздоровить ребенка в лагерях и санаториях. Сейчас, когда ей 13 лет, неизбежно стали возникать вопросы, касающиеся только матери и дочери, о продолжении рода. В этом случае, думаю, помогают только доверительные беседы со своим ребенком, важно, чтобы она была уверена, что мама поддержит и поможет при любом вопросе. - Саха-Кэрэ Кыыьын нарын намчы дьарыга (традиционные занятия и увлечения якутской девушки)Примерно с 5 лет Аня стала выполнять нетрудную работу по дому. Например, складывала обувь, вещи, вытирала посуду, поливала цветы. Чуть позже, пыталась стирать свои носочки, платочки, одежду кукол. Здесь, главное маме запастись терпением, потому что не все получалось с первого раза. Главное, выработать у ребенка любовь к труду, ответственное отношение к своим обязанностям по дому. Сейчас, Аня уже умеет неплохо готовить, стирать, убираться в доме, вышивать, вязать, конструировать одежду. Увлекается дочка художеством и бисер оплетением.-Саха Кэрэ кыыьын килбик, куустээх таптала (воспитание чувства преданности своему мужу, семье, народу)Чувство преданности, чувство собственного достоинства, гордости за свой народ должно воспитываться в ребенке с малых лет. Для этого надо его приобщать к культуре своего народа, к традициям, рассказывать о знаменитых земляках, о важных для нашей национальности событиях. Аня с первого класса занимается изучением жизни и деятельности Максима Кировича Аммосова и его дочерей. В течении 7 лет она работает над одной и той де темой и выступает на Аммосовских чтениях, где ее доклады заслуживают высокой оценки. Считаю, что эта работа так же способствует воспитанию патриотизма, чувства преданности своему народу.Чувство преданности своей семье воспитывается в ежедневный жизни, в семейных традициях, обычаях, в обычных посиделках с родными, в летних поездках в родные места. Так, например, почти каждый год мы ездим на родину отца в Нюрбу, при любой возможности посещаем родных и в других улусах и деревнях, стараемся, чтобы дочь знала своих не только близких, но и дальних родственников.Сейчас мы с дочерью переживаем самый трудное время во взрослении, т.е подростковый возраст. Сейчас у нее возникает очень много вопросов, появляются первые симпатии. Именно сейчас я, как мать пытаюсь быть дочери, прежде всего другом, советчиком. Так же не маловажна и роль отца, ведь отец для девочки выступает неким эталоном для будущего избранника.
2. Воспитание сына согласно учению «Саха Ньургун Айыы уола»
Наш сын Егор родился 4 мая 2004 года. С самого рождения ребенок был очень спокоен, малоподвижен. В детсадовском возрасте ребенок стал очень общительным, но в то же время вдумчивым, серьезным. Сейчас, основными его чертами характера являются доброжелательность, сострадание, хозяйственность, основательность, ответственность. Воспитанием и формированием личности сына, в основном занимается наш отец. -Уол о5о этин-сиинин сайыннарыыта (физическое развитие, здоровье, формирование здорового образа жизни, готовым к продолжению рода)Сын по сравнению с дочерью родился болезненным, слабым. Поэтому особых закаливаний и гимнастик в младенчестве мы не использовали, поддерживали здоровье витаминами и профилактическими процедурами. Ближе к 6 годам только стали закаливать, летом стал много купаться, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть с друзьями. Летом стараемся оздоровить сына в лагерях и санаториях. Во 3 классе Егор захотел заняться вольной борьбой, мы его поддержали, и он второй года занимается в спортивной школе. Хотя интерес к спорту у него был всегда. Он всегда восхищался медалями дедушки-спортсмена и даже один раз участвовал в конференции с докладом о спортивной жизни деда. Думаем, что и в будущем он не будет равнодушен к спорту, а значит и к своему здоровью. Наш папа придерживается здорового образа жизни, занимается пулевой стрельбой, боксом, шахматами и шашками, что тоже является примером для сына.Саха Ньургун Уола- дойду кемускээччитэ, саха норуотун сал5ааччыта (формирование знания и уважения к истории, культуре и традициям своего народа)Сын, в первую очередь, продолжатель семьи, рода, народа. Он - будущий защитник Отечества, Родины. В нашей семье на этот момент уделяется очень много внимания. Наш отец, человек прошедший военную школу, сейчас активно занимается патриотическим воспитанием молодежи, руководит кружком «Северный резерв». Поэтому чувство патриотизма он пытается привить и к своему сыну. Вместе они занимаются коллекционированием военных моделей техники, фигурок разных солдатиков, магнитиков и колокольчиков разных городов и стран, читают книги и журналы военного-патриотического содержания, конструируют и изучают модели самолетов. В 2 классе Егор принял участие в конференции с докладом о военных самолетах, модели которых они с отцом смастерили из дерева.Так же, с отец начал прививать к сыну интерес к традиционному занятию якутов-охоте и рыбалке.Кроме этого, посещаем краеведческие музеи, выставки, стелы, памятные места с целью информирования ребенка об истории, культуре родного края.
Уол о5о Ньургуна- дьон киьитэ. (воспитание общительности, толерантности, культурой речи, уважительного отношения к окружающим)С малых лет Егор отличался любознательностью, активной жизненной позицией, у него широкий круг интересов. Поэтому сейчас он может поддержать разговор практические на любые темы, соответствующие его возрасту. Так же, своим примером мы стараемся показать уважительное отношение ко всем окружающим, особенно людям старшего возраста, инвалидам, нуждающимся. Например, вместе с детьми собираем материальную помощь для детского приюта, дома престарелых и инвалидов. И стали замечать, что наши дети, особенно сын умеет сострадать, понимать, а самое главное старается помочь слабым и нуждающимся в помощи. С удивлением замечаем, что наши соседи уважительно относятся к нашему сыну, и даже иногда очень дальние соседи спрашивают и передают ему привет. У наших детей, в том числе и у сына, очень много друзей. Мы всегда приветствуем, если их друзья изъявляют желание переночевать у нас или просто погостить долгое время, устраиваем дни рождения или просто веселые вечера в кругу друзей, так как понимаем, что ничего не заменит подрастающему человеку общение со сверстниками. Саха Ньургун уола улэьит бэрдэ ( воспитание трудолюбия, хозяйственности)
Якутский человек всегда отличался высокой работоспособностью, трудолюбием. Только труд дал возможность выжить ему в северных трудных условиях. Трудолюбие, высокая работоспособность, выносливость, находчивость, мудрость - вот основные черты якутского мужчины. Считаем, что мальчика нужно с малых лет приручать к выполнению посильных работ по дому и хозяйству. В младшем возрасте Егор помогал мне по дому: мыл посуду, убирался в доме, собирал и складывал свои вещи, мыл посуду, стирал свои мелкие вещи. Сейчас он работает с отцом во дворе: убирает снег, заносит лед, пилит с отцом дрова, заносит дрова в баню, ухаживает за собаками и котом.По примеру отца так же Егор следит за хозяйством, за порядком в доме, ща мебелью. Например, уже сейчас умеет пользоваться молотком, отвёрткой, плоскогубцами, т.е может произвести мелкий ремонт .Кроме этого, он в отличии от сестры всегда задается вопросом сколько мы платим в месяц за свет или газ. Считаю, что это так же одно из проявлений хозяйственности сына.-Уол о5о Ньургуна ийэ5э, дьахтарга, кыыска сыьыана (воспитание уважительного отношения к женщине: матери, сестре, жене)Если отец-это образец для подражания, источник жизненного опыта и мастерства, то мать для сына это источник теплоты, жизненной энергии и душевного равновесия. Поэтому с малых лет мы мальчик должен ценить свою мать, а так же всех будущих матерей: сестер, подруг, одноклассниц. В этом ярким примером должен служить отец. Наш папа никогда не допускает неуважительного отношения к женщинам, он всегда внимателен к жене, дочери, к своей матери, к теще. И поэтому наш сын на данный момент четко осознает, что женщины –это слабый пол, что они нуждаются в защите, поддержке и уважении.
Заключение:Таким образом, изучив работы российских и зарубежных психологов, педагогов о гендерном воспитании, а так же исконно якутское учение Айыы мы пришли к следующим выводам:1. Якутское учение «Саха –Айыы киьитэ» полностью соответствует современной педагогике и психологии в изучении гендерного воспитания в семье.2. Важную роль в гендерном воспитании играет отношения в семье, а так же поведение обеих родителей, которые служат живым примером для формирования гармоничного пола детей.3. Важную роль в воспитании сына должен играть отец, в воспитании дочери- мать.4. Роль отца в воспитании дочери, так же и как роль матери в воспитании сына немаловажна, но следует при этом очень правильно строить отношения и процесс воспитания. Например, учитывать возраст и психологическое состояние ребенка.5. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учетом всех половых и индивидуальных особенностей личности.
Использованная литература:
Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990
Ларионов В.Р. «Саха –Айыы киьитэ» , Якутск, 1998
Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4.
Махов B.C. Кого мы растим? М., 1989.
Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России // Семейная психология и семейная терапия. 1998.
Целуйко В.М. Основы психологии семьи. Волгоград: Перемена, 2002;
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2003;
Целуйко В.М. Психология нетрадиционной любви. М., 2003; Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2004
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995
Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.