Учение Айыы – основа духовно-патриотическое воспитания


Иванова Анна Петровна
учитель математики
МБОУ
Сунтарской средней общеобразовательной
школы №1 имени А.П.Павлова.
Учение Айыы – основа духовно-патриотическое воспитания
Актуальность проблемы:
Актуальность гражданского образования для нашей республики обусловлена спецификой перехода к местному самоуправлению, необходимость готовить законопослушных людей, с формированным чувством ответственности, умеющим проявлять инициативу, пользоваться личными свободами. Необходимо перейти к созданию школе различных учебно-воспитательных комплексов, ориентированных на формирование гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, способностей к социальной адаптации, социальной мобильности и социальному партнерству. Для создания подобных комплексов возможно включение в содержание учебных предметов психологических и историко – культурологических материалов, обращение к различным древним архетипам культуры и религии, которые в течение долгого исторического времени были ориентирами высокой духовности народов.
В день завтрашний прямого пути нет, туда из сегодня можно попасть только через вчера. Путем установления паритетного диалога ученика и учителя, ученика и культуры, путем диалога поколений, диалога культур. Только гибкость мышления и поведения ученика и учителя может позволить воспринять новый способ познания мира, способ образа жизни, образа поведения, мыслей, чувств.
Гоняясь за процентами, за поступаемостью в ВУЗы, за суммой знаний и оценок, упуская из вида процессы духовного и нравственного становления личности. Что первично, сформировать знания, умения, навыки или воспитать человека, который сам сможет определить, что ему нужно? Или, развивая интеллект, воздействовать на его чувственный мир, душу, личностный потенциал? Какие существуют механизмы полного раскрытия личностного потенциала личности? Как можно построить природосообразную педагогику? Существуют ли естественные законы созревания личности? Можно ли в школе работать «ребенкосообразно», как предлагают ученые-экспериментаторы? Эти и многие вопросы поставили перед нами необходимость поиска новых путей во внеклассной работе, необходимость составления программы по духовно – патриотическому и гражданскому воспитанию в классе.
Анализ образовательной ситуации в селе и школе показывает следующие обстоятельства:
У определенной категории семей пропал интерес к образованию детей.
Произошло расслоение населения по возможностям и уровню образования ( по уровню усвоения программы и уровню доходов родителей, уровню интереса родителей )
Крен в образовании в сторону получения знаний, основным критерием успешности становится поступление в ВУЗ.
Наличие особых образовательных запросов, связанных с той категорией учащихся, которые в силу разных причин будут лишены возможности поступать и учиться в ВУЗе.
Определенный слой населения и слой учащихся лишен возможности традиционным (научным путем) познать мир, найти себя в современном культурном и социально – информационном пространстве. Вне внимания остаются «базовые» классы.
Не создаются условий для саморазвития личности, в силу определенных причин лишенного возможности успешно учиться в школе по образовательным дисциплинам.
Мой 8 «а» класс является экспериментальной базой для реализации программы «О5ону Айылыы Патриотическай ейге- санаа5а иитии тиьигин барыла» , одобренной Министерством образования Республики Саха (Якутия), автором Программы является наш ученик, ныне студент ИФ ЯГУ, член Координационного Совета Конгресса города саха программы Дормидонтов Т.В., который три года работал вместе со мной как равный помощник классного руководителя. Для реализации этой экспериментальной программы была создана творческая группа под руководством классного руководителя Ивановой А.П.
Целями и задачами Авторской программы являются:
Воспитание истинного патриота своей Родины и Матери Природы.
С ранних лет привить ребенку самобытную национальную культуру, традиции и обычаи своего народа.
Научить Жить в Гармонии с Матерью- Природой.
Работа по облагораживанию и исцелению природы, укрепления духа ребенка путем проведения алгысов - молений к Высшим Богам Аар Айыы и Добрым Земным Духам.
Развитие экологической культуры личности.
Изучение и пропаганда Олонхо - Мирового Шедевра Нематериального наследия ЮНЕСКО
Всестороннее изучение, использование, пропаганда Духовного Наследия Предков - Великой Религии Якутского Народа «Аар Айыы Итэ5элэ»
Новый подход к проблеме воспитания на основе учения народа Саха может качественно изменить человеческую жизнь, изменить человека путем формирования целостного мировоззрения, воспитания свободной, нравственной правовой воли,
Программа включает теоретические и практические занятия. В первой части рассматривается предмет воспитания – человек – как саморазвивающееся начало, как нескончаемый процесс (части 1-4); во второй части – рассматривается Духовность – как самоопределяющаяся основа жизни (5-12) ; в третьей части - необходимые практические и исторические знания, которые могут стать основой мировоззрения и образа жизни ребенка (части 12-21); каждая часть имеет практические занятия, которые направлены на формирование Духа ребенка. По каждой части имеется практическое занятие, включающее разные виды деятельности: рисование, самоанализ, выходы на природу, творческие задания, направленные на развитие духа, творчества и воли ребенка, как основных факторов формирования духовности. В ходе работы проводятся такие практические занятия как Алгысы - Моления, походы на природе, прогнозирование природы по явлениям природы, сбор, хранение лекарственных растений, шитье, вязание, искусство боя , искусство и гигиена народная в питании, охране здоровья, организации досуга, охране окружающей среды, строительстве взаимоотношений с другими людьми и другими культурами и.т.д.
Каждый ребенок проходит курс алгысотерапии, фитотерапии, массажа, психорегуляции, и диагностику состояния духовного и физического здоровья по авторскому методу врача – рефлексотерапевта Дохунаевой Анны Васильевны
За три года работы появились первые результаты. Детям и родителям нравится этот курс. Работа по программе во время апробации дала положительную динамику в развитии детей: отмечается укрепление здоровья, рост интереса к национальной культуре, внутреннее принятиедетьми традиций и обычаев народа как неотъемлемой части, как части духовного здоровья. Научились методам и навыкам укрепления здоровья по традициям народной медицины. Все дети приобщились к народному фольклору, умеют запевать оьуохай, тойук, воспринимать Алгыс, готовы к философскому восприятию Олонхо.
Данная программа и моя работа по её реализации стали для меня основой моего самообразования, основой моей работы в моем классе, в работе по моему предмету, на первый взгляд далекому от содержания Программы. Ведь мир, в котором мы живем, это мир культуры. И входим в него, только творя и передавая из поколения в поколение не только эстафету научных знаний, но и нравственный и духовный опыт предыдущих поколений.