Классный час по ПДД на тему Тормозной и остановочный путь
урок по теме: «Остановочный путь. Тормозной путь»
Класс: 7
Цель урока:
создать условия для расширения знаний учащихся по теме «Остановочный путь. Тормозной путь»;
выработать осознанную необходимость соблюдения Правил дорожного движения.
Задачи урока:
образовательные:
научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути;
показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом;
содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности.
создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: умение работать в парах при совместном решении проблемы, умение вести диалог, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы;
создать условия для формирования компьютерной грамотности как фактора развития межкультурной компетенции учащихся;
развивающие:
создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий: умение извлекать информацию из видеофрагментов, дополнительных источников;
развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы;
развивать умение высказывать собственное мнение и его обосновывать;
воспитательные:
способствовать воспитанию законопослушности, ответственности за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
способствовать развитию социальной компетенции, доброжелательного отношения к окружающим;
способствовать воспитанию уменияработать в парах;
способствовать нравственному воспитанию; воспитанию коммуникативных качеств, навыков самооценки.
Методы обучения:проблемно-поисковый, проблемно-диалогический; словесные, наглядные.
Система оценивания учащихся:в ходе урока оценивание учащихся не предусматривается
Оборудование и наглядные средства обучения: доска; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеофрагмент«Остановочный путь.Тормозной путь», видеофрагменты «Нахождение тормозного пути», тест, звуковое сопровождение: «Добрая дорога детства», песня В. Леонтьева «Светофор» для рефлексии, магнитная доска, памятка пешехода.
Планируемые результаты: учащиеся смогут ответить на простейшие вопросы по теме «Остановочный путь. Тормозной путь», смогут сделать вывод от каких показателей зависит тормозной путь.
План урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент. Формулирование темы урока с учащимися
Здравствуйте, ребята! (Звучит песня «Добрая дорога детства», на фоне песни учитель задает вопросы учащимся)
Как вы думаете, одна секунда - много это или мало?
Что для пешехода одна секунда?
Иногда пешеход видит - машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Давайте посмотрим видеофрагмент.
Отвечают на вопросы учителя
Статистические данные.
Просмотр слайдов о статистике ДТП
Как Вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ваши варианты темы урока.
(Учитель подводит к теме «Остановочный путь. Тормозной путь»).Итак, сегодня речь пойдет об остановочном пути и тормозном пути.
Просмативают слайды презентации о статистике
Формулируют тему урока
Изучение понятий: «остановочный путь», «тормозной путь».
Кто знает, в чем отличие тормозного пути от остановочного? Давайте посмотрим фрагмент. (Просмотр видеофрагмента «Тормозной путь.Остановочный путь»)
Вопросы для закрепления по видеофрагменту:
Почему невозможно остановить мгновенно автомобиль?
От чего зависит тормозной путь? Что может влиять на длину тормозного пути?
Что такое время реакции водителя?
Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?
Ребята, помните – ни одна машина сразу остановиться не может. (Просмотр кадров ДТП с человеческими жертвами, где виновниками были пешеходы).
Просматривают видеофрагмента «Тормозной путь.Остановочный путь
Отвечают на вопросы
Просматривают слайды презентации
Проведение исследования.
Как вы думаете, от чего зависит тормозной путь автомобиля? Тормозной путь зависит от многих факторов, например,
а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.
б) от состояния дороги. Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.
в) от скорости автомобиля.
Давайте проведем исследование в компьютерной программе.
Вам необходимо увидеть, как изменяется тормозной путь в зависимости от скорости движения автомашины, полученные данные внести в таблицу.
(Таблицы у учащихся лежат на партах)
Вывод: чем больше скорость, тем он длиннее.
Учащиеся работают на компьютерах)
Тестирование.
Тестирование проводится с помощью компьютерной программы или анкеты
Работают с тестом
Подведение итогов урока.
Учащимся раздается памятка
Работа с памяткой
Рефлексия.
Перед Вами на доске светофор, а на партах конверт, в котором 3 стикера-огонька (красный, желтый, зеленый). Оцените ваше состояние на конец урока. Прикрепите на светофор (вывешен на магнитной доске):
Зеленый цвет – было все понятно, на уроке меня удивили факты, события, статистика.
Желтый цвет – было не все понятно, но на уроке было интересно.
Красный цвет – на уроке мне было не понятно, скучно.
До свидания. Спасибо за урок. (Во время рефлексии включается песня В. Леонтьева «Светофор»)
Работа со стикирами
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:
Дудкин В.Л. Изучайте правила уличного движения. – Киев: Радянска школа, 1970.
Правила дорожного движения Российской Федерации /сост. А.Т. Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд. испр. – М.: Глобус, 2006.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. –С-Пб.: Автоград, 2001.
Автомир.– №9, №36 – 2008.
Приложение 1
Раздаточный материал для проведения исследовательской работы на компьютере.
Торм. путь по сухой дороге, м
0,65
2,6
5,8
10,4
16,3
23,5
32,1
41,9
53,0
Скорость движения автомашины, км/ч
Ответ:
Торм. путь по сухой дороге, м
0,65
2,6
5,8
10,4
16,3
23,5
32,1
41,9
53,0
Скорость движения автомашины, км/ч
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Приложение 2
Вопросы для теста:
1. Почему в населенных пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?
А. Так положено.
Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.
В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.
2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?
А. Дворовые территории.
Б. Места около школ, детсадов.
В. Нерегулируемые перекрестки.
3. Как зависит длин тормозного пути от скорости движения?
А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.
Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.
В. Тормозной путь от скорости движения не зависит.
4. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.
Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.
Ключ для тестирования: 1 – в
2 – а,б,в
3 – б
4 – б
Приложение 3
Памятка пешехода
Умей не только видеть, но и слышать улицу.
Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза).
Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.
Приложение 4
Статистика
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.[
Статистика. По итогам прошлого 2007 года в России произошла 23 851 авария, в которых погибли 1116 и ранены 24 707 школьников и дошколят. На пешеходов составлено 560 тыс. протоколов за нарушение ПДД. Получается, что каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков, нарушил ПДД.
15