Внеурочная деятельность в условиях малокомплектной сельской школы
Внеурочная деятельность в условиях малокомплектной сельской школы
К.Д. Ушинский писал: « Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что требует терпения, ...но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания»
"Всё течёт, всё меняется". Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Ведь счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным, а конфликты, психо травмы превращают его в неудачника. Неожиданные чрезвычайные события могут переменить жизнь каждого из нас навсегда. Дети — оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Любовь к детям — это ответственность, ни с чем несравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности.
Как воспитывать личность, не воспитывая? Как суметь её развивать, оберегая всё самое индивидуальное и самобытное?
Воспитание личности — главная ценность образования в современном обществе. Гражданственность, патриотизм, толерантность, уважение достоинств и прав других, миролюбие, добропорядочность, чувство персональной ответственности и активная жизненная позиция являются определяющими в нравственном облике человека, конкурентоспособной личности нового тысячелетия.
Одним из главных направлений воспитательной работы всегда было патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине — школе, селу, району, а через эту любовь — формирование гордости за свою страну, любви к ней, готовность разделить её беды и радости, страстное желание активно включиться в работу по созданию гражданина своей страны.
И как важно, чтобы в это время рядом с нашими учениками был настоящий и понимающий учитель — наставник, словом и делом утверждающий любовь, заботу, внимание, справедливость, честность, добро.
Мы должны помочь учащимся честно посмотреть на себя и увидеть свои положительные и отрицательные стороны, развивать в них способности принимать решения, которые формируют характер, и тем самым создавать собственную личность
Родители хотят видеть в детях самостоятельно мыслящую деятельную личность, личность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, честную, добросовестную, внимательную, милосердную, профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами, стремящуюся к постоянному успеху.
Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении последних лет привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, является внеурочная деятельность. Актуальность, важность рациональной организации внеурочной деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.
Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО заключается в отсутствии единообразной модели для малокомплектной сельской школы. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа, по сути, является единственным культурным центром села. Все это также определяет необходимость разработки Модели по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской школе.
Образовательная среда нашей школы представляет собой системный комплекс, выстроенный на принципах сетевого взаимодействия. Партнёрами по основным направлениям внеурочной деятельности школы являются:
ООО АСТ « РЕГИОН»
ФОК «Чемпион»
Большетумановский ДК
Большетумановская сельская библиотека
Храм села Большое Туманово
Школьный краеведческий музей
Школьная библиотека
Большетумановская амбулатория
Каждый обучающийся в начальной школе охвачен внеурочной деятельностью. Занятия предусмотрены не только в стенах школы, а также в сельском доме культуры, сельской и школьной библиотеке, храме села в рамках занятий запланированы экскурсии, как по селу, так и за его пределами. Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, знаменитыми людьми нашего села, мастеровыми, экологические акции, трудовые десанты, проектные и творческие работы.
Военно-патриотическое направление представлено программой:
«Я - гражданин России»
Спортивно - оздоровительное - «Здоровый ребёнок-успешный ребёнок»
Туристско-краеведческое- «Край родной Туманово»
Научно-познавательное – «Юный исследователь»
Модель организации внеурочной деятельности в нашей школе построена на основе тесного взаимодействия образовательного учреждения со всеми социокультурными объектами села. Основная цель такого взаимодействия — создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей, создание широких возможностей для творческой самореализации на пользу себе и другим людям.
Среди ценностей, культивируемых в нашей школе, можно выделить:
динамичное развитие
защищенность и комфорт;
профессионализм как необходимость в любых видах деятельности;
талант, как особая ценность в этом мире;
творческая активность;
здоровье.
Успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здоровье — вот ключевые слова ценностно-ориентационного поля развития воспитательной системы в целом и внеурочной деятельности в частности. На мой взгляд, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, использование собственных ресурсов и окружающего социума позволяет сегодня успешно реализовать учебный план школы в соответствии с ФГОС НОО.
Литература:
1. Тивикова С.К, М.К.Приятелева «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород, НИРО,2011.
2. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. ,Просвещение 2010.
3. Григорьев Д.В.,Степанов П.В., «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.,Просвещение, 2010.
4. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова.
М., 1993-1999.
5. Информационные ресурсы: http://pedsovet.su/ , http://standart.edu.ru/,
http://mon.gov.ru/dok/fgos/