Презентация. Тема «Опыт гражданско–патриотического воспитания обучающихся сельской школы на уроках истории и обществознания и через внеурочную деятельность с применением новых технологий»


Напалков Вячеслав Александрович учитель истории и обществознания I кв. категорияФилиала МБ ОУ Никитинской СШ- Шагаевской ОШ Починковского района Нижегородской области2015Аттестация педагогических работников в целях установления высшей квалификационной категорииПрезентация практических достижений профессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования) «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь» (Василий Ключевский) Тема «Опыт гражданско–патриотического воспитания обучающихся сельской школы на уроках истории и обществознания и через внеурочную деятельность с применением новых технологий» «Условия формирования личного вклада»научно - исследовательские изучение работ философов, психологов и педагогов по патриотическому воспитанию (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Ш.А. Амонашвилли, В.А. Сластенин, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.)методическиеОрганизационно - педагогическиеУчастие в районных методических объединениях, публикации в сети Интернет Изучение проектно – исследовательского метода (Г. К. Селевко) «Актуальность личного вклада в развитие образования» Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.3«Национальная стратегия действий в интересах ребенка на 2012 – 2017 годы» Глава 3, п.2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 годы»Недостаточное развитие форм и методов на основе новых информационных технологий в гражданско – патриотическом воспитании с учетом особенностей села, при условии ограниченного круга взаимодействия социальных субъектов В условиях глобализации общественных отношений актуальна тема гражданско – патриотического воспитания как основного инструмента сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей и закрепления их у обучающихся.Требование ФГОС ООО - воспитать гражданина – патриота, учитывая историко – культурную специфику региона, через активную деятельность познающего субъекта. «Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования» Программно-проектировочный подход (Г.К. Селевко)В процессе проектно – исследовательской деятельности у обучающихся формируется умение самостоятельного конструирования своих знаний и ориентирования в информационном пространстве, развивается критическое мышление.Принципы проектной деятельности:системность; управляемость;многоуровневость, реалистичность; реализуемость проекта; рефлексивность «Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Высший уровень развития чувства патриотизма связан с активной социальной деятельностью… на благо Отечества». Г.К. Селевко «Цель и задачи педагогической деятельности»ЦЕЛЬ: создать условия для гражданско – патриотического воспитания обучающихся сельской школы на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности через применение новых методов обучения и воспитанияЗАДАЧИ: проанализировать существующие методы обучения и воспитания;отобрать наиболее эффективные методы для организации урочной и внеурочной деятельности;разработать рабочую программу по гражданско-патриотическому воспитанию с применением инновационных методов;апробировать рабочую программу;внедрить в образовательный и воспитательный процессы наиболее эффективные формы работы Игровых технологийЭкскурсийИсследовательского методаПроектного методаГражданско – патриотическое воспитание в сельской школе на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности – это одно из направлений формирования личности самостоятельной, социализированной, духовно – нравственной «Ведущая педагогическая идея»Формируется в процессе «Деятельностный аспект личного вклада педагога» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Метод Предмет Класс Тема урокаПроектный Обществознание 8Семья (ролево – игровой проект)Проектный Обществознание 8Предпринимательская деятельность Проектный Обществознание 9Политические режимы. Политический выбор на необитаемом островеПроектный История9Урок – обобщение по теме «Великая Отечественная война» (прикладной проект)Проектная технология - система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий с обязательным предоставлением результатов.Ролево-игровой проект «Семья»Проектный метод на урокеПрикладной проект «Памяти павших»Структура ролево – игровых проектов:конструирование игровой ситуации;исполнение ролей; результат неизвестен до конца работы Исследовательский метод на уроке«Деятельностный аспект личного вклада педагога» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МетодПредметКлассТемаИсследовательский История 7Народные движения в первой четверти XVIII векаИсследовательский История9 Советский тыл в годы войныИсследование – это процесс поиска истины или неизвестного, новых знаний. Сущность исследовательского метода: учитель ставит в форме исследовательских заданий проблемы и проблемные задачи в определенной системе, а учащиеся их выполняют совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. Исследование исторического документа и ЭОРЭтапы исследовательского метода:формулирование проблемывыдвижение гипотезыпостановка цели и задачиопределение объекта и предмета исследованияописание процесса исследованияобсуждение результатов исследованияформулирование выводов и оценка полученных результатовОбучающиеся работают в группахТворческое домашнее задание Проектный метод во внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа гражданско-патриотического воспитания «ПАТРИОТЫ» Цель: создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся с применением новых методов. «Деятельностный аспект личного вклада педагога»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГодМесяцТема2011 - 2012СентябрьМоя родословная2011 - 2012ОктябрьПомощь ветеранам2012 - 2013Май - июньСделай мир прекраснее2013 - 2014НоябрьАллея детства2013 – 2014Март - апрельКнига памятиРезультат применения проектного метода в патриотическом воспитании – приобретение воспитанниками действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности.Сбор информацииКнига памяти Исследовательский метод во внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГодМесяцМероприятие 2011 - 2012 ЯнварьРеликвии моего края 2012 – 2013 Март «Развитие старообрядческого движения» 2013 - 2014 Ноябрь«Нижегородская губерния в годы Первой мировой войны: будни и подвиги» 2014 - 2015 Декабрь«Мы в памяти своей хранить должны» «Деятельностный аспект личного вклада педагога» Исследование реликвий моего краяСбор информации о жизни населения в годы Первой мировой войны Участие в научно–исследовательской конференцииЭффективность исследовательского метода в патриотическом воспитании заключается в вовлечении обучающихся в поисковую деятельность по изучению истории Малой Родины. В ходе работы они встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, испытывают чувство гордости за свою землю, что способствует формированию гражданско-патриотических качеств. ЭкскурсияЭкскурсии в гражданско-патриотическом воспитании играют особую роль, дети ближе узнают историю своего края, страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор учащихся, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГодМесяцМероприятие 2011 – 2012Сентябрь с. Б. Болдино «Музей – заповедник А.С. Пушкина» 2011 – 2012Декабрьг. Саранск «Музей боевой славы» 2012 – 2013 Октябрь с. Василевка «Крест на мече Ивана Грозного»2012 - 2013Ноябрьс. Починки «Мой край родной» 2013 – 2014 ЯнварьЭкскурсия в г. Нижний Новгород2013 - 2014Мартр п. Шатки «Детский музей имени Тани Савичевой»«Деятельностный аспект личного вклада педагога» Этапы проведения экскурсии:-подготовительный –содержательный – подведение итогов Виды экскурсий:Направление экскурсий: научно-познавательноемузейныекраеведческие с. Василевка «Крест на мече»В музее Тани Савичевой «Диапазон личного вклада»Опыт формирования гражданско – патриотического воспитания в сельской школе с применением новых методов применяется как в урочной, в зависимости от изучаемого содержания в соответствии календарно – тематического плана, так и во внеурочной деятельности в соответствии с авторской программой «Патриоты» .Создание системы гражданско-патриотического воспитания с применением новых методов способствует повышению уровня сформированности гражданско-патриотических компетентностей у обучающихся сельской школы.Игра «Зарница»«Урок мужества»Экскурсия по родным местамАкция «Ветеран живет рядом»Метод ДискуссииПрограмма «Патриоты» «Результативность профессиональной педагогической деятельности»Результат гражданско – патриотического воспитания обучающихся сельской школы через применение новых методов: навыки самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности;умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах;опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;использование новых информационных технологий для решения поставленных задач;формирование социализации личности «Результативность профессиональной педагогической деятельности»Мониторинг по количеству обучающихся, посещавших отряд «Патриоты»Анкетирование по уровню патриотичности обучающихсяАнкетирование с целью изучения повышения мотивации обучающихся к истории и обществознанию «Транслируемость практических достижений»Открытый урок для учителей района с применением инновационных методов «Народные движения первой половины XVIII века»Выступления на педагогических советах школы «Отчет о реализации программы «Патриоты»;Открытое мероприятия для учителей базовой школы «Дворцовые перевороты»; Участие в Интернет- конкурсах: - Общероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший урок»; - Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок» - Всероссийская викторина, посвященная памятным датам Отечества Публикации мероприятий на сайте: infourok.ru. Литература1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ 2. Национальная стратегия действий в интересах ребёнка на 2012 – 2017г.г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761)3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 годы» 4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк. Просвещение.5. ФГОС ООО Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. Спасибо за внимание!