Урок литературного чтения по произведению И. Соколова-Микитова «Русский лес»
Раздел «Когда, зачем и почему?»
(Познавательная литература)
Тема: И. Соколов – Микитов «Русский лес»
Тип урока: изучение нового (с использованием краеведческого материала)
Форма урока: урок – мастерская построения знаний
Цели: продолжить работу с познавательным текстом;
работать с текстом по плану (учиться видеть, отбирать материал в соответствии с планом);
работать в группе (развитие коммуникативных навыков, умение договариваться);
познакомить с биографией писателя;
развивать речь, наблюдательность детей, творческие способности;
совершенствовать навык чтения;
учить детей вглядываться в картину родной природы;
любить, чувствовать и понимать окружающую природу.
Оборудование: презентация об авторе; слайды с видами природы; карточки с заданием для групповой работы; запись музыки П.Чайковского «Времена года. Март»; загадки, стихи Окуловских поэтов о весне и о лесе; картина И.И.Левитана «Лес»; словарь Ожигова, толковый словарь.
Ход урока
I.Организация урока: знакомство
II. Введение в тему
- Сегодня мы с вами будем работать в мастерской
- Объясните, что вы понимаете под словом «мастерская»?
(2 ученика работают со словарями)
мастерская - небольшое производственное или ремонтное предприятие
мастерская - помещение, в котором работает художник или скульптор
- Кто может объяснить значение слова «мастер»?
Мастер – человек, знающий в своём деле, часто наставник
т.е. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] своего дела.
- С одним из таких мастеров, мастером слова, мы и познакомимся. Это писатель Иван Сергеевич Соколов – Микитов.
- Что вы знаете об этом авторе?
- Известно ли вам, что Иван Сергеевич некоторое время жил в Окуловском районе?
III. Просмотр презентации
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. Работа над новым материалом
1). - Мастерская Ивана Сергеевича – ЛЕС. Мы сейчас отправимся в его мастерскую, прогуляемся по лесу, а потом сами попробуем стать мастерами.
2) Слушание музыки (1,5 – 2 мин)
– Закройте глаза. Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Март»
– Расскажите, где вы побывали и что увидели?
( представления детей)
3). - У каждого человека своё видение леса.
– Соколов – Микитов написал серию рассказов, которые объединил темой «Русский лес»
– Послушайте и отгадайте загадки об этих деревьях: + слайды деревьев
Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а без волос (Берёза)
Не загадка это даже,Сразу назовем,Если только кто-то скажет -Желуди на нем! (Дуб)
Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
С моего цветка беретПчелка самый вкусный мед.А меня все ж обижают:Шкуру тонкую сдирают. (Липа) – плели лапти, туеса (корзины)
Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (Клён)
V. Коллективная работа (алгоритм для работы в группах)
8). –Откройте учебник стр. 112
- Найдите рассказы.
- Прочтите первый рассказ.
- Что это за текст? (описание, повествование, рассуждение)
- Выберите слова или словосочетания, с помощью которых автор описывает внешний вид дерева.
- Как вы думаете, есть ли польза кому-либо от деревьев? (ответ одним словом: да, нет)
- А что говорит об этом автор? Найдите ответ в тексте.
- Обобщая то, что вы прочитали, подумайте и скажите, как писатель относится к березе? Докажите словами из текста.
- А что вы сами знаете ещё о берёзе?
- Вот вы уже стали подмастерьями, помощниками мастера, а теперь настала пора стать настоящими мастерами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Работа в группах (раздаю листы «Мастерская творческого письма» - дуб, ель, липа, клён)
- Будем работать в группах. У вас на партах есть план работы в виде таблички.
- Вам нужно ознакомиться с текстом и заполнить эти сопроводительные письма. Время для работы – 10 минут
Берёза (липа)
1
Описание дерева (внешний вид)
2
Польза
3
Отношение автора к дереву
4
Мои наблюдения (что знаю о дереве)
VII. Представление от групп (презентация)
- Расскажите о своей работе в мастерской + (дополнение учителя о символе каждого дерева)
______________________________________________________
·________
- У славян дерево всегда было символом Жизни.
В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало.
____________________________________________________________
Славяне тоже почитали липу как священное дерево, как дерево-мать, дарующее своим детям все необходимое. В самом деле, нашим предкам было за что почитать липу, ведь из ее коры они плели циновки и лапти, из веток связывали веники, из мягкой древесины изготавливали посуду; настой из липового цвета служил им лучшим лекарством, а душистый липовый мед излюбленным лакомством.
_________________________________________________________________
Вечнозеленые деревья ель, сосна символизировали вечную жизнь, бессмертие.
Новогодняя традиция украшать елку говорит о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках.
________________________________________________________________
Клен символизировал способности к магической защите, любовь и материальное благополучие
Клен – дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям всех типов, несет успокоение, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво; принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей.
Между человеком и кленом, растущим перед его домом, существует несомненная связь. Пока живет человек, клен строен и высок, листья на его ветвях крупные и сочные. Умирает старый хозяин – и клен засыхает.
_________________________________________________________________
VIII. Обобщение
1) - Как одним словом, можно назвать все вместе взятые деревья? (ЛЕС)
- Только ли эти деревья встречаются в нашем лесу?
Учитель:
И первым зааукал лес:Иди ко мне - я здесь!Я покажусь тебе в ЗареСмотри, какой я весь! + СЛАЙД («ЛЕС»)
- Р.к: Это картина художника, имя которого И.И.Левитан. Он некоторое время (в 1899 году) жил в деревне Окуловка и написал несколько картин с нашей природы: «Стога», «Тишина», «Летний вечер», «Последние лучи солнца», «Избы». Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь»
- Мы побывали в мастерской замечательного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова, узнали, каким он представляет себе русский лес, вы рассказали о своих наблюдениях.
- Когда закончится урок, о чём вы расскажете своим друзьям или дома?
2). - Составьте, пожалуйста, синквейн (ваше отношение к проведённому уроку) в группах, а кто желает, может отдельно составить.
УРОК
2 прилагательных (описание урока)
3 глагола (действие на уроке)
Предложение из 4 слов (ваше отношение к уроку)
Одно слово (возникшее чувство от урока)
IX. Домашнее задание: подробный рассказ о любом дереве
- Мне хочется закончить урок стихами наших земляков-поэтов:
ВЕСНА
Люблю эту теплую пору!
Взбежала, проснувшись от сна,
На нашу высокую гору
Смешная девчонка-весна,
Проталин своих конопушки
Рассыпав по гладям полян,
Я шел, как оглохший, опухший,
От чистого воздуха пьян..
Андрей Оленев
Пока подснежник под землей,
Земля еще под снегом,
Но все изменится весной
Под этим добрым небом.
Сиянье солнечных лучей
Всего теплом коснется
И превратиться снег в ручей,
Земля вздохнет, проснется.
Зазеленеет вдруг трава,
Из почек лист проглянет,
Весна войдет в свои права
И радовать вас станет.
Татьяна Скородумова
X. - Спасибо за урок!
Дополнительно: (если останется время)
Игра «Чья это детка?» - назвать дерево
(показать шишку, жёлудь, летучка клёна, цветок липы)
13PAGE 15
13PAGE 14115