В. Драгунский «Хитрый способ»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: В. Драгунский «Хитрый способ»
Тип урока: новая тема.
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством В. Драгунского и его произведением «Хитрый способ».
Задачи: 1. учить детей понимать и анализировать рассказ;
2. развивать мышление, интерес к чтению, умение анализировать и делать выводы;
3. воспитывать через рассказ быть помощником своим родителям.
Средства обучения: учебник, портрет, иллюстрации.
Ход урока.
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня, мы с вами познакомимся с биографией Виктора Юзефовича Драгунского и его рассказом «Хитрый способ».
IV. Изучение нового материала.
Биография писателя.
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жили его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.
Однако потом семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло детство будущего писателя.
Когда Драгунский подрос он перепробовал множество профессий: был рабочим, шорником (это человек, который изготавливает валенки), лодочником. Но главной мечтой в его жизни оказалась мечта о театре. Эта мечта стала потихоньку воплощаться. Около года он работал в цирке клоуном, потом в театре.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. После войны Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя птичка» разыгрывала нечто вроде капустников. Коллектив мгновенно прославился на всю страну.
Также Драгунский организовал эстрадный ансамбль «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Драгунский сочинял сценки, куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады.
Вскоре Драгунский стал писать книги. И самыми знаменитыми стали «Денискины рассказы».
Центральный персонаж «Денискиных рассказов» - на удивление счастливый ребенок, к которому с пониманием и участием относятся окружающие, родители, товарищи, учителя. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.
- В серию «Денискиных рассказов» входит рассказ «Хитрый способ», который мы сегодня прочитаем.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
Первичное чтение рассказа.
Анализ первичного чтения.
- Понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа? Какую главную проблему решали герои рассказа?
4. Работа по тексту.
1. Как мама относится к мытью посуды? (найдите в тексте)
2. Как этому отнесся папа?
3. О чем усиленно думал Дениска? Перескажите.
4. Почему мама рассердилась на папу?
- Ребята, а кто из вас дома моет посуду? Как вы думаете, это приятное занятие? (пожелание детям)
5. Почему Дениска решил рассказать о своем способе? (он ужасно хотел есть)
6. Какой способ мойки посуды придумал Дениска? Расскажите.
7. Объясните мне слово «негигиенично».
8. Как вы думаете, что значит трехступенчатым потоком?
9. Какой способ придумал папа?
- Итак, чей способ вам больше всего понравился? Папы или Дениски? Почему?
5. Чтение по ролям.
6. Чтение в парах, жужжащее чтение.
V. Домашнее задание
Читать, пересказывать.
VI. Итог урока.
- Ребята, так с каким рассказом мы с вами познакомились? О чем идет речь в этом рассказе? Какие моменты вам больше всех понравились?