Урок по литературному чтению на тему Виталий Бианки Ёж-спаситель (2 класс)

Сценарий урока с использованием компьютера
Автор – Гиль Ольга Васильевна
Образовательное учреждение – муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 г.Томска
Предмет – литературное чтение
Класс – второй
Тема: «Виталий Валентинович Бианки «Ёж-спаситель»».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая.
Цель: формирование представления об авторском художественном произведении как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира;
развитие у младших школьников представлений о литературе как искусстве слова, развитие языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков;
развитие воображения и творческой активности детей.
Учебные задачи:
формировать умение слышать и понимать авторское художественное слово и обогащать читательский опыт второклассников;
развивать: творческое воображение, способность к самообучению, речь;
воспитывать: любовь и интерес к родному языку и к литературе.
Учебно-методическое обеспечение – текст произведения В.В.Бианки «Ёж –спаситель» (учебник Ефросининой Л.А., «Литературное чтение. 2 класс (I
· часть); издательство «Вентана- Граф», 2008, 2009 гг.)
Время реализации занятия– 45 минут
Авторский медиапродукт:
Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word)
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Последовательные кадры презентации.
Схема взаимосвязи кадров урока:






4. Содержание кадров:
№ слайда
Содержание

1,2,3
Введение в тему урока.

4,5
Актуализация знаний.

6
Тема урока.

7
Чувства

8
Моделирование обложки

9
Тайны авторских художественных произведений

10
Главные герои произведения

11
Задания группам.

12
Физминутка

13
Сказки – не сказки

14
Превращение в сказку

15
Домашнее задание

16
Рефлексия

Целесообразность использования медиапродукта:
повышение мотивации к обучению;
интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов, формирование у обучающихся системности и целостности представлений о литературе как об искусстве слова через акцентирование внимания младших школьников на языковом материале, создание условий для раскрытия содержательности особенностей произведений В.В. Бианки, его восприятия мира;
формирование инструментария для групповой (продуктивной) творческой деятельности обучающихся на уроке: выстраивание логических связей и определение алгоритма работы;
развитие наглядно-образного и понятийного мышления обучающихся, их творческих способностей и коммуникативных компетентностей.
развитие понятийного мышления за счёт возможности и необходимости самостоятельно анализировать материал, выделять ключевые слова

Учебно-наглядный комплекс:
Наличие персонального компьютера, экрана и медиапроектора по сопровождению;
аудиозапись звуков леса
листы с изображением главных героев произведения, карточки с напечатанными выдержками из текста, ножницы, клей, фломастеры, живой ёж.
Карта урока:

Комментарий хода урока
Время
(мин)

№ слайда
Развитие личностных качеств и психических процессов




Репродуктив
ные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности


Введение в тему урока
0,5
1

Любознательность,
культура эмоций, активность, точность речи


0,5
2




1
3
Мышление
память


Актуализация знаний
0,5
4




0,5
5
Мышление
память


Сообщение темы урока
1
6

Любознательность

Первичное восприятие текста произведения

5
7
Внимание
Мышление
Системность
Аргументирован-
ность и точность речи
Активность

Моделирование
3
8
Внимание
Мышление


Анализ произведения
с целью изучения выразительных средств автора
0.5
9

Внимание
Мышление



0,5
10
Внимание
мышление


Групповая творческая работа
9
11
Дисциплина
Организован-
ность
Самостоятель-
ность
Мышление
Определение и выполнение ролевых функций, ответственность Мышление, четкость и выразительность речи, логичность, системность
Гибкость, толерантность

Выступления творческих групп. Обсуждение результатов работы.

9
-
Ответствен-
ность
Аргументирован-ность, четкость и выразительность речи, логичность, системность, активное слушание

Физминутка
2
12
Дисциплина


Задание творческого характера
1
13
Мышление
Аналитичность


6
14
Понимание материала
Активность
Аргументирован-ность
Точность, уместность, выразительность речи

Домашнее задание
1
15
Внимание
Любознательность
активность

Рефлексия
4
16
Мышление
Организован-
ность
Рефлексивность
Аналитичность
Активность
Культура эмоций, переживаний


Ход урока

1. Организационный момент
2. Введение в тему урока.
Слайд №1.Звучит фонограмма с записью голосов леса. На экране появляется первый слайд. После паузы:
- Как вы думаете, куда это мы попали? (в лес)
Слайд №2.
-Богат наш Сибирский край лесами. Зачем люди ходят в лес?
(за грибами, ягодами, шишками, лекарственными травами, отдыхают...)
- Сегодня мы отправимся в лес, но не за грибами и ягодами, а за наблюдениями, а наблюдать мы будем за жизнью леса и его обитателями.
Слайд №3
- Кого бы вы хотели встретить в лесу? (лису, зайца, ежика.)
3. Актуализация знаний.
Слайд №4.
- А разве вы мало знаете про ежа? (много, мало)
Слайд №5
-Давайте определим - так что же мы уже знаем? (млекопитающее; залегает на зиму в спячку; иглы это колючий панцирь – защита; ночной охотник; короткие лапки; ежата рождаются неколючие)
4. Тема урока.
Слайд №6.
- Здорово! Вы показали себя знатоками животного мира. А вы уверены, что знаете всё про ежа? А дополнительная информация будет интересна? (да)
- Тогда знакомьтесь. Это Виталий Витальевич Бианки удивительный знаток родной природы. Природа и стала главным героем его произведений. Вот что он писал в своем дневнике.
« Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую зверушку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей».
Наблюдать будем глазами В.В.Бианки, читая его произведение «Еж-спаситель»
5. Работа с учебником.
Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» ч. 2, стр. 56
Первичное восприятие текста произведения. Чтение рассказа учителем.
Слайд №7.
- Какое чувство вызвало у вас произведение? (страх за Машу; жалость; радость, что всё закончилось благополучно)
- Почему? (сначала ёж уколол Машу, потом её могла укусить гадюка)
Слайд №8.
Моделирование обложки
-Как называется произведение? («Ёж-спаситель»)
- Можно ли утверждать, что это удачный, точный заголовок? (да).
- Объясните (Ёж - один из главных героев спас девочке жизнь, а это самое главное действие в этом произведении)
- Кто автор? ( Виталий Валентинович Бианки)
Анализ произведения с целью изучения выразительных средств автора.
Слайд №9.
- Каждый текст это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Над этим вопросом сейчас мы и поработаем.
Слайд №10.
- Назовите героев этого произведения (девочка Маша, ёж, змея)
6. Групповая творческая работа.
-Предлагаю разгадать загадку этого произведения в групповой работе.
У вас листок с иллюстрацией одного из главных героев, карточки со словами.
Слайд №11.
Вам надо:
выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характер вашего героя, замысел и основную мысль произведения;
наклеить эти слова на карточки;
выступить от своей группы: рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам.
Каждая группа выбирает, вырезает и наклеивает образные ключевые слова
Первая группа - о Маше.
Вторая группа - о еже - спасителе.
Третья группа - о змее.
- Давайте вспомним правила работы в группах:
не шуми;
не перебивай и учись слушать,
умей высказывать свое мнение;
вноси вклад в общий результат.
Проверка.
- Предлагаю 1 группе рассказать о своих наблюдениях.
1 группа (мы выбрали слова: рано-рано проснулась, накинула на себя платье, босиком побежала в лес, поскользнулась и вскрикнула от боли, до крови укололась, заплакала, от страха руки-ноги отнялись, опомнилась, вскочила и убежала домой.)
Автор непросто так подробно описывает героев, а чтобы вы лучше их поняли. Расскажите, что вы поняли, узнали? (выслушиваются все варианты ответов детей)
Что удивило в поведении Маши? Какой вывод можно сделать? (выслушиваются ответы детей)
- Предлагаю 2 группе рассказать о своих наблюдениях.
2 группа (мы выбрали слова: под кочкой сидел еж, свернулся и зафуфукал, замолчал, развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее, ловко подставил свои колючки, бросился, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину лапками)
-Что вы поняли, узнали о еже, благодаря этим авторским ключевым словам? Что удивило? Какие выводы сделали? (выслушиваются ответы детей)
- Предлагаю 3 группе рассказать о своих наблюдениях
3 группа (мы выбрали слова: большая серая змея с черными зигзагами на спине, шипит и высовывает розовый язык; вскинулась всем телом и кинулась на него - как плетью ударила; страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него)
-Что вы поняли, узнали о гадюке, благодаря этим словам?
-Что удивило?
- По каким признакам можно узнать гадюку?
- Какие выводы сделали? (выслушиваются ответы детей)
- Писатель В.В.Бианки в своем произведении создал художественные портреты главных героев, для этого нашел точные и разнообразные слова и сравнения. И вы услышали их и верно, поняли авторское слово, разгадали eгo загадку.
Слайд №12.
Физминутка (с шариком су-джок: дети по ладоням и пальцам руки катают шарик круговыми и прямыми движениями)
-Время отдыхать. А поможет нам вот такой веселый ежик.
По дороге ежик шел.
В саду яблоко нашел.
Разделил всем пополам.
Съел один кусочек сам, Дал второй кусочек Мите, Третий дал кусочек Вите, А четвертый дал Маринке, Пятый скушала Иринка.
7. Инсценировка
Слайд №13.
- Знаете, что и в жизни бывают чудеса. В.В.Бианки называл свои произведения « сказки - не сказки». Как вы думаете это сказка или не сказка?
(нет, так как события происходят в реальной жизни, это рассказ)
Что не хватает, чтобы рассказ стал сказкой? (животные могли разговаривать человеческим языком)
Слайд №14.
Представьте, что думал ежик, видя плачущую девочку, обсудите это в группах расскажите в инсценировке; постарайтесь передать характер ежа. Какое ключевое слово поможет? (зафуфукал)
Проверка: так что профуфукал еж.
Итог: характер передали, придумали здорово и убедительно профуфукали.
8. Домашнее задание (по выбору).
Слайд №15.
1. Представьте, какие слова и как могла прошипеть змея в этом произведении, и передайте в инсценировке.
2. В.В.Бианки написал много замечательных книг о животных. Поднимите руки, кто хотел бы еще прочитать произведения этого замечательного автора. Тогда к следующему уроку найти и прочитать произведения В.В.Бианки.
8. Рефлексия.
Слайд №16
- Я предлагаю вам высказывать свое мнение, выражая свои чувства, свое отношение к произведению, к уроку, к работе. Отвечая, использовать слова:
Меня удивило...
Я почувствовал....
Я думаю...
Я хочу поделиться...
Мне понравилось...
Я хочу предложить...
- Благодарю за работу. Меня приятно удивило ваше творчество.
- Я почувствовала радость от результатов нашего урока.
- Я думаю, что вы с интересом выполните домашнюю работу.
- Мне понравилось, как вы умеете работать в группах
- Я хочу предложить вам поближе познакомиться с главным героем произведения «Ёж- спаситель» (учитель вносит в кабинет живого ежа).
Литература:
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 2кл. Ч.2.- Москва: Издательский центр «Вентана- Граф», 2008,2009 гг.
Ефросинина Л.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 2 кл. -Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»во, 2008 г.
Гиниятуллина А.А. «Опыт организации групповой работы на уроках», ж. «Начальная школа» №1, 2004 г.

9

8

7

6

5

4

3

2

1

16

15

14

13

12

11

10



15