8 класс. однородные члены предложения. (обобщение. урок-практикум)
Учитель русского языка МОУ СОШ №4
с углубленным изучением технологии
Курского муниципального района
Ставропольского края
Власюк Ольга Александровна
Тема. Обобщение по теме «Однородные члены предложения»
Цели урока:
продолжить формирование и закрепление учащихся навыков работы с текстом; закрепить навыки орфографического и пунктуационного разбора;
отработать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающими словами;
формировать речевые навыки и умения учащихся; показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами;
развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Метапредметные результаты:- владение всеми видами речевой деятельности:- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;- овладение приемами отбора и систематизации материала на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорахПредметные результаты:-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение
Тип урока: обобщающий
Оборудование урока: интерактивная доска, система оценивания, программа ActivInspire, флипчарт урока
Ход урока.
I.Мобилизующий этап
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко. (записать на доске)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Слайд 1.
- Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
- Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
- Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.
II. Целеполагание.
-Итак, давайте определим тему нашего урока. Прочтите предложения. Скажите, что общего в этих предложениях
Слайд 2.
Слайд 3.
Порыв ветра вырвался из-за деревьев, закружил пыль на дороге и умчался.
Мы очень спешили к поезду, но опоздали.
По склонам гор видны сосны и ели, клёны и дубы.
- А какова цель нашего урока? Сформулируйте цель, используя слова на доске УМЕТЬ, ПОВТОРИТЬ, НАУЧИТЬСЯ.
Слайд 4.
-Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки однородных членов, которые нам предстоит сформулировать)- Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте своих одноклассников внимательно, не повторяйтесь.
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Являются одним членом предложения.
3. Относятся к одному и тому же члену предложения.
4. Обычно выражены одной и той же частью речи.
5. Произносятся с перечислительной интонацией.
Слайд 5.
III. Работа над тренировочными упражнениями
1.Беседа.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные понятия нашего урока
-Что такое однородные члены предложения?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами предложения? (повторить по таблице)
Слайд 6.
2.Пунктуационный анализ предложений
Работа в парах. Учащиеся списывают предложения, совещаясь с друг другом, объясняют правильность постановки знаков препинания.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните графически постановку знаков препинания.
1)Я помню сто степных дорожек, и свист косы, и пот с лица, и это все меня тревожит, болит и ноет без конца. (И.Кашпуров)
2)С этим словом мне всегда рисуется ясень у дощатого крыльца, гуси косолапые на улице и бескрайные поля. (И.Кашпуров)
3)Люблю я русскую природу: березки в дымке голубой, пасущиеся стада и реки с чистою водой. (Г.Фатеев)
4)Я видел Ставрополье на картинах, в окно вагона, через дым костров.(И.Кашпуров)5)Летит оно в равнинах и горбинах, лежит на стыке четырех ветров.(И.Кашпуров)
Слайд 7.
- Учитель обращает внимание учащихся, что предложения, передающие любовь к родному краю, взяты из произведений поэтов и писателей Ставропольского края. Зачитывает стихотворение Г. Фатеева.
Стихотворение
Люблю я русскую природу: Березки в дымке голубой, Стада, пасущиеся всюду, И реки с чистою водой. Люблю лесов благоуханье И запах скошенной травы, И пчел роящихся жужжанье, И шум проснувшейся листвы. Люблю тебя, земля родная, За то, что Родина моя! И не найти прекрасней края, Чем Ставропольская земля!
Геннадий Фатеев
3. Комплексный анализ текста
Учащиеся выполняют работу комплексный анализ текста в группах. Учащиеся должны проявить коммуникативные компетенции. При проверке выполнения задания каждая группа дополняет ответы своих соперников.
А)Прочитайте предложения. Составьте из предложений связный текст. Озаглавьте его. Б)Определите стиль и тип речи. Выделите ряд однородных членов, какова их роль в тексте.
В)Выпишите предложения с пропущенными знаками препинания.
1)В солнечное летнее утро в лесу, на полях, в траве видны алмазы. 2)Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и красными, и синими. 3)Это капли росы собрались в листьях травы и блестят на солнце. 4)Листок этой травы внутри мохнат, пушист, похож на бархат.5) И капли катаются по листку и не мочат его. 6)Сорвёшь такую чашечку и выпьешь росинку. 7)И росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Слайд 8.
У доски учащиеся каждой группы перемещают предложения, составляя текст.
4. Работа с тестом.
С помощью системы оценивания учащиеся выполняют тест, выявляют ошибки, выставляют оценки в дневники.
Слайд 9.
IV.Домашнее задание. (дифференцированное)
1)Составить 7 предложений с однородными членами, иллюстрирующие все примеры постановки знаков препинания
2) Написать сочинение-миниатюру о достопримечательностях нашего села, используя предложения с однородными членами
Слайд 10.
V. Рефлексия.Учащиеся составляют спич знакам препинания в предложениях с однородными членами. (Спич - это крaткaя приветственная речь в честь кого-либо, произносимая чаще всего на торжественном банкете)
Слайд 11.