Проект по технологии ученицы победивший на муниципальном уровне на Всероссийской олимпиаде школьников


Ставропольский край
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
6013452540423100571120с. Солдато-Александровского Советского района»
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии
ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
-3153537528955на тему: «Декоративно-прикладное искусство»
345122583185
Работу выполнила: СОЛОМЕННИКОВА ЯНА ФЁДОРОВНА, 9 класс
35826709144012827091440
Наставник: Валентина Ивановна Труфанова
с. Солдато-Александровское
2012

СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи 3
Выбор темы проекта 4
Обоснование темы проекта 5
Планирование проектной работы 6
Из истории деревообработки 7
Выбор варианта 9
Выбор материалов 10
Выбор оборудования 15
Выбор формы 16
Предварительный подсчет себестоимости 17
Несколько ценных советов 18
Требования к изделию 19
Технология хохломской росписи 20
Технологическая карта 24
Мини-маркетинговое исследование 26
Эколого-экономическое обоснование 29
Расчет полной стоимости 30
Реклама 31
Заключение 32
Итог моей работы 33
Список используемой литературы 34
Приложение (ТБ, чертежи) 35

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Освоить технологию обработки древесины в домашних условиях.
Приобрести умения и навыки по художественному оформлению изделий из древесины.
Закрепить навыки деревообработки и художественной росписи изделия.
Разнообразить коллекцию подарков, сделанных своими руками.
Воспитывать точность и аккуратность в работе.
Развивать познавательную активность и творческое отношение к работе.
Учиться пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор.
Готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, учиться экономично и разумно вести домашнее хозяйство.

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
Для изготовления творческого проекта в этом году я выбрала «хохломскую роспись» на разделочных досках. Эту идею предложила учитель технологии. Я считаю, что творческий проект должен быть необычным и красивым, будь это шитьё, кулинария, вязание, выжигание или что-то иное. Это изделие прекрасно дополнит интерьер кухни, кабинета технологии или может быть подарком на день рождения или другой праздничный случай.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.
Хохлома
Хохлома(значения):
Хохлома — русский народный промысел.
Хохлома — деревня в Заволжском районе Ивановской области.
Хохлома — село в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Ковернинский район"Ковернинском районе Нижегородской области.
Сухая Хохлома — деревня в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Ковернинский район"Ковернинском районе Нижегородской области.
Рис. 1 Примеры
хохломской
росписи
29387804445021590044450
Хохлома́ — старинный  русский  народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой  декоративную роспись  деревянной  посуды  и  мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не  золотой, а серебристый  оловянный  порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой  деревянной посуде  эффект  массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные  ягоды  рябины  и  земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Всегда считалось, что лучший подарок – это книга. Бесспорно, но куда приятнее получать подарки, сделанные своими руками, в которые даритель вложил время, душу, а главное – сердце.
Но как же сделать подарок своими руками? Если есть желание и время, то сначала надо понять, что хотим сделать, из чего, какой цветовой гаммы. Обязательно учесть, кому вы его преподносите. Уделите ваше внимание возрасту, полу и увлечениям получателя.
2050415125095609602540
Рис. 2 Образцы изделий

Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы – это источник радости и духовного умиротворения.
Хохломская роспись по дереву – замечательный и самобытный вид русского народного искусства, декоративной росписи деревянных изделий (посуда, мебель, коромысло). Хохломскую роспись отличает тонкий растительный узор, элементы которого хранят реальные черты родной природы (травка, елочка, ягодка) и характерная красочная гамма, построенная на сочетаниях киновари с черным, реже зелеными цветами и золотом.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Постановка проблемы.
Выработка идей, вариантов, альтернатив.
Выбор темы и ее обоснование.
Выбор материалов.
Выбор оборудования и средств.
Предварительный подсчет себестоимости.
Технологическая последовательность изготовления изделия.
Изготовление изделия.
Окончательный подсчет себестоимости.
Экономическое обоснование проекта.
Реализация готового изделия.
Подведение итогов работы.

ИЗ ИСТОРИИ ХОХЛОМЫ
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:
1 версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
2 версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы. ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги— главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром.суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда— в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

4215130494665ВЫБОР ВАРИАНТА
Вариант №1
Подсвечник.
Необходимые материалы:
Древесина - Дуб
Токарный деревообрабатывающий станок
Рис. 3 Подсвечник
Краски для росписи
-145415362585Вариант №2
Поднос.
Необходимые материалы:
Древесина - Липа
Стамески для резьбы по дереву
Краски для росписи
Рис. 4 Поднос

Вариант №3
Разделочные доски.
Необходимые материалы:
343471570485Древесина - Сосна
Фанера
Лобзик ручной или электрический
Наждачная бумага
Рис. 5 Разделочные доски
Краски для росписи (акриловые или масляные), черный лак (кузбас лак)
Я выбрала третий вариант, так как не имею опыта работы на токарном деревообрабатывающем станке и не владею навыками резьбы по дереву. А работа с лобзиком мне знакома и я с ней справлюсь.

ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Сосна — древесина деревьев рода Сосна (лат. Pinus) относится к хвойным породам древесины, так же как ель, пихта, лиственница или тис. В Европе под этим названием понимают почти исключительно древесину Сосны обыкновенной (лат. Pinus sylvestris). Существует ряд других видов сосен, древесина которых находит применение в различных областях, среди них Европейский кедр (лат. Pinus cembra), Сосна веймутова(лат. Pinus strobus) и всё чаще выращиваемая из-за своей стойкости к загрязнению воздуха
Свойства сосны
В условиях соревнования друг с другом сосны выращивают на значительную высоту прямые цилиндрические стволы, при этом форма роста может сильно зависеть от региона и экологической обстановки. В зависимости от региона стволы могут быть кривыми или сучковатыми, древесина может быть косослойной. Длина ствола без сучьев при оптимальных условиях достигает 20 метров при общей высоте дерева до 48 метров, диаметр составляет от 0,4 до 0,6 метров, порой достигая 1 метра. В качестве сравнительно неприхотливого вида сосна очень быстро растёт и может достигать прироста 7,8 м³ в год; порубка производится в возрасте 100—120 лет, высококачественная древесина старше 160 лет.
Рис. 6

22225226060Поперечный спил ствола сосны
Ядро сосны ясно отличимо по цвету от заболони, в противоположность ели и пихте. При этом заболонь шириной от 2 до 10 сантиметров имеет желтовато- или красновато-белый цвет, в то время как ядровая древесина на свежем срезе красновато-жёлтая и темнеет со временем до красновато-коричневого или красно-коричневого. Годичные кольца ясно отделимы одно от другого и имеют в среднем около 3 мм в ширину, причём их ширина может варьировать в зависимости от места произрастания от одного миллиметра до почти сантиметра. Поздняя древесина заметно темнее и красно-коричневая в отличие от молодой. Смоляные каналы выражены сильнее, чем у ели или лиственницы и ясно различимы на глаз.
Сосна имеет среднюю плотность — 520 кг/м³ при 12-15 % содержании влаги и является довольно тяжёлой по отношению к другим хвойным породам. Механические свойства по сравнению с елью очень хорошие, в то же время их разброс очень большой и зависит от происхождения и условий роста дерева.
С возрастанием ширины годичных колец (и связанным с этим уменьшением доли поздней древесины) возрастает и плотность; механические свойства вследствие этого ухудшаются. Хорошая вязкость и умеренная склонность к короблению также относятся к положительным свойствам этой древесины.
Ядровая древесина сосны обладает от средней до незначительной стойкостью против разрушающих древесину грибов. Это значит, что она может использоваться в необработанном виде для несущих частей зданий в областях, где возможно их увлажнение, однако без прямого контакта с землёй или попадания на них осадков. Против древоточцев, таких как Усач домовый и Мебельный точильщик это древесина весьма устойчива. Заболонь, напротив, легко поражается как грибами так и насекомыми; для применения снаружи эта древесина должна быть обработана соответствующими химическими средствами защиты. Влажная заболонь с содержанием воды свыше 25 % очень легко поражается древесной синью, которая не вызывает изменения механических свойств, но портит внешний вид и может оказывать влияние на впитывание влаги. Кроме того, грибок, вызывающий синь, может повредить покрытие древесины и вызвать таким образом её дальнейшее разрушение.
Не вызывает трудностей обработка сосны пилением, строганием, фрезерованием, фугованием и с помощью иных техник, как и соединение с помощью шурупов, гвоздей и склеиванием. Так же просто эта древесина окрашивается и морится, хотя высокое содержание смолы может оказывать негативное воздействие на эти процессы.
Рис. 7

Сосна обыкновенная(Pinussylvestris)
Рис. 8

Европейский кедр (Pinuscembra)
Рис. 9

Сосна веймутова (Pinusstrobus)
 
 
Фанера (древесно-слоистая плита) — многослойный  строительный материал, изготавливаемый путём  склеивания  специально подготовленного  шпона. Количество слоёв шпона обычно нечётное, от 3 и более. Для повышения прочности фанеры слои шпона накладываются так, чтобы волокна древесины были строго перпендикулярны предыдущему листу.
Классификация
Фанера называется продольной, если волокна в лицевых слоях направлены вдоль длинной стороны, в противном случае — поперечной
Фанера из древесины как твёрдых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью.
По предназначению — строительная, промышленная, упаковочная, мебельная, и конструкционная.
По видам фанеру часто разделяют на два популярных вида — ФК (влагостойкая) и ФСФ (повышенной влагостойкости).
По типу обработки — ламинированная.
По внешнему виду (определяется количеством сучков на квадратный метр поверхности наружного слоя шпона): E (элита), I, II, III, IV.
По материалу, из которого изготовляется
Хвойная фанера (изготавливается из шпона хвойных пород деревьев: лиственницы, сосны, пихты, ели). Иногда для изготовления фанеры используется шпон кедра — такая фанера используется в декоративных целях. Для хвойной фанеры обязательным является содержание хвойного шпона в наружных слоях — внутренние могут содержать шпон лиственных пород древесины.
3524250701040Берёзовая фанера (изготавливается из шпона берёзы) получила распространение практически во всех областях, но из-за относительно более высокой стоимости в строительстве используется не так широко, как хвойная.
По количеству слоев
Рис. 10 Слои фанеры
Фанерные слои: трёхслойная, пятислойная, многослойная.
В основном листы фанеры имеют нечётное количество слоёв шпона: в этом случае шпон расположен симметрично относительно среднего слоя. Если слоёв шпона в фанере четыре, то центральные слои располагают и склеивают перпендикулярно наружным, что увеличивает общую прочность и стойкость к деформации.
По виду обработки поверхностей
НШ — нешлифованная фанера
Ш1 — материал, шлифованный с одной стороны
Ш2 — материал шлифованный с двух сторон
387350053975Технология изготовления
«Раскройка» листа фанеры
Рис. 11 Лущение бревна
Бревно (чурак), очищенное от коры и термически обработанное, вращают вокруг своей оси. К вращающемуся бревну подводят лущильный нож, шириной на всё бревно, который как на токарном станке снимает «широкую стружку»; эта стружка называется шпон.
Рис. 12 Шпон
-361955080Шпон впоследствии раскраивают, сушат, сортируют, собирают в пакеты, то есть перекладывают шпон таким образом, чтобы направление волокон в смежных слоях было взаимно перпендикулярным, число слоёв нечётно и каждый чётный лист с двух сторон намазан клеем. Эти пакеты затем подвергаются давлению и нагреву в прессе, в результате получается фанера, которую затем обрезают в формат и упаковывают в пачки. Фанеру затем могут шлифовать и ламинировать плёнками — в результате получается шлифованная и ламинированная фанера.
135064565405
Рис. 13 Раскроенный шпон подготовлен для склеивания


Рис. 14 Наждачная бумага
351218575565Наждачная (шлифовальная) бумага — гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной  основы с нанесенным на нее слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.
Рис. 15 Краски

351726550165Краски — общее наименование для группы  цветных  красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере  быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на  минеральные  (неорганические  соли   или оксиды  металлов) и  органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Чаще всего под словом «краски» подразумевают  суспензии  пигментов  или их смеси с наполнителями, в связующем  —  олифе,  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%92%D0%90" \o "ПВА"ПВА-эмульсии,  латексах  или других пленкообразующих веществах. Краски наносят непосредственно на имеющийся  материал или на  грунт (живопись).

ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ
Ручной лобзик
Рис. 16 Ручной лобзик
2222579375Ручной лобзик включает в себя дугообразную рамку с рукояткой и зажимами для крепления пильного полотна. Пильное полотно тонкое и узкое, благодаря чему возможно изменять направление пиления. Рамка имеет большой просвет между полотном и своей верхней частью, благодаря чему она может обходить края обрабатываемой детали. При необходимости выполнить рез по линии, не выходящей за границы детали, в детали делается отверстие (вырубается или высверливается), после чего полотно снимают с рамки, продевают в отверстие и снова крепят к рамке.
Большим недостатком ручного лобзика являются малая механическая прочность полотна и малый размер рамки, из-за чего, соответственно, полотно часто рвётся и невозможно выполнять пиление на большом удалении от краёв детали.
Электрический лобзик
Рис. 17 Электрический лобзик
2222580645Ручной электрический лобзик включает в себя корпус с плоской платформой внизу и рукояткой вверху. Внутри располагаются электродвигатель и механизм, преобразующий вращательное движение вала двигателя в возвратно-поступательное движение направляющей.
Существуют также стационарные электролобзики. В них платформа расположена сверху, рукоятка отсутствует (станок неподвижен). Направляющая размещена в передней части корпуса и ориентирована вертикально. В нижней части направляющей закрепляется пильное полотно, которое выдвигается дальше платформы. Выступающая часть полотна при включенном двигателе совершает возвратно-поступательные движения, и полотно пилит материал.

ВЫБОР ФОРМЫ
Традиционная форма разделочной доски
Рис. 19
Рис. 18

2.Набор разделочных досок Хохлома Клубничка (из 2-х досок)
3. Изделия с  хохломской  росписью 
Рис. 21
Рис. 20
315658528575
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПОДСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ
Предварительный подсчет себестоимости изделия выполняется для того, что бы убедиться в экономической целесообразности проекта. Может случиться так, что, выполнив работу, а потом подсчитать её себестоимость, выясниться, что стоимость продукта выше, чем стоимость аналога на рынке.
Для реализации проекта необходимо приобрести материалы:

п/пНаименование материала Цена Расход Стоимость Реальные затраты
1. Древесина 50 руб/мп0,7 м 35 руб35 руб2. Фанера 400 руб/м2 0,3м2 120 руб120 руб3. Краски 80 руб/кг 0,2 кг 16 рубЕсть в наличии
4. Лак 150 руб/кг 0,2 кг 30 рубЕсть в наличии
5. Наждачная бумага 25 руб/упак1 упаковка 25 руб25 руб6. Кисточки 18 руб3 шт54 рубЕсть в наличии
-10604515240 ИТОГО: 280 руб180 рубИз расчетов видно, что материальные затраты 280 рубль. Учитывая, что некоторые материалы есть в наличии реальные затраты составляют 180 рублей. Ясно, что данный проект экономически выгоден.

НЕСКОЛЬКО ЦЕННЫХ СОВЕТОВ
Как предотвратить или избавиться от сколов на фанере
53975142875Очень часто при распиловке фанеры на краях листа образуются нежелательные сколы. Сколы на краях смогут не только испортить настроение. Будущую деталь, возможно, придется выбросить. 
Рис. 22 Срез фанеры
36766501321435Совет №1:после разметки линии обреза листа фанеры сделайте достаточно глубокий надрез острым ножом на линии среза, а также параллельно на расстоянии 2-3 мм сделайте второй такой же надрез. Вторая линия надреза делается с наружной стороны будущей детали. Таким образом, надрезая верхний слой фанеры Вы сможете обеспечить невозможность формирования скола на поверхности будущей заготовки.
Шлифование древесины
Используется для ручного шлифования всем хорошо известная наждачная бумага.
Различные абразивные материалы, приклеенные на бумажную основу, используются для того, чтобы сделать гладкой поверхность древесины и застывших отделочных покрытий. Все эти абразивы могут называться шлифовальной, абразивной или наждачной бумагой.
5083810788035Совет №2:Наждачная бумага классифицируется в соответствии с размером абразивных частиц и подразделяется, на: очень крупнозернистую (очень грубую), крупнозернистую (грубую), среднезернистую (среднюю), мелкозернистую (тонкую), очень мелкозернистую (очень тонкую).
Существует также классификация по номерам (по одной системе от 600 до 50, по другой - от 9/0 до 1). При этом - чем выше номер, тем мельче зерно.
Совет №3: Работайте шкурками, меняя их зернистость от крупной к мелкой, чтобы каждый последующий вид убирал царапины предыдущей шкурки.
Рис. 23 Шлифование
Совет №4:Перед шлифованием торцов проведите пальцем по поверхности торца. В одном направлении она будет заметно более шероховатой, чем в другом. Для получения хорошего результата шлифуйте в менее шероховатом направлении.
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
Название изделия
Набор разделочных досок
Функциональное назначение
Для разделки овощей и мяса
Пользователь
Любой человек
Единичное или массовое производство
Единичное
Размеры
Произвольный
Требование к материалам
Экологически чистое
Метод изготовления
Ручной
Внешний вид, стиль
Хохломская роспись
Требование с точки зрения безопасности использования
Изделие не должно иметь вредных красителей
Экологические требования
Использование экологически чистых материалов

ТЕХНОЛОГИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ
Рис. 24 Деревянная чашка

80010-2540Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналась у токаря. При наличии в Заволжье большого количества малых речек, которые легко было запрудить, крестьяне нашли для себя более выгодным строить токарни водяные, наподобие мельниц. Выбрав подходящее место в лесу, у воды, ставили небольшую избу, венцов в пять-шесть, а речку запружали. Помещение освещалось маленькими волоковыми' оконцами, а для обогрева помещения зимой ставили печку, которая отапливалась по-черному, без трубы.
Снаружи, около плотины, к стене дома прилаживали огромное водоналивное колесо. Вода, переливавшаяся через плотину, заполняла ковши, и колесо начинало вращаться, приводя в движение металлические валы — станки. Для экономии сил и средств такие токарни чаще строили две, а то и четыре семьи.
Войдем в одну из изб и посмотрим, как рождается деревянная чашка. В лесах Хохломы и сейчас еще встречаются по речкам, укрытые густыми зарослями, такие лесные избушки. Помещение внутри совсем небольшое — 4x4 метра. Кроме печи и двух токарных станков, на стенах устроены полки для готовых изделий. Печь устьем повернута к двери, чтобы скорее выходил наружу дым. 
Перед началом работы токарь берет отрезок бревна размером 70—80 сантиметров и, заостряя один конец, загоняет бревно в патрон вала станка. Затем поворачивает рычаг, освобождая колесо, и оно начинает вращаться, приводя в движение станок. Все время меняя инструмент, мастер начинает обрабатывать вращающийся кряж. Вот в его руке «трубка» — округлый нож на длинной рукояти (она необходима для упора). Этим ножом он снимает с кряжа кору и все неровности древесины. Затем «гладильником» прямым ножом — зачищает всю цилиндрическую поверхность кряжа. 
Дальше следует очень ответственная операция. Заготовку дерева нужно разметить на то число чашек, которое должно получиться. Токарь делает это на глазок, но по тому, как точны до сантиметра размеченные по величине части кряжа, виден большой опыт и отработанное до виртуозности мастерство. Легко, словно играючи, прикасается он к вращающемуся деревянному цилиндру. Падает, завиваясь в кудрю, тонкая стружка, и по всему помещению распространяется запах свежего дерева. 
Обработав наружную поверхность (закруглив стенки и обозначив донце чашки), мастер ножами-крючками выбирает внутреннюю ее часть, заглаживает внешние стенки, и вот на наших глазах за считанные минуты из куска дерева появляется готовая чашка. Чашка такой безукоризненной формы, с такими ровными стенками, что хочется погладить ее, подержать в руке, полюбоваться первозданной красотой естественного дерева. Закончив обработку одною кряжа, токарь вставляет другой, и работа продолжается. 
За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек. А в Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно. То же отработанное временем мастерство было у ковшечника и ложкаря. Вырезая ковш, мастер в куске дерева заранее видел будущий образ изделия, и под его искусным резцом естественные изгибы и сучки становились то птицей с лебединой шеей, то горделиво выгнутой головой коня, а то вдруг закручивались петлей, напоминая неведомое существо, готовое то ли уплыть, то ли взлететь. 
Взяв определенной величины кусок дерева — баклушу, ложкарь разрубал ее на то количество кусков, сколько, по его мнению, могло получиться ложек. Еще несколько ударов — и перед нами почти готовая ложка. Затем предстоит ее окончательная отделка. Крючком-ножом (таким же, как у токаря, но коротким) выбирается внутренняя часть лопасти, поверхность обстругивается, заглаживается, и изделие готово.
На выделке ложек трудились всей семьей, и здесь наметилось твердое разделение труда: самые ответственные операции (пока обрубок не приобретал четкую форму ложки) входили в обязанность мужчин. Отделывали поверхность ложек женщины или дети, а окончательно подправляли их снова мужчины.
Готовые ложки поступали в Семенов, где их скупали и отдавали в окраску. Каждую неделю в город свозилось до полумиллиона штук.

Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Изготовление «белья»
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Лужение и художественная роспись
4168775727075Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Рис. 25 Ларец
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Хохломская роспись
487489528575Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Рис. 28 Роспись на велосипеде
Рис. 27 Роспись на автомобиле
Рис. 26 Роспись на мобильном телефоне
 
6350140970 
2098675135255

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

П/П Описание действия Фотография
1. Подготовить все необходимые материалы:
Деревянные и фанерные заготовки
2. Заготовили эскиз изделия и лекала в натуральную величину.
3. Переносим чертеж на заранее подготовленные заготовки.
Точно по линиям лобзиком вырезали из заготовок разделочные доски подвеску.
4. Вырезанные заготовки тщательно отшлифовали наждачной бумагой
5. Покрываем черным лаком и оставляем до полного высыхания.
6. После того, как высохнет лак, красками рисуем заранее выбранный сюжет.
7. Готовое изделие.

МИНИ-МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Прежде чем приступить к производству каких-либо изделий, необходимо проанализировать рыночные возможности, выяснить потребности людей.
Изучение конъюнктуры рынка дало следующие результаты: такого точно товара на рынке не обнаружено.Аналогичный товар от других производителей был представлен следующей продукцией:
Вид товара Цена Ваза хохлома "Царская"Деревянная ваза с хохломской росписью - красочный подарок в русском стиле. Размер вазы - 300х170 мм. Изготовлена на родине Хохломы - в г. Семенов, Нижегородской области 6490 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Чайный сервиз с художественной росписью "Хохлома классическая"В подарочный сервиз входит: 6 чашек, 6 блюдец, сахарница с художественной росписью, чайник заварочный с художественной росписью. 7990 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Ковш-лебедь хохлома "Незнакомка"Деревянный ковш с хохломской росписью - красочный подарок в русском стиле. Ковш изготовлен на родине Хохломы - в г. Семенов, Нижегородской области 18900 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Ложка-ковш хохлома "Лесная"Деревянная ложка-ковш с хохломской росписью - красочный подарок хозяйке. Изготовлена на родине Хохломы - в г. Семенов, Нижегородской области 6400 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Деревянная шкатулка с хохломской росписью, арт. 103Деревянная шкатулка с хохломской росписью, размер 90 х 90 мм, 90 x 70 мм.  740 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Деревянная шкатулка с хохломской росписью, арт. 102Деревянная шкатулка с хохломской росписью, размер 120 х 115 мм.  990 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Сахарница хохлома "Летняя"Деревянная сахарница с хохломской росписью - красочный подарок в русском стиле. Размер сахарницы - 130х170 мм. Изготовлена на родине Хохломы - в г. Семенов, Нижегородской области 1990 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Чайная пара с художественной росписью "Хохлома"Чайная пара с художественной росписью "Хохлома" . Изготовлена из керамики. Роспись проведена в г.Семенов Нижегородской области (Родина Хохломы) 900 руб. Магазин «Самовары»
в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске
Набор досок
2 350 руб. Магазин «Русский сувенир»
(г. Москва)
Ополовник деревянный
470 руб. Магазин «Русский сувенир»
(г. Москва)
Анализируя продукцию на рынке можно сделать вывод, что данный вид товара имея малые затраты на приобретение сырья за счет искусства росписи под хохлому имеет высокую цену при реализации товара. Поэтому производство подобного товара может быть прибыльным и найдет своего покупателя.

План маркетинга
1. Постоянное улучшение функциональных и эстетических свойств товара.
2. Расширение ассортимента предлагаемых изделий.
3. Улучшение качества продукции.
4. Красивая упаковка.
5. Реклама товара в печати и по ТВ
6. Расширение каналов сбыта.
7. Регулярное участие в тематических выставках, показах, ярмарках.
Спрос и рынок сбыта
География спроса и сбыта продукции
Для продукции моего предприятия можно рассмотреть как розничную, так и оптовую суть сбыта.
Спрос на продукцию будет зависеть от следующих факторов:
от усиленной рекламной кампании, подчеркивающей простоту и неординарность, качество и доступность моих изделий, их незаменимость для каждого.
от применения активного маркетинга цена всегда будет доступной, причем при оптовой продаже предусматривается скидка 15%, для постоянных клиентов 10%
Основные потребители
Частные лица
Основные конкуренты
В настоящее время существует много предприятий специализирующихся на производстве изделий из дерева с использованием росписи, но в нашей местности их нет, а так как я буду изготавливать изделия по индивидуальным заказам, то рейтинг продаж возрастет.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи не разделялись, а решались, как единое целое.
Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду.
Изготовление набора разделочных досок – экологически чистое производство:
нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы;
при работе с материалами не выделяются вредные для организма человека вещества;
практически нет затрат чистой воды на производственные нужды;
рациональное использование природных ресурсов.

РАСЧЕТ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ
На производство данного изделия требуются следующие затраты:

п/пНаименование материала Цена Расход Стоимость Реальные затраты
1. Древесина 50 руб/мп0,7 м 35 руб35 руб2. Фанера 400 руб/м2 0,3м2 120 руб120 руб3. Краски 80 руб/кг 0,2 кг 16 рубЕсть в наличии
4. Лак 150 руб/кг 0,2 кг 30 рубЕсть в наличии
5. Наждачная бумага 25 руб/упак1 упаковка 25 руб25 руб6. Кисточки 18 руб3 шт54 рубЕсть в наличии
-10604515240 ИТОГО: 280 руб180 рубЦена на материалы составила 180 рублей.
В материальные затраты входят:
Расход на электроэнергию (10 руб)
Расход на оплату труда (500 руб)
Налоги (104 руб)
Амортизационные отчисления (10 руб)
Мы подсчитали, что материальные затраты составили 624 рублей на изделие.
Продажная цена изделия = затраты + прибыль
Ожидаемая прибыль – 300 рублей
Итого: 1104рубля за изделие
Это примерная цена изделия ручной работы. Если учитывать, что при изготовлении в фабричных условиях в нее войдут оплата за аренду помещений, оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, то цена поднимется еще выше. Подсчитав все, я сделала вывод, что изготовление мною набора разделочных досок экономически оправдано и очень выгодно.

-268605391795РЕКЛАМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом «Декоративно-прикладного искусства» закончена и хочется подвести итоги. В нее я вложила все свое старание, умение и любовь. Я впервые выполнила работу самостоятельно и мне очень понравилось. Это интересное, захватывающее занятие. Чувствуешь себя творцом, который создает форму и ее содержание. Вся работа была овеяна магией ожидания.
Хохломская роспись своими руками — это увлекательное занятие, которое помогает отвлечься от забот, проявить свою креативность, получить удовольствие от самого процесса творения и, самое главное, создать эксклюзивный продукт, который может быть полезным подарком каждому человеку.
В процессе работы я узнала много нового: свойства древесины, ее пороки, историю хохломской росписи, ее виды. Думаю, что не остановлюсь только на этом, мне хочется попробовать применить для будущих изделий такую роспись как гжель. Для этих изделий у меня уже есть некоторый необходимый опыт.
Проведенная работа показывает, что декоративно-прикладное искусство является неисчерпаемым источником знаний и творчества, открывает новые перспективы для дальнейших творческих идей.
Я добилась своей цели и довольна результатом.

ИТОГ МОЕЙ РАБОТЫ
Рис. 29 Набор разделочных досок в готовом виде


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Трудовое обучение», А.К. Бешенков, В.А. Перов
«Трудовое обучение», Е.В. Васильченко, С.У. Калюга«Трудовое обучение», С.Г. Федосов, Н.В. Савельева
ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19Т.Емельянова, Рождение Хохломы.
http://ru.wikipedia.orghttp://www.mskpresent.ru/http://samovary.ruhttp://s30893898787.mirtesen.ru
Приложение
Приложение №1. Инструкция по ТБ при ручной обработке древесины
Приложение №2. Инструкция по технике безопасности на сверлильном станке
Приложение №3. Чертеж доски №1.
Приложение №4. Чертеж доски №2.
Приложение №5. Чертеж доски №3.
Приложение №6. Чертеж подвески.

Приложение №1
Утверждена
директор школы
___________О.В. Григорьева
Приказ №15 от 23.01.2012 г.
Инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины
 
До начала работы
1. Правильно надеть спецодежду.
2. Проверить наличие инвентаря  исправность верстака (зажимы, зажимные клинья).
3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.
Во время работы
1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.
4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.
5. Технологические операции (пиление, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.
7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
9. Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.
10. Во избежание травмирования необходимо:
а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;
б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;
в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;
г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.
 
После окончания работы
1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.
2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.
3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимы (задний, передний) завинтить до установленного зазора (не более 2—5 мм).
5. Привести себя в порядок.
6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

Приложение №2
Утверждена
директор школы
___________О.В. Григорьева
Приказ №15 от 23.01.2012 г.
Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе
на сверлильном станке
Опасности в работе
1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.
 До начала работы
1. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).
2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
3. Проверьте надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
4. Надежно закрепите сверло в патроне.
5. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.
6. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.
7. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
 Во время работы
1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.
2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.
3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.
4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.
5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.
6. Во избежание травм в процессе работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к сверлу;
б) не производите работу в рукавицах;
в) не кладите посторонние предметы на станину станка;
г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;
д) не тормозите руками патрон или сверло;
    е) не отходите от станка, не выключив его.
7. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.
8. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.
 После окончания работы
1. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.
2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.
3. Приведите себя в порядок.
Приложение №3
Чертеж доски №1.

Приложение №4
Чертеж доски №2.

1256030-219075Приложение №5
Чертеж доски №3.
-4312285166370
Приложение №6

Чертеж подвески