Юные кемеровчане Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Федеральный Государственный Образовательный стандарт.
«Юные кемеровчане»
(1 - 4 классы)
Автор-составитель:
Дмитриева Н.В.,
учитель начальных классов
Кемерово - 2016
Пояснительная записка
В соответствии с целями и задачами ОС «Школа 2100» - развить и воспитать функционально грамотную личность, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, освоившего общечеловеческие и национальные ценности, разработан предлагаемый факультатив «Юные кемеровчане»
Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Программа является продолжением образовательной программы по окружающему миру. Составлена с учётом культурно-исторических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, лицея, города на основе изучения традиций, литературы и культурного наследия.
Задачи:
-ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, лицея, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
-создание и поддержка детских коллективов для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии и укреплении взаимоотношений;
-формирование сознательного и толерантного отношения к старшему поколению, бережного отношения к природе и историческим памятникам.
Особенности реализации программы
Основополагающим направлением данного факультатива является включение детей в игровую деятельность. В лицее воспитательная работа строится на основе игры «Путешествие на планету Знаний»
Данная игра является эффективным средством формирования гражданско-патриотической позиции. Реализуются основные принципы ОС «Школа 2100»: культурно-ориентированные, преемственности через формы коллективного и личностного взаимодействия: встречи с почётными и интересными людьми родного города, обмен впечатлениями, проведение творческих конкурсов, праздников, посещение фотовыставок, музеев, проведение экскурсий.
Место предмета в учебном плане.
Факультатив «Юные кемеровчане» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа (в 1-м) 34часа во 2-4 классах, один час занятий в неделю. Общее количество часов – 132.
Прогнозируемые результаты.
Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; – на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Воспитанник должен получить знания:
- о символах и атрибутах лицея, города, области, России;
- истории родного края, города;
- о традициях семьи;
Воспитанник - функционально-грамотная личность:
- ориентирующая в мире, умеющая соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;
- умеющая отвечать за свои решения;
- способная быть самостоятельной в ситуации выбора и принятия решений;
Воспитанник – толерантная личность:
- умеющаяся общаться с младшим и старшим поколением. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения).
Использование художественной литературы по нравственной тематике, самостоятельная работа с книгой помогает расширять свой кругозор, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
Можно ли оценивать результаты воспитания?
Безусловно, оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника. Иными словами, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников!
– Оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
– понимание особой роли творчества в жизни людей;
– уважение в действии к результатам труда других людей;
– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
1 класс
№
п/пТема занятия Форма занятия Кол-во часов
1. «Здравствуй, школа!» беседа 1ч.
2. «Как тебя зовут, скажи?» игра 1ч.
3. Страна «Читалия» экскурсия в библиотеку 4. «Моя вторая мама» конкурс рисунков 1ч.
5. «После уроков» знакомство с ДЮЦ 1ч.
6. «Вместе весело шагать…» стартовая линейка 1ч.
7. «Школьный двор» акция 1ч.
8. «Я – кемеровчанин» экскурсия по городу 1ч.
9. «Флаги в гости к нам» викторина 1ч.
10. «Семь+Я» фотоальбом 11. «Зимняя сказка» конкурс стихов 1ч.
12. «Умелые ручки» снежная скульптура 1ч.
13. «Родной край»
встреча с кузбасскими писателями 1ч.
14. «Из прошлого Родины» беседа 1ч.
15. «Награды в твоей семье» выставка 1ч.
16. «Музыкальная шкатулка» посещение филармонии 1ч.
17. «Адрес лицея» заочное путешествие 1ч.
18. «Мой папа – Защитник» праздник 1ч.
19. «Из бабушкиного сундука» фольклорные посиделки 1ч.
20. «В гости к кукле» посещение кукольного театра 1ч.
21. «Мамы разные нужны- мамы разные важны!» праздник 1ч.
22. «В гармонии с природой» экскурсия в краеведческий музей 1ч.
23. «Двор, в котором я живу» изготовление аппликации 1ч.
24. «Птицы – наши друзья» изготовление скворечников 1ч.
25. «Доброта наших сердец» акция 1ч.
26. «У нас в гостях – ветеран» изготовление открыток 1ч.
27. Страна «Светофория» экскурсия 1ч.
28. «Цветик-семицветик» практикум 1ч.
29. «В гостях у Пилюлькина» занятие-практикум со школьным врачом 2ч.
30. «Город мастеров» фестиваль творчества 2ч.
итого 33ч
2 класс
1. «Вместе весело шагать» стартовая линейка 1ч
2. «Знаешь ли ты свой город» игра-путешествие 4ч
3. «Моя улица» беседа 2ч
4. «Летопись школы» лекторий 4ч
5. «Осень в школьном дворе выставка 2ч
6. «От села Щеглова до города Кемерово» экскурсии 4ч
7. «Моя семья» семейные встречи 2ч
8. Поэты Кузбасса викторины 3ч
9. «Меню таёжного Робинзона» занятия с врачом 4ч
10. «К своим истокам прикоснись» прогулки по городу 4ч
11. «Городские перекрёстки» аппликации 2ч
12. «Мир моих увлечений» фестиваль 2ч
итого 34ч
3 класс
1. «Школа новыми глазами» линейка 1ч
2. «Знаешь ли ты историю лицея» викторина 3ч
3. «Мой адрес - мой дом» защита проектов 3ч
4. «Кузнецкие летописцы» встречи в библиотеке 4ч
5. «Осенний калейдоскоп» разучивание стихов 2ч
6. «Из семейного альбома» фотовыставка 2ч
7. «Трудовые будни кемеровчан» рассказы бывалых3ч
8. «Ровесники города» поисковая работа 4ч
9. «Безопасное колесо» практикум 4ч
10. Театральные встречи посещение театров 4ч
11. «Целебное лукошко» беседы врача 4ч
итого 34ч
4 класс
1. «Лицейское братство» линейка 1ч.
2. «Семейные традиции» составление летописи 4ч.
3. «Город будущего» проекты 4ч.
4. «Защита зелёного друга» экскурсии 2ч
5. ЖЗЛ Русский рудознатец М. Волков круглый стол 2ч
6. «Родники Кузбасса» исследование 3ч
7. «Улица имени…» поисковая работа 4ч
8. «Древо жизни» презентации 4ч
9. «Красная книга Кузбасса» встречи в музее 2ч
10. «Чудеса своими руками» выставка 4ч
11. «Безопасные дороги» практикум 4ч
итого 34ч
Литература
И.А. Балибалов. Кемерово. Вчера, сегодня, завтра. Кемеровское книжное издательство,1982.
А. Н. Куприянов, Ю.А.Манаков. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи. Кемерово ФГУИПП «Кузбасс», 2004.
В.Л. Лаврина. История Кузбасса в рассказах для детей. Кемерово ИПП «Кузбасс», 2005.
И.В. Зыков. Календарь природы Кемеровской области. Кемеровское книжное издательство, 1972.
П.А. Словцов. «Историческое обозрение Сибири», 1986.
И.Ф. Карев. «12 месяцев в году». Этюды о природе родного края. Кемеровское книжное издательство, 1986.
В.А. Бердюгин. Кузбасс. Издат. «Недра» ,1967.
Д.В. Кацюба. История Кузбасса. Краеведческое пособие. Кемеровское книжное издательство, 1983.
В.И. Ковалько. Игровой модульны курс по ПДД или школьник вышел на улицу. Москва «ВАКО», 2006.
Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Москва «ВАКО» 2004.
Л.А. Обухова « Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».Москва «ВАКО», 2006.