Рабочая программа кружка Юные экологи 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юные экологи» разработана с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласована по структуре и содержанию с примерными программами по учебным предметам и на основе Примерной программы по учебному курсу Самковой В.А. Экология (М.
· Академкника/Учебник, - 2015)

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:
сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.
Задачи:
способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;
формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;
развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (т.е. умении предвидеть, прогнозировать), умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.
Программа ориентирована на использование учебника: Шурхал Лидия Ивановна. Экология. Живая планета [Текст]
· Учебное пособие для 5 кл. общеоразоват. Учреждений / Л.И.Шуркал, В.А.Самкова, С.И.Козленко - М.
· Академкника/Учебник, 2010. – 128 с.
· цв.ил. Данное пособие открывает новую серию учебных пособий по экологии для 5-7 классов, разработанных в соответствии с концепцией экологического образования в общеобразовательных учреждениях и знакомит школьников с историей взаимоотношений человека и природы, с основными понятиями, законами и направления экологии.


Системообразующие идеи, принципы и понятия курса
В основу курса «Экология» положена модель «Наука в системе культуры». Ее основная идея заключается в том, что целостное понимание мира, роли и места в нем человека может быть достигнуто только в системе культуры на основе синтеза науки с философией, этикой, эстетикой, техникой. «Культура является, по сути дела, всеобщей технологией человеческой деятельности материально-практической, социальной и духовной. На уровне культуры знания слиты воедино с деятельностью по их получению, применению и оценке. Компоненты культуры (наука, техника, искусство, этика и др.), отражая мир по-своему, воспроизводят культуру в целом; взаимодействуют, активно обмениваясь познавательными моделями, понятиями, образами, идеалами и нормами». Конкретизация модели («Экология в системе культуры») позволяет конструировать программы, содержание и структура которых отражают, с одной стороны, взаимное влияние между экологией и другими науками, между различными научными направлениями внутри самой экологии, а с другой между экологией и остальными областями культуры. Процесс познания человеком природы, своей роли и места в окружающем мире в этом случае «вписан» в конкретно-исторический и социокультурный контексты.
Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их месте в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс. При отборе содержания авторы руководствовались рядом подходов и принципов.
Принцип преемственности. Программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартами начального образования по окружающему миру. Соответственно, каждая из программ для 69 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.
Принцип междициплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:
биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
география: сферы Земли, природные зоны, климат;
история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;
литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.
В основу интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с предметами эстетического цикла положен принцип актуализации познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности курса на познание человека и природы в их взаимосвязи. Вместе с тем, при знакомстве с тем или иным произведением искусства (рубрики «Литературная страничка», «Вернисаж») внимание учащихся акцентируется на его эстетической сущности, на преломлении в нем действительности с позиции автора, принадлежащего к определенной исторической эпохе, на выражение его эстетического отношения к изображаемому.
При разработке курса авторы исходили из предположения, что интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и гуманизации содержания курса.
Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения. В содержании курса идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек.
Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь, потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Историко-культурологический подход. В данном курсе предпринята попытка раскрыть проблемы экологии человека и общества с историко-культурологических позиций. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историко-культурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:
человек биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;
природа весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Учебно-методический комплекс включает следующие пособия: учебные пособия для учащихся (59 кл.), рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, а также брошюра для учителя «Интегрированный курс “Экология” для учащихся 59 класов: Концепция. Программа. Тематическое планирование». Центральным звеном УМК, а также других используемых в процессе преподавания курса источников формального и внеформального образования, являются учебные пособия для учащихся.


Структура учебного материала
5 класс
Введение в экологию: Живая планета
(34 часа; 10 часов – практикум)

Тема
Количество часов



Примерная программа
Рабочая программа


Введение
1


2.
История взаимоотношений человека и природы
5


3.
Основные понятия экологии
10


4.
Сообщества и экосистемы
12


5
Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент, полевой практикум)
6



Всего:
34


Часть учебных часов (7) отведено для работы над индивидуальными исследовательскими и проектными работами и их защиту.

Содержание

Введение (1 ч)
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.

Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)
Экология наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы факторы, связанные с деятельностью человека.

Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество живых организмов важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч, резервные часы на региональный компонент)
Московский столичный регион, особенности географического положения, территория и границы. Природа московского края в прошлом. Изменение природы Московского региона человеком, его причины. Современный рельеф столицы.
Полезные ископаемые Москвы и Подмосковья. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Москвы. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.
Погодные условия Москвы и Подмосковья. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Москве (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в Москве.
Воздух Москвы, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в Москве. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы Москвы и Подмосковья, их значение в истории развития столицы. Река Москва главная река столицы. Водоснабжение Москвы в прошлом и настоящем. Мытищинский водопровод. Рублевская водопроводная станция. Канал имени Москвы, его значение в водоснабжении и превращении Москвы в порт пяти морей. Реки Москва, Волга и Яуза главные поставщики воды в столицу. Расход воды в городе. Загрязнение городских рек. Мероприятия по очистке воды в реках Москвы.
Зеленые насаждения Москвы. Леса Московского региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни москвичей и жителей Подмосковья. Леса Москвы: «Лосиный остров». Битцевский лес, Измайловский лес, Кузьминский лес, Серебряный бор история, богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.
Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады Москвы: Главный ботанический сад Российской Академии наук, Ботанический сад МГУ, история их создания и значение. Причины угнетения природных территорий в Москве. Красные книги Москвы и Московской области. Правила поведения в природе.
Календарно – тематическое планирование

№ урока
Дата
Количество часов
Тема урока

1

1
Введение

Глава 1. История взаимоотношений человека и природы

2

1
Человек и природа в далёком прошлом
· присваивающее хозяйство

3

1
Переход человека к производящему хозяйству

4

1
От колесницы до самолёта

5

1
Человек и природа в настоящем

6

1
Индивидуальные исследования и проекты

Глава 2. Основные понятия экологии

7

1
Экология
· что это такое

8

1
Защита исследовательских и проектных работ

9

1
Что такое экосистема

10

1
Что такое биосфера Земли

11

1
Человек в биосфере

12

1
Распространение живых организмов на Земле

13

1
Среда обитания живых организмов
· из чего она состоит

14

1
Факторы среды

15

1
Работа над индивидуальными исследовательскими и проектными работами

16

1
Защита исследовательских и проектных работ

Глава 3. Сообщества и экосистемы

17

1
Сообщества живых организмов

18

1
Растения и животные леса

19

1
Растения и животные луга

20

1
Растения и животные искусственных сообществ

21

1
Группы организмов в природном сообществе

22

1
Цепи и сети питания
· кто кого и что ест

23

1
Естественные и искусственные экосистемы

24

1
Городские экосистемы

25

1
«Русь деревянная»

26

1
Работа над индивидуальными исследовательскими и проектными работами

27

1
Работа над индивидуальными исследовательскими и проектными работами

28

1
Защита исследовательских и проектных работ

Глава 4 Экология нашего края

29

1
Географическое положение и рельеф Московского региона

30

1
Полезные ископаемые Москвы и Подмосковья

31

1
Воздух и вода Подмосковья

32

1
Леса Подмосковья

33

1
Парки культуры и отдыха

34

1
Это зависит от нас с вами



Требования к подготовке учащихся
Образование человека есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только всё нынешнее поколение, и прошлое, и даже будущее человечество.
С.И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию

Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.
Охарактеризуем основные ступени системы требований к усвоению содержания курса (Таблица 4).

Таблица 4
Ступени системы требований к усвоению содержания курса «Экология»

Ступени системы требований
Уровни познания

Процедурные уровни (в науке)
Уровни деятельности

Познавательные категории

5. Прогнозировать
изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека
Восхождение от абстрактного к конкретному
Прогноз
Применение и формирование творческого образа
Отношения

4 Объяснять
характер экологических связей, отношений, взаимодействий и т.д.
Формализация.
Систематизация
Теоретическое обобщение
Объяснение и формирование познавательного образа
Отношения

3.Описывать компоненты экосистемы, структуру экосистемы и т.п.
Систематизация.
Описание
Эмпирическое обобщение.
Описание
Объяснение и формирование познавательного образа
Свойства

2.Определятьизмерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды и/или отдельных ее компонентов
Описание
Описание
Восприятие и формирование чувственного образа
Объекты

1.Называть показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды
Распознавание
Сбор фактов
Восприятие и формирование чувственного образа
Объекты


Охарактеризуем три основных уровня обязательного усвоения содержания программы: I описание, II объяснение и III прогнозирование/проектирование. Первый уровень характеризуется умением школьника описывать различные природные объекты и основные типы экологических взаимодействий в системе «организмокружающая среда». Второй, более высокий уровень, связан с умением объяснять характер взаимодействий живых организмов с другими компонентами экосистемы. Высший, третий уровень, может считаться достигнутым в том случае, если ученик овладевает основами прогнозирования умения высказывать компетентные обоснованные суждения о предполагаемом направлении развития разнообразных экологических ситуаций, и проектирования умения находить грамотные с экологической точки зрения решения проблем, возникающих в различных сферах деятельности человека. Именно этот уровень позволяет судить о степени сформированности ноосферного мышления у школьников.
Каждый из трех уровней соотносится с определенной группой требований к подготовке учащихся. При этом умения “называть (распознавать)”, “определять (измерять)” являются базовыми: владение этими умениями является необходимым условием для усвоения содержания, связанного с действиями “описывать”, “объяснять” и “прогнозировать/проектировать”. Каждый последующий уровень сложнее, чем предыдущий и реализует степень сложности выполняемых действий по возрастающей. Таким образом, действия, связанные с проектированием и прогнозированием, являются вершиной своеобразной пирамиды, а далее, ближе к ее основанию располагаются разнообразные умения и навыки, необходимые для формирования умений более высокого порядка.
На основе заданного обязательного минимума содержания и требований к его усвоению разработаны измерители система разнообразных диагностических методик, включающих проверочные тестовые задания, задачи, проблемные ситуации, тесты для самооценки и самоконтроля которые дают возможность судить об уровне экологической подготовки учащихся и эффективности использованных педагогических методов и технологий.

Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
Список литературы

Самкова В.А. Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5-9 классы. – М.
· Академкника/Учебник, - 2015. – 64 стр.
Шурхал Лидия Ивановна. Экология. Живая планета [Текст]
· Учебное пособие для 5 кл. общеоразоват. Учреждений / Л.И.Шуркал, В.А.Самкова, С.И.Козленко - М.
· Академкника/Учебник, 2010. – 128 с.
· цв.ил.
Самкова Виктория Анатольевна. Экология. Живая планета [Текст]
· практикум
· 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуркал - М.
· Академкника/Учебник, 2011. –
· 64 с.













Согласовано.
Протокол заседания методического совета
от 28 августа.2015 года № 5.

Согласовано.
Зам. директора по УВР__________ В.А.Кудрявцева
«28» августа 2015 года













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815