Программа эколого — биологической направленности для младших школьников


Пояснительная записка

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
На занятиях объединения воспитывается гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого являются: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр.
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.
Актуальность программы: данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.
Отличительные особенности программы: особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам к активной деятельности по охране окружающей среды. Обучение основывается на принципах экологического образования:
принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Направленность программы – эколого - биологическая
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного поведения;
расширить знания по зоологии, познакомить детей с разнообразием животного мира, условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных культур и охраняемыми растениями;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.
Воспитательные :
воспитать в ребенке духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
Развивающие
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально - доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Младшая возрастная группа (7-9 лет):
В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
Срок реализации программы – 1 год
Условия вхождения в программу: набор в объединение свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 13-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.
Режим занятий: занятия кружка проводятся согласно расписанию:
144 часа в год (в неделю 4 часа / 2 раза по 2 часа/)
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный - проводится перед началом занятий и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;
итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Результативность:
Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических работ определенного уровня сложности по темам программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(144 часа)


Наименование разделов и тем
Общее
кол-во
часов
В том числе




теоре-
тических
практи-ческих

I.
Введение в образовательную программу. ТБ
2
1
1

II.
Природа и человек
12
7
5

2.1.
Окружающая среда и ее охрана
4
3
1

2.2.
Природные богатства нашего края
4
2
2

2.3.
Заповедные объекты
4
2
2

III.
Зоомир
40
26
14

3.1.
Золотая рыбка
12
8
4

3.2
Юный орнитолог
14
8
6

3.3
Неведомы зверюшки
14
10
4

IV.
Мир растений
58
34
24

4.1.
Комнатные цветы
14
8
6

4.2.
Садово - огородная академия
12
8
4

4.3
Лесные растения и грибы
14
8
6

4.4
Полевой букет.
8
4
4

4.5
Зеленая аптека
10
6
4

V.
«Природа и фантазия»
18
4
14

5.1.
Сбор и обработка природного материала
4
1
3

5.2.
Лесные миниатюры
4
1
3

5.3.
Декоративное панно
4
1
3

5.4.
Флористика
6
1
5

VI.
Выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, экскурсии
12
1
11

VII.
Заключительное занятие
2
2
-


Итого часов:
144
76
68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение в образовательную программу. ТБ (2 ч.)
Теоретическая часть (1 ч.)
Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение кабинета. Правила техники безопасности..
Практическая часть (1 ч.)
Экскурсия по ЦРТДиЮ.
II. Природа и человек (10 ч.)
Тема 2.1. Окружающая среда и ее охрана (4 ч.)
Теоретическая часть (3 ч.)
Понятие об окружающей среде. Экологические факторы. Источники загрязнения почвы, воздуха, водоемов. Меры борьбы с загрязнением окружающей среды. Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Практическая часть (1 ч.)
Чтение по ролям экологической сказки «Жалка»
Тема 2.2. Природные богатства нашего края
Теоретическая часть ( 2 ч.)
Леса и водоемы Тульской области. Парки нашего города.
Практическая часть ( 2 ч.)
Работа с гербарием. Определение деревьев и кустарников по листьям.
Тема 2.3. Заповедные объекты
Теоретическая часть ( 2 ч.)
Заповедники и заказники Тульской области, их значение и охрана Биоразнообразие растительного и животного мира заповедных объектов.
Практическая часть ( 2 ч.)
Просмотр видеофильма
III. .Зоомир (40 ч.)
Тема 3.1. Золотая рыбка(12 ч.)
Теоретическая часть (8ч.)
Знакомство с обитателями водоёмов нашего края. Аквариумное рыбоводство.
Виды аквариумов и оборудование аквариумов. Аквариумные растения. Виды аквариумных рыбок. Уход за аквариумом. Виды корма, кормление рыбок.
Практическая часть (4 ч.)
Уход за рыбками.
Тема 3.2. Юный орнитолог(14 ч.)
Теоретическая часть(8ч.)
Видовой состав пернатых нашего края. Перелетные и зимующие птицы.
Декоративные птицы.Уход за птицами в живом уголке.
Практическая часть(6ч.)
Наблюдения за птицами в природе. Изготовление кормушек.
Тема 3.3. Неведомы зверюшки(14ч.)
Теоретическая часть (10 ч.)
Знакомство с видовым составом зверей Родного края. Животные разных климатических зон (тундры, лесов, степей, пустынь). Домашние животные ( собаки, кошки, хомячки,
морские свинки, хорьки, кролики, шиншиллы и др.) Уход за домашними животными.
Практическая часть (4 ч).
Составление рациона питания для различных домашних животных. Разгадывание кроссвордов на тему: «Дикие и домашние животные»
IV. Мир растений (58ч.)
Тема 4.1. Комнатные цветы (14 ч.)
Теоретическая часть (8ч.)
Классификация комнатных растений. История их происхождения.
Уход за комнатными растениями.
Практическая часть (6 ч.)
Черенкование и пересадка растений. Изготовление альбома «Комнатные цветы».
Тема 4.2. Садово-огородная академия (12 ч.)
Теоретическая часть ( 6 ч.)

·Виды плодовых деревьев. Виды садовых кустарников (декоративные, плодовые). Ягодные культуры. Овощные культуры Роль ягод, овощей и фруктов для здоровья человека. Цветочные культуры. Уход за садовыми растениями.
Практическая часть (4 ч.)
Посев семян цветочных культур на рассаду. Уход за всходами. Настольно-печатная игра
«Фруктовый сад». Игра «Я садовником родился».
Тема 4.3. Лесные растения и грибы (14 ч. )
Теоретическая часть ( 8 ч.)
Видовой состав и характеристика деревьев нашего края. Видовой состав и характеристика кустарниковых пород наших лесов. Травянистые растения.
Видовой состав и характеристика грибов, произрастающих в наших лесах.
Практическая часть (6 ч.)
Работа с атласами и определителями. Выполнение тестовых заданий. Разгадывание тематических кроссвордов.
Тема 4.4. Полевой букет (8 ч.)
Теоретическая часть ( 4 ч.)
Растения лугов и полей. Видовой состав и характеристика. Первоцветы. Охрана первоцветов.
Практическая часть ( 4 ч.)
Выполнение рисунков с изображением первоцветов нашего края. Составление рассказа о первоцветах.
Тема 4.5. Зеленая аптека (10ч.)
Теоретическая часть ( 6 ч.)
Лекарственные растения лесов, полей и садов. Свойства лекарственных растений.
Сбор и сушка лекарственных растений. Приготовление и применение отваров
лекарственных растений.
Практическая часть ( 4 ч.)
Изготовление гербария лекарственных растений нашего края. Тематическая викторина.
V. Природа и фантазия (18 ч.)
Тема 5.1 Сбор и обработка природного материала (4 ч.)
Теоретическая часть ( 1 ч.)
Знакомство с инструментами для обработки природного материала. Правила техники безопасности труда. Правила сбора и хранения. Способы соединения природного материала.
Практическая часть ( 3 ч.)
Сбор и подготовка природного материала.
Тема 5.2. Лесные миниатюры ( 4ч.)
Теоретическая часть (1 ч.)
Технология изготовления поделок из природного материала: замысел; форма; цвет; пропорция. Сборка.
Практическая часть (3 ч.)
Изготовление поделок по образцу, по замыслу. Создание жанровых композиций.
Тема 5.3. Декоративное панно ( 4 ч.)
Теоретическая часть ( 1 ч.)
Обучение составления эскиза будущего панно с учетом использования его в интерьере. Выбор элементов. Сочетание. Соединение.
Практическая часть ( 3 ч.)
Выполнение изделия по теме: предметное и сюжетное панно.
Тема.5.4. Флористика ( 6 ч.)
Теоретическая часть ( 1 ч.).
Понятие о флористике. Техника создания флористических композиций.
Практическая часть ( 5 ч.)
Изготовление панно, используя знания о флористике.
VI. Выставки, конкурсы, культурно- массовые мероприятия. ( 12 ч.)
Теоретическая часть ( 1 ч.)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть ( 11 ч.)
Участие в культурно-массовых мероприятиях, конкурсах, выставках.

VII. Заключительное занятие ( 2 ч.)
Подведение итогов учебного года.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По завершению обучения по данной программе
Обучающиеся должны знать:
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, в уголке живой природы;
виды животных, занесенных в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
растения, занесенные в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала;
правила ТБ на занятиях объединения.

Обучающиеся должны уметь:
общаться с природой;
видеть и понимать красоту живой природы;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о природе родного края.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброта, взаимопонимание, милосердие, культура общения, интеллигентность;
стремление преодолевать трудности, добиваться достижения поставленных целей.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;
итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Результативность:
Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и творческих работ определенного уровня сложности по темам программы.
Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.




Методическое обеспечение программы:

Программой используются индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) занятия, воспитательные и культурно-массовые мероприятия.
Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.
Формы работы: объяснение, демонстрация наглядного материала организация совместных наблюдений.
Микрогрупповая форма работы используется в работе с малыми группами из 3 – 4 человек и направлена на воспитание у обучающихся таких социально значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощь и самореализация.
Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование, совместные проекты.
Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.
Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.
Массовая форма работы направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности, позволяющая ему не только жить в гармонии с природой и социальной средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.
Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская и пропагандистская деятельность.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 1/2 от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.
Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного процесса:
Методы воздействия на становления экологической воспитанности обучающихся:
метод убеждения (формирование у воспитанников устойчивых убеждений, когда воздействие осуществляется на интеллектуальную сферу);
метод упражнений (формирование важных качеств личности как поведение в условиях природы и ответственность по отношению к ней в практической деятельности);
метод стимулирования (оказывает влияние на мотивационную сферу личности путем использования поощрения, наказания, соревнования).
Методический:
ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями;
наличие рабочей учебной программы.
литература по методике преподавания
Дидактический:
наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);
наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);
Материально-технический:
кабинет для занятий кружка
шкаф для хранения природного материала
клей ПВА, природный материал (камни, ракушки, шишки и т.п.);
бумага (калька, картон, альбомная и т.п.);



Литература для педагога


Бабенко В.Г. Богомолов В.Д., Экология животных., М., «Вентана-граф», 2008

Матвеева Г.В., Тарабрин А.Д., Ботаника., М., «Агропромиздат», 1983

Моисеев В., Наедине с природой., Чимкент, «Аурика», 1993

Пономарева В.М., Алексин, Тула., «Пересвет», 1998

Серебрякова Т.И., Еленовский А.Г., Биология., М., «Просвещение», 1999

Храбрый В.М., Школьный атлас – определитель птиц., М. «Просвещение», 1988


Литература для детей

1. Журнал для детей по экологии и биологии «Паросток», Киев, «НЭНЦ»

Волкова О., Неведомы зверюшки., М., «Олма», 2011

3. Плешаков А.А., Атлас – определитель «От земли до неба», М. «Просвещение», 2013

4. Бухарина. Е., Комнатные растения. М. «Астрель», 2006




























Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ»
_______________ Н.Н.Харитонова

протокол №__
от «__»____2013 года
методического совета



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юные друзья природы»



Уровень: начальное общее образование
Направленность: эколого - биологическая
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год




Автор:
Карпачева Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования







Алексин
2013










Заголовок 115