ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛЕСОВИЧОК»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Лава
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛЕСОВИЧОК»
Всего: 144 часа ( 4 часа в неделю)
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
учителем биологии и химии
Блинковой Галиной Константиновной
с. Лава
2015 год
Информационная карта образовательнойпрограммы «Лесовичок»
1.Отдел: Областная станция юных натуралистов г.Ульяновск
2.Учебное объединение (кружок,клуб и т.д. ): кружок3.Ф.И.О. педагога Блинкова Галина Константиновна
4.Название программы Образовательная программа внеурочной деятельности школьников эколого-биологической направленности «Лесовичок»
5.Вид программы:__________________________________________________
-модифицированная________________________________________________
Утверждена на методическом совете, педсодвете, протокол № 1 от ______________
6.
Продолжительность образовательного процесса Возраст обучающихся1 год обучения 144 часа 12-16 лет
7. Возрастной диапазон начала освоения программы: _12 лет____ _____
8.Целевая установка: предметная _________________________
9. Образовательная область: биология, экология_______________________
10.Направленность деятельности: горизонтальная ____________________
Виды деятельности_______________________________________________
11. Форма организации образовательного процесса: групповая__________
12. Направленность освоения учебного материала: горизонтальная_____
13. Способ подачи содержания:______________________________________
14. Форма реализации:__очная ______________________________________
15. Ожидаемые результаты:
по уровню освоения: _общекультурный_______________________________
по уровню образовательности:_компетентность общекультурная______
по уровню усвоения содержания образования:_ученическая_______ ______
по уровню действий: репродуктивное действие________________________
по уровню освоения: продуцирование__________________________________
16. Степень включенности детей: репродуктивно- творческая _________
17.Адресат:__дети__________________________________________________
Информационную карту на образовательную программу составил:
(число, подпись)
Программа внеурочной деятельности школьников эколого-биологической направленности «Лесовичок»
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 6-10 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 144 часа (1 год обучения 4 часа в неделю).
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», также во внеклассных мероприятиях с младшими школьниками «Войди в лес другом», проведение викторин и конкурсов со учениками среднего звена «Мы в природе», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Материал кружка актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.
Программа кружка предусматривает следующие цели и задачи:
- дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;
- воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;
- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;
- воспитывать качества рачительного и разумного природопользования;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;
- профориентация на профессии лесного профиля.
К проведению занятий привлекаются специалисты отделения Сурского лесничества Лавинского участкового лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, работу отряда школьного лесничества «Лесовичок» на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
-цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовосстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов,
ягод. Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Основной целью данного кружка является освоение учащимися основных подходов и правил организации научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований. Среди задач можно выделить освоение общих и специальных методов и приемов экспериментальной работы, направленных на актуализацию и развитие знаний в области лесоведения, развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений.
Вводная часть кружка характеризует общие и специальные методы учебных исследований. После ее освоения ученик (при помощи учителя или самостоятельно) выбирает тему исследовательской или реферативной работы по предложенному разделу лесоведения. Для ее выполнения потребуется теоретические знания, которые он приобретет на занятиях, а также самостоятельно. Результатом работы ученика является оформленное и представленное на научно-практической конференции «Сохраним природу» исследование или реферат.
Теоретическая часть кружка содержит много дополнительной информации, практическая часть — большое количество исследовательских работ. Учащимся предлагается выбрать для изучения наиболее интересные для них разделы и темы.
Любое экологически направленное образование, претендующее на формирование системных, целостных представлений об устройстве окружающего мира, о процессах, протекающих в нем, и о путях сохранения богатства и разнообразия этого мира, обязательно должно использовать различные способы обучения. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов, одной из важнейших форм изучения проблем лесоведения является учебный эксперимент.
Экспериментальная деятельность школьников по изучению проблем лесоведения может быть частью обучения линейным дисциплинам (экологии, биологии, географии, химии, физики и др.) и входить в состав практических экологических модулей. В этом случае эксперимент выполняет, кроме познавательной, ещё и интегративную функцию в системе естественнонаучного образования учащихся, поскольку рассматривает не только конкретные объекты изучения данной науки, но и систему их взаимосвязей с окружающей средой.
Практические умения и теоретические знания, полученные учащимися в ходе работы по программе кружка школьного лесничества, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников
Области применения программы
Программа кружка «Лесовичок» рассчитана на реализацию во внеклассной и внешкольной работе и является составной частью общешкольной программы школьного лесничества, включающей в себя учебно-производственный план, в который входят организационно-технические мероприятия, образовательная и опытническая работа, производственная деятельность на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, статистическая обработка данных, построение диаграмм и т.д.).Подготовка к научно-практической конференции по теме «Сохраним природу»:
1.Основы общей методологии учебных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия. Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия.
Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, статистические методы.
Основы научно-библиографической работы: правила работы в библиотеке, принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы.
Основы статистической обработки данных: понятие о выборочном среднем и ошибках среднего; критерии достоверности; понятие корреляции. Компьютерные программы для статистической обработки данных.
Освоение компьютерных программ. Анализ одной выборки и критерии достоверности; анализ двух выборок и корреляционные зависимости. Понятие о двух- и трехфакторном эксперименте. Составление библиографических карточек, работа с каталогами.
Основные принципы планирования и организации экспериментов. Анализ и оформление результатов
Выбор темы и постановка цели исследования. Определение частных задач исследования в соответствии с поставленной целью. Составление плана эксперимента, определение количества вариантов. Определение действующих факторов и проверка критерия однозначного соответствия (для модельных экспериментов). Принципы подбора частных методик исследования.
Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных; поиск аналогий и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты.
Структура научной работы: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы и список литературы. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-79.
Современные способы представления результатов (диаграммы, графики, слайды).
Построение таблиц, графиков, диаграмм.
Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.
Примерные направления исследовательских работ учащихся:
«Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной в районе Лавинского школьного лесничества»
«Изучение основных таксационных характеристик лесных насаждений в районе Лавинского школьного лесничества»
«Изучение искусственных насаждений основных лесообразующих пород в районе Лавинского школьного лесничества »
«Динамика численности популяции кабанов на территории Лавинского школьного лесничества»
Содержание программы:
№ Тема Кол-во часов
1. Вводная часть. Общее понятие о лесоведении. 6
2. Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований. 10
3. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных. 8
4. Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними. 12
5. Особенности местного леса (экскурсия). Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/. 8
6. Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов. 10
7. Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования. 12
8. Удобрения лесных почв. Анализ качественной изменчивости лесных почв. 8
9. Основные Положения законов «Об охране природы». 8
10. Охрана леса от пожаров и лесонарушений. 8
11. Вредители леса и меры борьбы с ними. 10
12. Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы. 12
13 Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов. 10
14 Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов. 8
15 Редкие исчезающие животные и растения. Анализ биоэкологического состояния по теме «Экология особей». 10
16 Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям по теме «Сохраним природу». 4