Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили» .
Конспект урока сжатого изложения учителя 4 «Б» класса Лобас Г.И.
Тип урока: развитие речи
Тема: Сжатое изложение повествовательного характера по рассказу И. Лебедева «Как вороны Дружка перехитрили» .Цель: научить писать сжатое изложение на основе художественного текста, закрепить умение корректировки печатного текста с помощью ноутбука.
Задачи:
Повторить знания о тексте – повествовании, о сжатом изложении, умение составлять план, учить сжато пересказывать текст, формировать умение использовать языковые авторские средства;
Обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление, творческие способности; воспитывать любовь к повествовательным рассказам, развивать чувство юмора.
Формируемые УУД:
Познавательные: понимание информации, проведение анализа прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации, установление логической цепи в содержании микротем прочитанного текста.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;Регулятивные: понимание задания и конечного результата, понимание алгоритма работы, умение использовать приемы сжатия, умение корректировать написанное, контроль правильности выполнения задания, умение сохранять основную мысль.
Личностные: умение уважать позицию автора, адекватно передавая её, понимание значимости приобретенных знаний и умений, использование их в учебной деятельности, умение понимать основную идею текста.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, черновики с печатной основой.
Карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивация.
Решение проблемы.
Анализ первичного восприятия
Пересказ текста.
Орфографическая подготовка.
Чтение сокращенного варианта текста.
3.Самостоятельная работа.
4.Домашнее задание.
-- Ребята, в редакцию одного известного детского журнала поступила интереснейшая статья о забавном случае, произошедшем с милым, незадачливым щенком. Но вот беда! Статья была довольно объемной и не помещалась в отведенном для неё в журнале месте. Как быть? И напечатать невозможно (ведь другие материалы уже полностью подготовлены авторами к печати), и исключить описание приключений щенка жалко… Что же делать? Как бы вы поступили на месте редактора журнала и автора статьи?
Формулировка цели исследования.
-- Какие способы сокращения текста вы знаете?
--Давайте попробуем себя в роли редакторов журнала, кратко изложим текст рассказа для отправки его в редакцию.
Текст рассказа находится на рабочем столе ваших компьютеров. Включите ноутбуки. Зайдите на рабочий стол, найдите файл с названием «Как вороны Дружка перехитрили». Откройте файл.
Прочитайте текст.
--Обратите внимание на заглавие текста. Что в связи с таким названием важно в тексте? Подумайте нужны ли встречающиеся описания(первый и второй абзацы)?
-- Выделите ненужный первый абзац и удалите его из текста.(левая кнопка мыши+выделить+delete)
--Получилось?
Объедините первый и второй абзацы.
--С чего начинается рассказ теперь? Прочитайте первый абзац.
Однажды с Дружком произошла забавная история. Щенок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.
--Прочитайте второй абзац. Исправьте ошибку в тексте.
Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, другая сзади подкрадывается.
--Что пришлось допечатать?
--Читаем третий абзац.
Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку.
В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая.
--В первых двух предложениях каким словом можно назвать состояние щенка.
--Прочитайте четвертый абзац. Здесь действия ворон повторяются. Попробуйте исключить лишние детали.
--Что произошло со второй пельмениной?
Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и ущипнула Дружка за хвост. И пока пес гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.
Значит, вороны опять обманули щенка. История повторилась.
Выделите второе и третье предложения и удалите их.
--Напечатайте вместо удаленных новое предложение.
Прочитайте последний абзац. Нужно здесь что-нибудь сокращать?
Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.
Прочитайте получившийся сокращенный вариант рассказа.
Теперь мы сможем уместить эту заметку в детский журнал.
составление плана
сколько частей получилось в нашей заметке?
--Прочитайте первую часть. О чем главном здесь нужно сказать?
Как можно ее озаглавить?
--Прочитайте вторую часть. О чем нужно сказать обязательно?
Как озаглавим вторую часть?
--Прочитайте третью часть. О чем здесь надо не забыть?
Как озаглавим третью часть?
Прочитайте и озаглавьте четвертую часть.
Теперь сохраните полученный текст на рабочем столе и выключите компьютер.
Посмотрите на доску.
На интерактивной доске написан план:
1. Как Дружок собирался позавтракать.
2. Наблюдатели.
3. Воронья хитрость.
4. Пустая похлёбка.
--Перескажите получившийся текст.
Перед вами лежат листочки. Выполните задания на них.
Вставь пропущенные буквы:
На изгород…, к чашк…,
Подбери однокоренные слова:
Сидели-……………….., следили-……………., соскочили-……………, схватила-………………… , защищал-…………..,взлетела-……………..
Разбери слова по составу:
Похлебка, перетаскали
Сейчас я еще раз прочитаю вам текст, после чего вы запишите его на черновики, используя опорные слова, записанные на ваших листочках.
Однажды с Дружком произошла забавная история. Щенок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.
Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, другая сзади подкрадывается.
Дружок разозлился. Он защищал свою еду. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая. Дружок возвратился к чашке. История повторилась сначала.
Так воровки все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.
Как Дружок собирался позавтракать.
Однажды, забавная, готовился, хозяйка поставила, сидели, следили.
Наблюдатели.
Соскочили, спереди, сзади, подкрадывается.
Воронья хитрость.
Разозлился, защищал, ущипнула, бросился, схватила, взлетела, возвратился, повторилась.
Пустая похлёбка.
Воровки, перетаскали, осталась.
Записать сжатый текст в тетрадь. Найдите иллюстрации из интернета, которые можно добавить к нашей заметке.
Регулятивные УУД
Дети высказывают предположения.(Сократить текст)
Личностные УУД
--Исключить лишние подробности, обобщить детали или применить оба способа.
Дети выполняют команды.
Читаем.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
--Нет.
Дети выполняют задание.
--Да.
Находят и читают.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
--Букву Я в слове другая.
Регулятивные УУД
- Разозлился. Пытался защититься.
--То же, что и с первой.
-
История повторилась сначала.
-Нет.
Регулятивные УУД
- Четыре.
1. Как Дружок собирался позавтракать.
2. Наблюдатели.
3. Воронья хитрость.
4. Пустая похлебка.
ВЫКЛЮЧАЮТ КОМПЬЮТЕРЫ.
Личностные и регулятивные УУД
Пересказывают текст.
Выполняют задания на листочках.
Слушают текст еще раз.
Познавательные, регулятивные, личностные УУД.
Записывают текст на черновик.
Зачитывают получившийся текст.