Реализация регионального компонента в ходе обучения студентов по специальности 050144 Дошкольное образование


Реализация регионального компонента в ходе обучения студентов по специальности 050144 Дошкольное образование
Сегодня современная жизнь на первый план выдвигает задачу формирования конкурентоспособного, подлинно квалифицированного специалиста, отвечающего все возрастающим требованиям общества. Основной задачей Лебедянского педагогического колледжа является качественная целенаправленная подготовка выпускников к конкретным профилям их будущей деятельности.
В качестве условия, обеспечивающего решение задачи становления профессиональной субъектной позиции студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», выступает включение их в социальную (психолого-педагогическую) практику. Трудно переоценить роль практики в профессиональной подготовке будущего специалиста. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс, повышает уровень профессиональной мотивации, основанной на опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности каждого студента. Слайд 2
Колледж уже более 90 лет готовит молодых специалистов для системы образования не только Липецкой области, но и всей России. Практическая подготовка является ведущим звеном всей системы подготовки будущего воспитателя, обязательной частью образовательного процесса. Практика является обязательным разделом ОПОП СПО. Видами практики студентов являются учебная и производственная практики. Профессиональная (производственная) практика состоит из следующих этапов: практики по профессиональным модулям специальности и преддипломной практики. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку студентов. Программы практик студентов являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.
Слайд 3. Учебная и производственная практики имеют целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальностям, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Материально-техническая база колледжа, количество рабочих мест, преподавателей-руководителей практик позволяет обеспечить выполнение требований ФГОС СПО по всем специальностям, реализуемым в колледже. На протяжении многих лет у колледжа сложились партнерские отношения со многими образовательными организациями – базами практики. Педагогические знания и умения, которыми должен обладать выпускник, их направленность и конкретное содержание, определяются характером будущей деятельности и условиями образования: это личностно-ориентированный подход к ее организации, связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, креативность, преемственность в ее проведении. 
Б. Саймон проводит мысль: «Значение человеческого фактора заключается в участии личности в социальных процессах, где само участие рассматривается как способ формирования человека, его субъектной позиции внутри общества». Проблемы образования неразрывно связаны с человекознанием, с пониманием собственной роли в решении социальных задач (Саймон, 1998). В процессе педагогической практики субъектный акцент позиции проявлялся в самоизучении, самоорганизации, саморегуляции своей деятельности. Студенты должны развить умение осмысливать себя в связях с миром и выстраивать соответствующую профессиональную субъектную позицию, формировать данное умение, проживать его в социальном контексте.
Слайд 4 Реализующий этап практики включает знакомство студентов с базовым образовательным учреждением, в котором они будут проходить практику, составление каждым практикантом индивидуального плана работы. В течение реализующего этапа студенты встречаются с педагогическим коллективом ДОО, выполняют основные задания практики, осуществляют рефлексию, анализируют и обсуждают с руководителями полученные результаты.
И ходе итогового этапа студенты в установленные сроки оформляют отчеты по практике, получают письменный отзыв представителя учреждения. Завершает психолого-педагогическую практику итоговая отчетная конференция. Студенты заранее готовятся к ней, обсуждают проекты выступлений, готовят презентации, отражающие ход и результаты практики. На конференцию приглашаются руководители практик, преподаватели, представители учреждений, где студенты проходили практику, студенты младших курсов. Происходит оживленный обмен информацией, студенты высказывают свои замечания и пожелания, объявляются окончательные результаты.
Выполнение практических заданий в ходе практики требует от студентов конкретных знаний, сознательного выполнения норм и правил, понимания особенностей взаимодействия в различных ситуациях, с которыми они сталкивались в детском саду, способности концентрировать внимание на коммуникации, проявлять ответственность, инициативу. Эти задания способствуют тому, чтобы студенты задумались о собственном поведении, обогащении своего личностного и профессионального ресурса. Следует отметить, что каждый студент вовлекается в выполнение заданий. Если он испытывает затруднения, то ему предлагаются различные виды педагогической поддержки, тексты, индивидуальные консультации и т.д.
Об успешности самоопределения студентов свидетельствует наличие у них достаточного уровня рефлексии, жизненного и профессионального планов и степени их организованности, устойчивой мотивации к профессиональной деятельности, системы профессиональных ценностей.
Слайд 5 Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о родном крае.
Во всех ДОО, являющихся базой практики, реализуются основные направления деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к людям. Программа дополнительных образовательных услуг (кружковая работа) позволяет в полном объёме решить данную задачу.
Однако этнокультурное образование не ограничивается кружковой работой. Ознакомление с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную развивающую предметно-пространственную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе просмотра компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому педагоги активно взаимодействуют с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду. Слайд 6
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные наследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданственном воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины.
В связи с этим естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать» от лица всей культуры (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.
Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к человечеству. Н.Н. Добролюбов показал динамику развития чувств любви к родному краю. К.Д. Ушинский полагал, что народность - единственный источник жизни государства и все его члены черпают в любви к отечеству силы для своей деятельности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к своей Родине...». Несомненной заслугой К.Д. Ушинского является выделение родиноведческого направления в образовании.
Е.Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество.
П.П. Блонский считал, что отсутствие деятельной, плодотворной любви к Отечеству составляет одно из главных препятствий для прогресса в России: «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, а умеем ли мы жить для нее?»
Приоритетное значение в воспитании детей В.А. Сухомлинский отводил идее о том, что Родина для человека - самое дорогое, священное, без чего человек перестанет быть личностью.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области, так и отношения к ним, что способствует одному из принципов личностно ориентированной дидактики, принципу синтеза интеллекта, эмоций. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через отношение, труд, обучение разным видам деятельности, свойственным дошкольному возрасту. Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим». Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная.
Обобщив опыт работы ДОО г.Лебедяни, нельзя не отметить, насколько талантливы педагоги-лебедянцы, сколько в них энергии, творчества и, конечно, бесконечной любви к родному городу.
Коллективы ДОО находятся в постоянном поиске новых форм и методов воспитания у детей любви к России, к родному краю, родному языку, русскому народу. Они стремятся в доступной форме помочь детям, понять, почувствовать, увидеть милую нашему сердцу Россию, наш родной город, нашу чудесную, богатейшую природу, буйство цветущей черемухи, сенокосы и наши песни - печальные и заунывные, озорные и грустные, тягучие.
Слайд 7 Приобщение детей к истокам русской культуры способствует создание в ДОО интерьеры русского быта, которые содержат подлинные предметы старины. Они появлялись здесь благодаря поиску сотрудников детских садов и родителей. Одно дело слушать об этих предметах, но когда можно взять в руки реальные предметы, подержать, потрогать, поиграть, образы оживают, становятся понятными и родными, и речь приобретает чувственно- эмоциональную окраску. По иному здесь звучат песенки из уст детей, выразительные получаются роли в спектаклях и играх-драматизациях. Здесь можно посидеть за веретеном, за прялкой, дети могут усваивать азы вязания спицами и крючком.
Творческие коллективы детских садов ведут поиск эффективных форм, методов работы и отбор материала об истории города: разрабатывают конспекты занятий, сценариев, вечеров, развернутых планов. С детьми проводятся экскурсии, беседы, чтение легенд, встречи с интересными людьми. Например, родному городу посвящен цикл занятий. Они проходят под девизом «Мой город древний, я тебя люблю. Тебя любить завещано от Бога».
Слайд 8 Многочисленные мероприятия, посвященные 400-летию города, добавили и студентам, и детям детских садов еще не одну каплю патриотических знаний. Дети убедились, что в нашем городе жили и живут мастера своего дела. Детей знакомят с продукцией наших предприятий, заводов, с людьми разных профессий. Воспитывается тем самым уважение к людям труда.
Занятия на тему «Дорога к храму» - не только история, но и приобщение к христианской вере. Особое место в работе ДОО уделяется народным праздникам и обрядовым традициям.
Но нельзя не заметить, что ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминируемых целей базовой программы, решаемых на основе краведческого материала.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. Слайд 9
Знакомясь с произведениями художников, дети учатся фантазировать; ребята начинают «видеть» и «слышать» в произведениях что-то свое, у них возникает желание самим создавать красивое. Так зарождается творчество. В первую очередь дети знакомятся с художниками, изображающими образ Родины. Наряду с произведениями великих русских художников знакомим детей с картинами местных мастеров. Многие из них стремятся изобразить свою Родину на картинах, где передают безграничную любовь, красоту нашего края.
Дети должны знать фамилии некоторых местных художников: Кузнецовых, Голева, Перелыгина, Фролова, Телегина, Трофимова, Черных.
Воспитанники детских садов Лебедяни - частые гости на выставке в Доме ремесел, где дети не только знакомятся с картинками, но и нередко беседуют с художниками.
Здесь нужно отметить, что писать такие большие фрески очень трудно. Ведь нужно не только мастерство художника, талант, но и огромный труд.
Именно здесь уместно отметить, что все храмы, церкви, другие старинные здания необходимо беречь от разрушений, нужно помнить об их ценностях. Эти здания и все, что в них находится, - памятники старины. Многие здания сейчас восстанавливаются, ремонтируются, т.е. реставрируются.
Дети посещают соборы, храмы Лебедяни, где им рассказывают о теме материнства, материнской любви и нежности в творчестве художников. Ведь Родина для каждого человека начинается с мамы. На иконах часто встречается образ матери: печальный, тревожный. Показываем детям иконы. Иконы пишут художники. Это тоже искусство. Оно называется иконопись.
Нельзя забывать о Лебедянских художниках, расписывающих храмы, церкви. Детей знакомят с художником-реставратором Клюхиным Игорем, иконописцем Огарковым Юрием.
И взрослые, и дети с удовольствием слушают рассказ по картине-реконструкции художника Александра Коновалова «Лебедянская крепость 1620-х годов» об историческом прошлом города. Художник по документам, которые хранятся в архивах музея, создал эту необычную картину, показывающую нам старую крепость-острог, куда входили тюремная изба, соборы, воеводская изба, избы для стрельцов. В арсенале мастера множество разнообразных скульптурных композиций, украшающих города и села, достопримечательные места Липецкой области, например, «Богатыри» в Сафари-парке, «Ангел-хранитель» в Лебедяни и многие другие.
По картинам известных лебедянских художников можем представлять, каким наш город был раньше. Совершая экскурсии по городу, знакомимся с различными видами и стилями деревянной и храмовой архитектуры. Знакомясь с экспонатами краеведческого музея, узнаем об истории быта, традициях, народных праздниках, народном костюме, игрушке наших предков. Посещая Дом ремесел, узнаем, какие ремесла бытовали в Лебедянском уезде и какие сохранились до наших дней. В Лебедяни были развиты: гончарное производство (глиняная посуда, свистульки, игрушки); валяльное производство (валенки); ткацкое производство осуществлялось в Лебедянском и Сезеновском монастырях (ткали полотно, ковры, сукно); резьбой по дереву занимались в селах Черепянь, Волотово, Троекурово, Сезеново и др.; плетением корзин из лозы и лаптей из лыка занимались в селах Волотово, Хорошовка, Сурки, П- Казаки, Слободка и др.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности в детском саду и на учебных занятиях в колледже осуществляется знакомство с традиционным народным костюмом нашей местности. Впечатления детей будут яркими и живыми, если педагог использует костюм, как образец. Это позволит рассмотреть составные части и детали костюма, понять их назначение и запомнить названия.
Уместно познакомить детей с народной игрушкой: глиняными игрушками и свистульками с изображением животных, птиц, человека; игрушками из дерева; игральными, обереговыми, обрядовыми тряпичными куклами. Кукол делали на полене, на скрутке, зольные, крупеничные и др.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Еще одним разделом в работе с детьми является знакомство с народным промыслом. В нашу жизнь прочно вошло выражение «Липецкая хохлома». Хотя этот узор используется в нашем крае сравнительно недавно, мы его используем как местный.
Вариации на тему растительных форм в стиле хохломы заставляют детей фантазировать, творить. Все свои впечатления дети отображают в рисунках. Дошкольники рисуют город, реку, родную улицу, маму...
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, т.к. быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, свой город, свою семью, но и активно действовать на благо Родины.
В детском саду постоянно оформляются выставки детских рисунков на тему «Моя малая Родина».
Постоянное, каждодневное общение с детьми диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания в данном направлении.
Приобщение детей к истокам российской культуры и истории почти во всех ДОО начали с создания комнат, уголков русского быта. Интерьер составляют предметы русской старины, появившиеся здесь в результате поисков сотрудниками детского сада, родителями и родственниками воспитанников. Здесь собраны предметы русского быта: самовары, деревянная и металлическая посуда, домотканые дорожки и коврики; плетеные туески и корзины, люлька, лапти, рубель; макет деревенской избы и русской печки; вышитые подушки-думочки, лоскутные одеяла, а также изделия мастеров-умельцев нашего края: елецкие кружева, изделия из лозы, ракушек, резьба по дереву, картины художников нашего города и многое другое. Эти экспонаты используются как наглядный материал в процессе ознакомления с русским фольклором, на праздниках, на занятиях по разным методикам.
Слайд Ежегодно в ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» проходит ставшая уже традиционной научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования». Особенно ценным является то, что все приглашенные – это выпускники педагогического колледжа разных лет. Намечаются пути дальнейшего взаимодействия, позволяющие повысить уровень подготовки, компетентность, конкурентоспособность педагогических кадров для системы дошкольного образования.
Живой диалог, обсуждение выступлений, высокий уровень подготовки и профессионализма гостей, заинтересованность аудитории, актуальность проблемы дошкольного образования позволяют сделать конференцию продуктивной и содержательной. Мультимедийные презентации, сопровождающие ход выступления наглядно показали результаты работы всех педагогов.
Педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, их совместная деятельность, направленная на усвоение подрастающим поколением социального опыта. Как показывает практика, педагогический процесс эффективен тогда, когда педагог строит его, используя лучшие традиции народа, его культуру.
Поэтому в нашем колледже, детских садах города одним из важнейших направлений работы является воспитание любви к родному городу, краю, Родине.