Урок литературного чтения УМК Перспективная начальная школа3 класс Б.Заходер История гусеницы
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чуракова Ф.И.О. учителя: Молокоедова Любовь Ивановна МОУ «Лицей №5»
Класс: 3 «А» класс
Дата:16.03.2016 г
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Тема урока: Б.Заходер «История гусеницы» .Работа с картиной С.Жуковского «Плотина». Слушание музыкального произведения С.Рахманинова «Прелюдия Соль мажор №5»,А.Аренского «Ручеёк в лесу».
Цель урока:
на примере сказки Б. Заходера, проследить является ли Гусеница сказочным героем современной авторской сказки., -на основе художественных образов ,созданных Б.Заходером, Жуковским, С.Рахманиным показать ,что с наступлением весны начинается новая жизнь.
Формируемые УУД:
Личностные: :способствовать формированию положительного отношения к учебному процессу.
учить обосновывать свою точку зрения;
Регулятивные:
под руководством учителя формулировать учебную цель; оценку своей деятельности и деятельности товарищей при выполнении заданий
Познавательные:
развивать умение ориентироваться в тексте и осуществлять поиск необходимой информации, пользоваться его условными обозначениями
Способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности::умению наблюдать ,анализировать, делать выводы
Поход в музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения ;работа с музыкальным произведением
Коммуникативные:
формирование умения договариваться и приходить к общему решению при работе в группе, паре.
Оборудование: презентация, учебник литературного чтения Н.А. Чураковой (часть2), таблицы, картинки::гусеницы ,куколки, , бабочки ,плакат с характеристикой сказочного героя, бабочки трёх цветов: зелёная ,жёлтая, синяя( с домашним заданием по выбору), лупы.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент. Мотивация
Учитель:
- Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка.
Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.
Помогите мне, пожалуйста.
Учитель: Чтение записки:
«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, - точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»
Догадались, от кого эта записка?
-Кем является гусеница?
Откройте содержание учебника и скажите ,как называется глава ,которую мы начали изучать?
-Как называется произведение , над которым будем работать? От гусеницы
главный герой
Как рождается герой
Б.Заходер «История гусеницы»
2. Определенияе темы и цели урока Мы сказку о Гусенице прочитали
О её превращении всё мы узнали.
Осталось один разгадать нам секрет,
На последний вопрос мы отыщем ответ.
Учитель: Откройте учебники на с 112 и прочитайте вопрос.
Какую задачу будем решать на уроке ?Кто такой герой?
Чтобы ответить на вопрос ,мы должны вспомнить правила, характерные для сказочного героя
Давайте сверим ваши ответы со словами на плакате мыши.
1.Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям
2.Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.
3.Справившись со всеми испытаниями ,сказочный герой возращается домой повзрослевшим и поумневшим исследуем является ли гусеница сказочным героем?
это главное действующее лицо.
(дети вспоминают .)
Прочитывают на плакате характеристику сказочного героя
3.Актуализация знаний
4.Обобщение и систематизация знаний. Посмотрите ,какие условные обозначения есть в нашей книге .
Это и будет нашим планом действий на уроке. Согласно нему мы будем доказывать, что гусеница-настоящий сказочный герой
Учитель: Что нам предстоит выполнить ?
- Вспомните ,где живёт гусеница?
-Давайте найдём и прочитаем в тексте
Учитель: Чем занималась гусеница?
Прочитайте вопрос .Какую цель поставим?
Какую цель мы ставили?
Какой вывод вы можете сделать?
Какую цель мы ставили?
Читают первый пункт плана .Какой вывод вы можете сделать?
Мы с вами доказали 1 пункт ,что гусеница уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.
Работа в паре Слайд №2
2.Грозила ли гусенице серьёзная опасность?
(докажите)с95-96
3.Зачем она преодолела эти трудности ? - чтобы вернуться в родной сад?
Учитель:
Давайте вернёмся к характерным особенностям героя .Какой вывод вы можете сделать?
4.Какие превращения произошли с гусеницей?
Учитель:
Вспомним , с чего начались превращения ?.Найдите это в тексте.
Что с ней произошло дальше?
Что произошло потом?
Прикрепляю на доску цепочку: картинки
104571114128300
Процесс превращения гусеницы в бабочку называется метаморфозом.
Ребята ,а кто догадался , какая бабочка выросла из гусеницы? Для этого вспомним, где жила гусеница.
Почему же её назвали крапивницей?
Учитель: а как назвать эти превращения по другому?
трудное задание, вспомни пройденное, поход в «Музейный Дом», выскажи своё мнение, слушаем музыкальное произведение.
трудное задание
На самом большом кусте крапивы .Смотрела на крапиву жевала только крапиву, с88-89
-Ответить на вопрос,
Гусеница покинула дом по своей воле?
Читают первый пункт плана
является ли гусеница сказочным героем. Читают первый пункт плана
нет,её унёс скворушка(доказывают из текста с92 -95
1.гусеница уходит навстречу трудностям.
грозила серьёзная опасность: она могла быть съедена Скворушкой, если бы он не послушал матери;(работа в паре)
могла разбиться, падая вниз с ёлки, если бы вовремя не выпустила шелковинку и зацепилась за
сучок
Чтобы вернуться в сад,гусенице пришлось преодолеть серьёзные трудности(: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз)с95-96
читают
2.преодолела препятствия
обматалась шелковиной с105-106
-превратилась в куколку.С106(настало утро и на листе появился кокон с куколкой.
превратилась в бабочку с 107.
Чтение по слогам ,полностью
На крапиве, поэтому крапивница
внешние
Давайте попробуем теперь доказать, изменился ли характер гусеницы? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём исследования по плану: в группах.
Работа в группах
1группа будет исследовать речь гусеницы
1)Какая речь была сначала
2)Что изменилось потом в речи?
2 группа будет исследовать поведение гусеницы
1) Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?
2) Что появилось в ней то, чего не было раньше не было?
3группа исследовать желания гусеницы.
1)Какое желание было сначала?
2)Изменилось ли желание потом?
Работу выполняют на листочках .Слайд№3 Дети работают с таблицами
Отчёт групп
1.Речь. , (сначала-(Птицы с90-91)пустозвоны, кузнечик тоже), Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)2.речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности
2.Поведение-( Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком?
Что появилось в ней то, что раньше не было?с 98
-расширился кругозор ,стала прислушиваться к героям .
–ей стало стыдно признаться,что нет крыльев.С102-начала совершать поступки.)
3.Желания. (теперь другие желания: любоваться всем на свете
4.Вернулась ли бабочка домой? Вернулась какой?
- Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр.108)
-Какие черты характерны для сказочного героя? Вспомним плакат Мыши
Какой вывод можем сделать?
- Значит, эта сказка написана по сказочным законам и гусеница сказочный герой 3.Вернулась обновлённой и поумневшей
она думала не только о еде ,но ей хотелось любоваться всем на свете
гусеница обладает всеми чертами сказочного героя
5.Применение знаний в новой ситуации Ребята, а в какое время года началось превращение куколки в бабочку -весной?.
Слайд №4 6.Итог урока, рефлексия
7.Домашнее задание Птичьи стаи пролетают,
Возвращаются домой,
И сосульки горько плачут,
С крыши спрыгнув головой.
Вся природа оживает
Все мы радостью полны.
Каждый год вот так бывает
С наступлением весны.
-О каком времени года говориться в стихотворении?
Что происходит в природе с наступлением весны?
Почему я начала свой урок с этого стихотворения?-будем открывать новые знания о том, что происходит в природе с наступлением весны.
А давайте посмотрим ,что происходит происходят в природе, весной и отправимся в музейный дом с113
Что мы будем делать?
Что такое пейзаж?
Слайд№5
Пейзаж - отображение художником увиденной природы
Что такое плотина? Плотина — это преграда, которая сдерживает или контролирует поток воды
У Миши Иванова возник вопрос ,он спросил :Почему краски такие неяркие?. Сумеете объяснить это Мише?
Таня Перова. тоже задала вопрос ,она спросила –«Почему некоторые линии как бы волнистые – Будто они чуть-чуть дрожат? Можете ответить на Танин вопрос?
А видно ли, что зима уже на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (рассматривание фрагментов картины с помощью лупы)
-Какие чувства испытывает художник по отношению к этому времени года? А вы?
-Давайте послушаем произведение русского композитора «Прелюдию соль мажор №5» Сергея Рахманинова.
Послушайте ,какие звуки вы услышите?
Слайд№6
Ребята, почему картина и музыка оказались после произведения?
Чем мы занимались на уроке?
Что же происходит в природе весной?
Ребята, почему автор учебника предлагает нам рассмотреть картину, послушать музыку .Что объединяет все эти произведения
Слайд №7
Вернемся к нашему плану. Все ли намеченное мы выполнили? Значит, мы достигли цели урока? Какой вывод можете сделать?
Пригодятся ли вам знания ,полученные на этом уроке в жизни?
Для чего нужна такая работа с произведением? Что вы расскажите об уроке своим родителям?
А на память об уроке я хочу подарить вам бабочек , они не простые ,а с домашним заданием. Они вам будут напоминать о приближающейся весне.
Жёлтая -найти дополнительную информацию о гусенице и бабочке крапивнице
Зелёная- придумать сказку о гусенице
Синяя- выучить стихотворение М.Яснова «Гусеница-бабочке»
Поднимите бабочек вверх, посмотрите ,как красиво !Надеюсь,они вам подняли настроение и будут напоминать о приближающейся весне.
Спасибо. урок окончен!
весне
птицы прилетают, сосульки тают, природа оживает
Мы посмотрим пейзаж Станислава Жуковского «Плотина».
(Краски неяркие .поскольку изображается конец зимы-начало весны:)Небо затянуто облаками-плохо просматривается голубое небо,видна тёмная хвоя елей,вода чёрного цвета)
(Волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев ,зыбкое отражение в воде, а также состояние весеннего воздуха ,идущего вибрирующими струйками пара от земли)
речка освободилась от льда и снега, вода ещё чёрная и холодная, жёлтые почва и брёвна ,видны проталины.
(в целом картина художника вызывает какое-то грустное настроение потому ,что уходит зима, есть надежда,что начнётся новая жизнь)
-приближение весны
В них говорится о приближении весны
автор даёт возможность узнать о приближении весны ,прочитать произведение ,послушать и рассмотреть получше.
анализировали произведение ,слушали музыку и рассматривали картину.
-просыпается ,возрождается новая жизнь
Всё. Знания пригодятся на уроке окружающего мира, музыки, литературы
Дети выбирают бабочек.