Формы и методы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию в современном ДОУ в соответствии с ФГОС


Полянская Елена Борисовна,
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»
Ступинского муниципального района
Московской области
Доклад на педчасеФормы и методы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию в современном ДОУ в соответствии с ФГОСЖизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать ещё и ещё, сделать самому что-либо хорошее. Ребёнок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного  совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребёнок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать своё место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы  «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В нашем ДОУ используются различные формы и методы по экологическому воспитанию детей. При этом стоит чётко разделять формы и методы работы:
-форма воспитания – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
-методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание детей, их волю и чувства с целью формирования у них определённых убеждений и навыков.
Формы и методы работы различны. Как именно данная работа проводится в нашем ДОУ – представлено в отчёте ниже.Работу мы начали с создания условий. В каждой группе создан уголок живой природы. Здесь в течение всего учебного года дети самостоятельно могут наблюдать за изменениями, происходящими с растениями и обитателями аквариума.
Это развивает речь, память, умение анализировать происходящие изменения.
Так же в ДОУ создана, функционирует и постоянно обновляется экологическая комната.
В ней собраны коллекции песка, почвы, камней., а также есть обитатели – волнистые попугайчики, морские свинки, морская черепаха.
Здесь проводятся НОД, наблюдения и труд в природе, а главное – экспериментальная и исследовательская работа.
Прозрачный огород помогает увидеть строение слоёв почвы, а так же то, как выглядят корешки растений и то, как просачивается вода во время полива в разные слои почвы.
Дети с удовольствием принимают участие в посадке и уходе за растениями.
«Как интересно растёт лук! И корешки видно!»-говорят дети, рассматривая мини огород с прозрачными стенками.
Общение с животными, особенно с теми, которые находятся рядом круглый год, которые зависят от нас, формирует чувство ответственности, желание наблюдать за изменениями в поведении и росте этих животных, формируется диалогическая речь, память, умение анализировать и сравнивать увиденное.
Экологическая работа с детьми проводится круглый год. В начале весны высаживается и выращивается рассада цветов и огородных культур, которая потом высаживается на огороде и в цветнике.
Высадка рассады на огород. Детям нравится поливать огородные культуры и рыхлить почву.
Труд по выращиванию цветов и уходу за ними обогащает внутренний мир дошкольников новыми впечатлениями, что очень важно в условиях города, так как не все семьи имеют дачные участки. Непосредственный труд, связанный с землёй, растениями, изменения в природе в течение лета, которые происходят при непосредственном участии ребёнка - оставляют положительные впечатления на всю жизнь.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Участие детей нашего ДОУ в районных экологических акциях, других мероприятиях районного масштаба расширяет представление детей об окружающем мире, даёт понять, что дети – активные участники жизни нашего города:
-Районная экологическая акция «Чистый микрорайон – чистый город»
-Районная экологическая акция «Зелёная ленточка» (В преддверии лета ещё раз необходимо напомнить жителям города – не мусорите! Ведь, по большому счёту, чисто не только там, где убирают, но и там, где не мусорят!)- Экологическая акция, посвящённая Дню птиц (дети вручали изготовленных ими птичек прохожим, жителям нашего микрорайона. Некоторые участники акции впоследствии привели к нам своих детей. Так, ещё не будучи родителями нашего ДОУ, жители уже приняли участие в жизни нашего дружного коллектива) и многие другие.
В ДОУ также приобретены костюмы, изображающие цветы и животных. Костюмированные праздники – прекрасная форма работы по экологическому воспитанию. А положительная мотивация, поощрение детей к выступлениям, - методы, позволяющие детям раскрыть свои таланты перед сверстниками и родителями. (Районный праздник «День защиты детей»)
Работа с семьями воспитанников – одна из важных форм работы.
Родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса.
Ни одно мероприятие ДОУ не проходит без участия родителей.
(Экологическая акция «Посадим вишнёвый сад», экологическая акция «Поможем птицам!»)
В работе по экологическому воспитанию задействованы дети и младшего дошкольного возраста. Участие в мероприятиях ДОУ увеличивает кругозор детей, помогает им быстрее пройти адаптационный период, вызывает желание участвовать в жизни ДОУ. («А здесь руками нужно делать вот так!»-говорят малыши, исполняя «Танец грибов» на «Празднике Урожая»)
Раскрашивание птиц из специальных книг по рисованию так же развивает мышление, память, мелкую моторику рук, умение раскрашивать строго по образцу. Главное требование к таким книгам – птицы должны быть реалистичными.
«Я слышу-и забываю, я вижу – и вспоминаю, я делаю – и постигаю» Изречение древнего философа осмыслили современные учёные: из того, что слышим-усваиваем 10%, из того, что видим-50%, то, что делаем-90%.
И самое главное правило в формировании навыков анализа природных явлений и объектов – познание окружающего мира должно приносить радость. Тогда все увиденное, воспринятое останется не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Очень важно вызвать у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
А как это сделать – помогут те формы и методы работы, которые представлены в данном отчёте.