Краткосрочная программа профильного лагеря с дневным пребыванием детей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
г. Рославля Смоленской области
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ.
Педагогического совета Директор школы _____________
Протокол № 10 от 21.05.2015 Т. В. Гайкова
«РОСТОК»,
краткосрочная программа профильного лагеря
с дневным пребыванием детей
Информационная карта программы.
1.
Номинация, в которой заявлена программа
Программа профильной смены
2.
Полное название программы
Р – развиваемся
О – общаемся
С – сотрудничаем
Т – творим
О – отдыхаем
К – креативно
3.
Цель программы
Создание условий для организованного содержательного отдыха детей в каникулярный период
4.
Для кого
1 – 8 кл.
5.
Сроки реализации программы:
Смена «Росток»
Смена «СоТворение»
Июнь 2015 г.
Июль 2015 г.
6.
Направленность программы
Профильная
7.
Направления деятельности
«Интеллект», «Творчество», «Общение и досуг», «Спорт, безопасность, здоровье»
8.
Краткое содержание программы
Вся работа профильного лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно – оздоровительных, досуговых мероприятий по направлениям: «Интеллект», «Творчество», «Общение и досуг», «Спорт, безопасность и здоровье».
В зависимости от запросов детей и родителей, целей и возможностей образовательного учреждения предпочтение в определении содержания деятельности профильной смены (отряда) может быть отдано тому или иному модулю, либо все модули реализуются в равных долях, без выбора приоритетов.
Профильная смена «Росток»: приоритет - интеллектуальный модуль.
Профильная смена «СоТворение»: приоритет - творческий модуль.
9.
Ожидаемый результат.
Укрепление физических сил детей и подростков, сохранение и общее укрепление их здоровья.
Приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
Расширение кругозора детей.
Личностный рост участников смены.
Закрепление правил безопасного поведения.
Развитие базовых навыков общения.
Развитие позитивных качеств личности воспитанников: любознательность, уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.
Усвоение социально-нравственных норм, развитие коммуникативных способностей.
Появление незапланированных инициатив.
10.
Название организации,
авторы программы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 8»
Автор - составитель программы Л. В. Корсакова
11.
Ф.И.О. руководителя
Татьяна Владимировна Гайкова
12.
Почтовый адрес организации.
Телефон, факс с указанием кода населенного пункта.
Смоленская область, г. Рославль, 1-й Братский переулок, д. 15а
8 (48134) 4-05-03
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха через организацию работы профильного лагеря состоит в том, что профильный лагерь создаёт все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга, поддержания здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общения воспитанников.
Организация каникулярного отдыха и развития детей – один важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Содержанием досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психического напряжения детского организма.
Организация профильной смены актуальна и ее дальнейшая реализация вызвана:
повышением спроса родителей на организованный отдых в сочетании с обучением детей и подростков в условиях города;
эффективностью социализации детей и подростков;
раскрытием и увеличением творческого потенциала детей и подростков, построением индивидуальной траектории их развития.
Летний профильный лагерь – это специально организованное воспитательное пространство. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребёнка в творческий процесс – создание в коллективе атмосферы психологического комфорта. Вторая стадия – создание ситуации успеха для команды, для каждого лично, чтобы за короткое время лагерной смены ребёнок удовлетворил свои познавательные, интеллектуальные и творческие потребности и получил удовольствие от общения с педагогами и сверстниками.
Что считать результатом работы профильного лагеря – новые знания по изучаемому предмету, возросшую мотивацию к изучению предмета, появление новых друзей, появления опыта разумной организации свободного времени. Интегрируясь между собой, различные образовательные компетенции становятся надпредметными. Они будут проявляться не только в школе, но и в семье, в кругу друзей и в обществе.
Цель:
создание условий для организованного содержательного отдыха детей, развития интеллектуально и физически активной личности, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную и личностно привлекательную деятельность, позитивное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие способностей детей.
Задачи:
создать условия для организованного содержательного отдыха детей;
стимулировать познавательную активность детей, любознательность, стремление к получению новых знаний, речевую активность;
развивать у детей сообразительность, внимательность, творческое воображение;
стимулировать развитие логического мышления;
повышать интерес к интеллектуальным играм через специально организованную деятельность с использованием мультимедийного оборудования;
совершенствовать навыки общения с взрослыми и сверстниками, произвольность поведения;
развивать познавательные способности детей на основе удовлетворения интересов и позитивных потребностей.
Ожидаемые результаты смены:
Укрепление физических сил детей и подростков, сохранение и общее укрепление их здоровья.
Приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
Расширение кругозора детей.
Личностный рост участников смены.
Закрепление правил безопасного поведения.
Развитие базовых навыков общения.
Развитие позитивных качеств личности воспитанников: любознательность, уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.
Усвоение социально-нравственных норм, развитие коммуникативных способностей.
Появление незапланированных инициатив.
Основные принципы организации воспитательной деятельности:
Принцип открытости
Принцип обратной связи
Принцип сотворчества
Принцип успешности
Принцип деятельности
Содержание программы
Вся работа профильного лагеря состоит из комплекса учебных, воспитательных, физкультурно – оздоровительных, досуговых мероприятий по направлениям:
«Интеллект»
«Творчество»
«Общение и досуг»
«Спорт, безопасность и здоровье»
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи воспитанникам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять полученные знания на практике, развитие познавательных способностей.
Задача: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Направление «Творчество»
Цель: развитие творческих способностей воспитанников.
Задача: создать условия для продвижения воспитанников в творческом развитии.
Направление «Общение и досуг»
Цель: формирование потребности воспитанников участвовать в коллективных творческих делах, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения.
Задача: использовать нестандартные творческие формы работы с учётом индивидуальных интересов и потребностей, возрастных особенностей воспитанников, формировать у них культуру общения в системе «ребенок-ребенок», «взрослый – ребёнок».
Направление «Спорт, безопасность и здоровье»
Цель: демонстрация воспитанникам значимости физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Задача: формировать у детей и подростков культуру сохранения, укрепления и совершенствования собственного здоровья.
Образовательный процесс в лагере предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные принципы организации деятельности:
Обеспечение психологического комфорта ребёнка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
создание условий для саморазвития ребенка, выстраивания индивидуальной траектории учебной деятельности;
обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей.
С учётом требований здоровьесбережения при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
ежедневно проводятся 2-3 занятия по 30 минут,
между занятиями - разминки-минутки для отдыха и смены деятельности.
Этапы реализации программы
Этап
Продолжительность
Деятельность
Подготовительный
4 четверть
проведение совещаний о подготовке к летней кампании;
сбор информации о желающих посещать лагерь;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные инструкции, план-сетка и т.д.);
разработка методических рекомендаций и материалов для работников лагеря;
отбор кадров для работы на смене
Организационный
2 дня смены
встреча детей, распределение по отрядам;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
запуск программы лагерной смены;
Основной
16 дней смены
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды дел;
работа творческих и интеллектуальных мастерских;
организация и проведение тематических дней;
экскурсионная работа
Заключительный
3 дня смены
подведение итогов смены;
анализ предложений, внесённых в процессе деятельности лагеря,
обозначение перспектив
Механизм реализации программы
Тематические дни предполагают проведение различного и многообразного набора дел: лекций, конкурсов, викторин, игр, экскурсий и т.п. Всё это предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия;
- творческие занятия;
- интеллектуальные занятия.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
.
В зависимости от запросов детей и родителей, целей и возможностей образовательного учреждения предпочтение в определении содержания деятельности профильной смены (отряда) может быть отдано тому или иному модулю, либо все модули реализуются в равных долях, без выбора приоритетов.
Профильная смена «Росток»: приоритет - интеллектуальный модуль.
Профильная смена «СоТворение»: приоритет - творческий модуль.
Кадровое обеспечение
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: начальник смены, воспитатели – учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, физрук, библиотекарь, медработники, повара.
Методическое обеспечение
Программа профильного лагеря.
Плана-сетка.
Установочный семинар для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Учебно-методические пособия.
Печатные и раздаточные материалы.
Использование Интернет-ресурсов.
Общероссийский проект «Школа цифрового века».
Система отслеживания результатов и подведения итогов.
Должностные инструкции для сотрудников лагеря.
Инструкции по ТБ для сотрудников и обучающихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Классные комнаты, кабинеты с медиа оборудованием, библиотека.
Спортивный зал, школьный стадион, столовая.
Компьютеры, фотоаппарат, канцелярские товары.
Стенд для освещения деятельности профильного лагеря.
Внешнее взаимодействие
Учреждения ДО.
Музей, выставочный зал, городская библиотека и др. учреждения культуры и организованного досуга.
ФОК, бассейн, ледовый дворец и др. спортивно-оздоровительные учреждения.
Подведение итогов и оценка эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг.
Приняты следующие критерии эффективности:
сохранение числа воспитанников, вовлеченных в деятельность профильной смены;
отсутствие травматизма, заболеваний воспитанников;
отсутствие правонарушений среди воспитанников, вовлеченных в деятельность профильного лагеря;
степень удовлетворенности жизнедеятельностью профильного лагеря.
Разработан механизм обратной связи (разные формы применяются с учетом возрастных особенностей).
«Поляна откровений» – форма обратной связи, которая служит для того, чтобы получить от детей отзывы о проведённых мероприятиях, жизни в лагере. «Поляна откровений» работает постоянно, на ней можно поместить листок (росток) с записью своего откровения.
Таблица «прироста», где каждый из воспитанников анализирует, что ему удалось «прирастить» в себе по итогам профильной смены.
Анкетирование стартовое, итоговое (примерный круг вопросов см. в приложении к программе), выставки творческих работ, размещение мини-отчетов на сайте
Финансирование программы
Финансирование реализации программы осуществляется:
за счет средств, выделяемых КО муниципального образования «Рославльский район»;
за счет привлечения родительских средств;
за счет спонсорской помощи.
Приложение
Анкета (стартовая)
Мы вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому что
Я не хочу, чтобы
Я хочу, чтобы
Я боюсь, что
Анкета (итоговая)
I. Вариант
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
II. Вариант
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
Что было самым важным для тебя в лагере?
Что ты запомнил больше всего?
Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/ Счастье/ Разочарование/ «Меня не поняли»/ «Я нужен!»/ «Провел время с пользой»/ «Я теперь могу» (подчеркни)
Что нового ты узнал?
Что изменилось в тебе?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
Закончи предложения:
Я рад, что
Мне жаль, что
Я надеюсь, что
Кому и за что ты бы хотел (мог) сказать «спасибо».
Твой автограф на память.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
сохранение и увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в деятельность профильного лагеря «Интеллект»;
выпуск готовых печатных изданий: творческих работ учащихся
решать задачи на смекалку, на сообразительность.
решать логические задачи.
работать в коллективе и самостоятельно.
расширить свой математический кругозор.
пополнить свои математические знания.
научиться работать с дополнительной литературой.
развитие у детей коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству;
умение выражать свои мысли в виде устных, письменных и творческих работ;
успешное участие в олимпиадах, конкурсах “Кенгуру”;
оценивание учащимися своих возможностей;
осознание школьниками степени своего интереса к предмету.
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Финансирование реализации программы осуществляется:
за счет средств, выделяемых управлением образования администрации г. Хабаровска;
за счет субвенции, предоставляемой из краевого бюджета;
за счет родительской платы;
через привлечение родительских средств;
через материальное поощрение педагогов администрацией гимназии.
10. ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Формы подведения итогов реализации программы:
Анкетирование на «входе» (стартовая) и «выходе» (итоговая), антропометрические исследования детей, выставки фотографий, сочинений, рисунков, презентаций, ежедневная рефлексия - «Свечка»
Ожидаемые результаты
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
9. Личностный рост участников смены.
Список литературы:
1.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одарённый ребёнок в массовой школе. М. Просвещение, 2006г.
2. Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация работы вожатого, сценарии мероприятий.
М., ВАКО, 2006г.
3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1998г.
4. Афанасьев С. П., Коморин С.В. «Сто отрядных дел»- Кострома,2002 г
5. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях), Учитель, 2009г.
6. Ерёмкин А. Школа одарённости. Тайна рождения гениев. М., 2003г.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб, 2011г.
8. Пикулева Н.П., Коржова Н.Б. «Решаем и планируем вместе» Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха М., 2001г
Что ожидают дети? Новые знакомства. Самовыражение. Дружба. Яркий отдых. Открытие нового. Приключения.
Организационный модуль
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей
Оздоровительный модуль
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
-инструктажи по ТБ и вопросам охраны жизни и здоровья
-проветривание отрядных комнат;
-беседы о вредных привычках;
-организация здорового питания детей;
-спортивный час;
-подвижные игры;
-посещение бассейна
- психолого-педагогические занятия.
Интеллектуальный модуль
Формы работы:
-тематические дни
-интеллектуальные игры;
-познавательные викторины;
-практикумы;
.
Творческий модуль
Формы работы:
-коллективная творческая деятельность;
-индивидуальная творческая деятельность
-оформление отрядных уголков;
-общелагерные мероприятия;
-работа творческих мастерских
- конкурсы внутренние и внешние;
Досуговый модуль
Формы работы:
-тематические праздники;
-концерты;
-экскурсии;
-прогулки;
15