Педсовет Система воспитательно-образовательной работы по экологичесому воспитанию детей дошкольного возраста
Роль дидактической игры, как прием активизации умственных способностей ребенка.
Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.
Основу дидактической игры составляет органическая связь игровой деятельности и интереса усвоения знаний. В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиск активных способов решения задачи.
Одной из разновидностей дидактической игры для развития умственных способностей являются игры – загадки, главной особенностью которых является логическая задача.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Познавательное же содержание не лежит на «поверхности», его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.
При организации дидактических игр в младшей группе - прежде всего, нужно обратить внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы каждый ребенок смог получить и проявить знания в процессе игры, чтоб каждый мог получить свою роль.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Одинец Лилиана ШамильевнаЗначение экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Загрязнение окружающей среды - общая проблема населения Земли. Как правило, к природной среде обитания (загрязненной воде, воздуху, продуктам питания) особенно чувствительны дети.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундаменты осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир, они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами животных организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения).
Показателем эффективности экологического образования и воспитания являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного – образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование
экологических знаний (знания о мире животных, знания о неживой природе, знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В нашей работе с детьми по экологическому восприятию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а так же организаций самостоятельной деятельности детей. Михайлова Н.Э.
Интеграция экологического воспитания с образовательными областями
Для успешного решения задач экологического воспитания необходима экологизация воспитатель-образовательной работы, где особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности.
В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
При формировании основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Для формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, стремления к экспериментированию, Мария Васильевна провела несколько опытов. Что такое нефть? Какого она цвета? Какой имеет запах? Может ли растворяться в воде, как сахар или соль? Дети сами находили ответы на эти вопросы.
В увлекательной, занимательной форме проходят занятия по знакомству с домашними и дикими животными (занятия Величко Людмилы Алексеевны и Васильевой Варвары Васильевны), комнатными, садовыми и лесными растениями.
В группе «Почемучки» ребята собирали пазлы из «Раскрасок», подготовленные Светланой Александровной, а потом их раскрашивали.
В группе «Знайки» дети делали подснежники в технике оригами. Сначала получалось с трудом. Но сейчас эта картина украшает фойе детского сада. А ребята продолжали делать подснежники во второй половине дня, и на следующий день, украсили подснежниками еще и свою группу.
Привезенцева Рима Сергеевна
Развитие активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности
С целью привлечения внимания воспитанников к проблеме мусора в городе Москве и поиска возможных путей уменьшения количества бытовых отходов в старшей группе проводилась опытно-исследовательская работа «Чистый город. Учись мусорить смолоду»
Вид проекта: исследовательский, творческий, созидательный
По срокам реализации: долгосрочныйПеред педагогом стояли задачи:
Познакомить детей с экологическими проблемами города и с мировым опытом в решении экологических проблем
Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
Совершенствование этической культуры взаимодействия воспитателя и воспитанников, а также воспитанников между собойОжидаемый результат:
Становление начал экологической культуры у детей.
Формировать ответственное отношение к окружающей среде
Активизировать деятельность детей по изучению и охране родного края.
Активизировать мыслительно-исследовательскую деятельность детей.
В результате:
Дети бережнее относятся к деревьям, цветам, насекомым.
Понимают необходимость в бережном отношении к бумаге. Собирают макулатуру.
Напоминают друг другу, что нельзя разбрасывать использованные батарейки.
Цель достигнута.
Кедрова Татьяна Ивановна
Игра – семинар
Задание. «Лечим раны и латаем дыры»
Лесные медикоменты (листья подорожника)
Лесное ателье (лен, конопля, подорожник)
Иголки – сосна, ель.
Задание «Лесной компас»
С какой стороны на деревьях растут мхи и лишайники (с северной)
С какой стороны на елях и соснах выступает смола (с южной)
Бабочки – тоже компас. Почему? (Их крылышки утром «смотрят» на восток, в полдень – на юг, а вечером – на запад)
Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (марал-панты; барсук – жир; медведь – желчь, жир; пчелы – мед, прополис; змея – яд, коза - молоко)
Задание «Белый конверт»
20 птиц – найти соловья.
20 животных – найти горностая.
5. Задание. «Книга рекордов природы» - продолжить фразы:
- самый длинный язык у хамелеона;
- самое сильное обоняние – у бабочки;
- лучше всего слышит - сова;
- быстрее всех летает - стриж;
- самый зоркий – беркут;
- самые зубастые – акулы;
- самый сильный яд – у тигровой змеи;
- самая доверчивая птица – дикуша;
- самые умные животные – дельфины;
- больше всего глаза – у стрекозы и мухи;
- мощная природная электростанция – электрический скат;
- самая большая лягушка – голиаф;
- чемпион по долгожительству –черепаха;
- чемпион по глотанию – удав;
- чемпион по нырянию – кит, черепаха;
- самые дальние перелеты совершают – крачки.
6. Блиц – турнир.
- Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (красный цвет сигнал опасности)
- Чем лягушка отличается от жабы? (л. –дневное животное, ж. - ночное)
- Можно ли пингвина назвать птицей, дельфина –рыбой? (пингвин – птица, дельфин - млекопитающее)
- Какая птица лает? (самец куропатки)
- Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)
- Есть ли кальмара зубы? (и не мало - 22)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Кто пьет ногой? (лягушка)
- Кто плуг на голове носит? (лось)
- Какое животное не расстается с игрушкой? (гремучая змея)
- Какая птица зимой потомство выводит? (клест, зимородок, снегирь)
- Что используют пчелы, осы как закрепитель для строительных сот? (слюну)
- Какую птицу называют кошкой? (сову)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (они питаются рыбой)
- Чем еж на медведя похож? (спит зимой)
- Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
- Сколько крыльев у жука? (две пары)
- У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
- Какая рыба сама рыбак? (удильщик)
- У кого мальки прозрачные? (у угря)
- Кто на спине носит колыбель? (жаба-пика)
- Что у лягушки с языком не так? (он прикреплен задом наперед)
- Каких насекомых зовут как животных? (жуки: олень, носорог, коровка)
- Зачем кашляет рыба? (она очищает жабры).
(О весне)
Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее)
Почему у березы молодые листочки клейкие. (Смолистые вещества защищают листья от мороза)
(О животных)
Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пятачком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на «кошках» лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры, и лунки – все это метки медведя. «Знайте все: я тут живу» Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.) (О растениях)
Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)
Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
(О птицах)
Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем)
Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов)
У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика)
Сколько ног у паука? (Восемь)
(О насекомых)
Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек)
Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)
Это интересно знать.
Бумага, оставленная в лесу, разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка - более 15 лет, автопокрышка - через 150 лет.
Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7-8 лет
От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.
Астафьва Софья Львовна.