Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
МКОУ «Кайгородская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю» «Согласовано»
«____» ___________2016 год. «____» ___________2016 год.
Директор школы __________ Зам.по ВР______
Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
на базе
МКОУ «Кайгородская»ООШ»
«Солнышко - 2016»
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.
Срок реализации программы:
Содержание программы:
Введение
Цель и задачи программы.
Социальный состав воспитанников..
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Режим дня лагеря.
План мероприятий по реализации программы
Календарный план работы..
Ожидаемые результаты ..
Список используемой литературы....
Пояснительная записка
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. ЛДП выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.
Цели и задачи программы:
Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей. Предупреждение правонарушений учащихся. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Социальный состав учащихся .
Всего детей-
Из них:
– из малообеспеченных семей –
– из числа детей-сирот –
– из числа детей (опекаемых) –
– из неполных семей –
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении –
– состоящих на учете в милиции –
– состоящих на учете в школе –
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
· Безопасность всех проводимых мероприятий;
· Учет особенностей каждой личности;
· Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
· Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
· Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
· Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
· Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
· Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно - творческое направление.
Профилактическая работа.
Физкультурно – оздоровительная работа:
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
· Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
· Выработка и укрепление гигиенических навыков;
· Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
· Утренняя гимнастика (зарядка);
· Спортивные игры на спортивной площадке;
· Подвижные игры на свежем воздухе;
· Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность:
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
· Изобразительная деятельность;
· Конкурсные программы;
· Творческие конкурсы;
· Игровые творческие программы;
· Концерты; праздники;
· Творческие игры;
· Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Профилактическая работа:
Задачи профилактической деятельности.
- Дать учащимся представление о табакокурении, алкоголизме, наркомании, как о факторах, разрушающих здоровье.
- Формировать у учащихся стойкое неприятие к вредным привычкам.
- Научить правилам поведения, позволяющим преодолеть давление со стороны окружающих, умение сказать « нет» вредным привычкам, осознавая ответственность за свой выбор.
Материально – техническое обеспечение:
Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования.
Механизм реализации программы:
I этап Подготовительный ( апрель-май)
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
II этап. Организационный (начало июня)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Начало действия программы «Увлекательное путешествие за 18 дней»;
Знакомство с правилами жизнедеятельности площадки.
III этап. Практический (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – (конец июня)
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации;
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав МКОУ «Кайгородская СОШ»;
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря.
2. Учителя начальной школы;
3. Работники Дома культуры;
4. Школьный библиотекарь.
5. Учитель музыки.
5. Работник ФАП.
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
2. Организация различных видов деятельности;
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
4. Создание ситуации успеха;
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
6. Организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
РЕЖИМ ДНЯ
9.00- 9.10 Линейка
9.10-9.30- Зарядка
9.30-10.00- Завтрак
10.00-11.00- Кружковая деятельность
11.00-12.00- Спортивно - оздоровительное занятие.
12.00-12.20- Профилактическая беседа.
12.20-13.20 - Культурно - досуговое мероприятие.
13.20-13.50-Обед
13.50-14.50- Конкурсы, развивающие игры.
14.50- 15.00- Отправление детей домой
План мероприятий по реализации программы
Календарный план работы
«День знакомств»
Дата
Время
Мероприятия
Ответственные
2 июня
2014г
9.00-9.10
Торжественная линейка, посвященная открытию ЛДПД « Солнышко».
Инструктаж по ТБ.
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
Поделки из ненужных вещей
11.00-12.00
Спортивное мероприятие « Веселая эстафета»
12.00-12.20
Профилактическая беседа» Твой режим дня»
12.20-13.20
« Ключи от лета» ( открытие лагерной смены)
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Праздничная программа « Здравствуй , лето , красное, веселое, прекрасное»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День юмора»
3 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
Золотая струна
11.00-12.00
Сказочная эстафета
« Движение- это жизнь»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Солнечный ожог»
12.20-13.20
КВН
« Жить без улыбки - просто ошибка»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Развлекательная программа « День улыбки»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День сюрпризов»
4 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
« Книголюбы»
11.00-12.00
Спортивно- поисковая игра
« Найди клад»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Личная гигиена»
12.20-13.20
Конкурсная программа
« Минута славы»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Викторина « Необычное приключение в страну сказок»
Выпуск стенгазеты от отрядов
« Вот так мы отдыхаем»
14.50-15.00
Отправление детей домой
День Волшебных сказок»
5 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
« Золотая струна»
11.00-12.00
Подвижные игры на свежем воздухе
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Все мы люди разные- все мы люди классные (толерантность)
12.20-13.20
Конкурс рисунков
« Волшебные краски»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Игра- путешествие
« В гостях у сказки»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День интеллектуалов»
6 июня
2014 г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Спортивная эстафета
« От игры - к спорту»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Овощи, ягоды и фрукты- полезные продукты»
12.20-13.20
Своя игра « Звезды зовут»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Игровая программа
« Самый умный»
Конкурс рисунков по сказкам А.С Пушкина
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День юного эколога»
9 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»
11.00-12.00
Спортивные игры на свежем воздухе
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Сильный скажет наркотикам – НЕТ!»
12.20-13.20
Экологическая игра
« Паутина»
Конкурс рисунков « Береги природу»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Развлекательная программа
« Язык цветов»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День музыки»
10 июня 2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Спортивное мероприятие
« Веселая эстафета»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Мы - за жизнь» ( профилактика суицида)
12.20-13.20
Конкурсная программа
«С песней весело шагать»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Танцевальная игровая программа
« Зажигай звезды»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День России»
11июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»
11.00-12.00
Спортивно- игровой праздник
« Символика России»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как ухаживать за зубами»
12.20-13.20
Праздничное мероприятие
« Русская кудесница»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Конкурсная программа
« Безопасное колесо»
Конкурс рисунков
« Мое село»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День безопасности»
«День музыки»
13 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
Гладченко Ю.А
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Игры на сплочение
« Веселый космодром»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Чем опасна дорога для нас , а мы для дороги»
12.20-13.20
Игра( по станциям)
« ПДД должен знать каждый»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Познавательный турнир
« Знатоки дорожной азбуки»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День творчества»
16 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотые ручк»
11.00-12.00
Игры на свежем воздухе
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Что такое экстремизм?»
12.20-13.20
Психологический тренинг
« Развиваем творческое мышление»
Конкурс « Самая необычная поделка»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Конкурсная программа
» Алло! Мы ищем таланты»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День девочек и мальчиков»
17 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Турнир по дарц
« Самый меткий»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Спортивным и здоровым быть – это хорошо»
12.20-13.20
Игровая программа
« Веревочка дружбы»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Конкурсная программа
« Мисс и Мистер Июнь»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День добра»
18 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»
11.00-12.00
Спортивное состязание
« Самый, самый!»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
«алкоголь и сигареты мы не любим с малых лет»
12.20-13.20
Игровая программа
«Волшебные слова»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Конкурс рисунков на асфальте
« Твори добро»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День художника»
19 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Спортивное соревнование
« Физкульт -привет!»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как уберечься от клещевого энцефалита»
12.20-13.20
Конкурс рисунков
«Иллюстация к песням»
Конкурсная программа
« Юный художник»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Игровая программа
« Дети любят рисовать»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День сказочных героев»
20 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»
11.00-12.00
Игры на свежем воздухе
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как уберечь себя от опасностей»
12.20-13.20
Показ мультфильмов.
Конкурс рисунков « Мой любимый мультфильм»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Конкурсная программа
« Самый добрый сказочный герой»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День памяти»
23 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
Спортивные соревнования
« Марафон»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Что о туберкулезе должны мы знать, чтобы никогда такой болезни не узнать»
12.20-13.20
Конкурс чтецов « Стихи о ВОВ»
Возложение цветов у памятника
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Игровая программа
« А мы с тобой войны не знали»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День водных забав»
24
июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»
11.00-12.00
Занятия с обручем и скакалкой
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Профилактика простудных заболеваний»
12.20-13.20
Путешествие по стране
« Спортландия»
Конкурс мыльных пузырей
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Спортивно-развлекательное мероприятие
«Водное шоу»
14.50-15.00
Отправление детей домой
«День следопытов»
25
июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
« Поделки из ненужных вещей»
11.00-12.00
« Веселые старты»
12.00-12.20
Профилактическая беседа
«Бывают ли привычки невредными»
12.20-13.20
Конкурсная программа
« Самый оригинальный следопыт»
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Игра
« Следопыт»
14.50-15.00
Отправление детей домой
День Расставания»
26 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»
9.30-10.00
Завтрак
10.00-11.00
Кружок
« Золотая струна»
11.00-12.00
Игры на свежем воздухе
12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Красивая осанка- залог здоровья»
12.20-13.20
Конкурс рисунков
« Лучший день в лагере».
13.20-13.50
Обед
13.50-14.50
Праздничное мероприятие, посвященное закрытию лагеря
«расстаются друзья»
14.50-15.00
Отправление детей домой
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
Развитие коммуникативных способностей и толерантности;
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
Расширение кругозора детей;
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
Личностный рост участников смены.
Список используемой литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002;
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006;
5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
7. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
15