Средства управления аудиторной самостоятельной работой студентов на занятиях по немецкому языку


Средства управления аудиторной самостоятельной работой студентов на занятиях по немецкому языку
Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность обучающихся часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых педагогом, и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.
Современные учебные программы по всем предметам, в том числе и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей и оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.
В современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” [1, 197].
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Эффективность выполнения самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и обучающтхся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя
знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся,
умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.
Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
? когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;
? какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний.
Основная цель самостоятельной деятельности — научить обучающихся мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям; объем времени на аудиторную СРС включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий);
внеаудиторная (планируемая учебная, научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия; находит отражение при составлении рабочих учебных планов, рабочих программ, где прописывается форма организации и методы контроля СРС)
В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это, прежде всего, умение оптимизировать процесс сочетания этих двух видов.
Управление СРС осуществляется через различные формы контроля и обучения:
консультации (установочные, тематические);
следящий контроль (осуществляется на занятии в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организаций дискуссий и диспутов, фронтальных опросов);
текущий контроль (в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время: работы индивидуального характера, доклады, рефераты);
итоговый контроль (осуществляется через систему зачетов/экзаменов, предусмотренных учебным планом)
Основными принципами организации СРС являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и студента, дифференциация по степени сложности на каждом этапе освоения основной образовательной программы.
СРС направлена на решение следующих задач:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- формирование потребности в непрерывном образовании.
Критерии СРС:
– объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное для контрольной работы время;
– все задания должны быть одинаковой трудности;
– при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;
– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;
– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.
Основным содержанием самостоятельной работы при обучении иностранному языку в непрофильном учебном заведении является:
выполнение заданий по составлению глоссария по тематике специальности;
использование электронных словарей, библиотек, баз данных;
подготовка докладов и написание рефератов на иностранном языке;
поиск тематических статей;
подготовка домашних заданий;
выполнение творческих заданий - презентаций в Power Point.
Практика показывает, что для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются такие формы заданий как рефераты, компьютерные презентации, эссе, проекты, составление буклетов.
Для написания эссе на иностранном языке предлагаю студентам такие темы, как: «Традиции моей семьи», «Устройство на работу», «Почему я выбрал АКТТ» и другие. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей на иностранном языке.
При составлении буклетов от обучающихся требуются знания работы на компьютере, самостоятельный поиск информации, а самое главное отбор нужной краткой информации на иностранном языке для размещения ее в буклете и творческий подход при оформлении буклетов. Для создания буклетов студентам предлагаются следующие темы: «Известные люди Германии», «История нашего техникума», «Специальности нашего техникума» и другие.
Студентам очень нравятся задания по созданию презентаций. Для презентаций используются различные темы, как на общие, так и на профессиональные: «Праздники и традиции страны изучаемого языка», «Загрязнение окружающей среды в г. Арзамасе», «Промышленное оборудование» и т.д.
Формы организации самостоятельной деятельности:
фронтальные самостоятельные работы.
индивидуальная самостоятельная работа
групповая самостоятельная работа (работа в парах постоянного состава, подготовка и инсценировка небольших отрывков из кинофрагментов или прочитанной ситуации)
Принято выделять три этапа самостоятельности, которые проходит ученик в процессе ее формирования:
репродуктивно-подражательный,
поисково-исполнительский,
творческий.
Исходя из этого, выделяются три вида самостоятельной работы:
воспроизводящий,
преобразующий
творческий.
На начальном этапе обучения иностранному языку основные виды самостоятельной работы – это воспроизводящий и преобразующий. Они способствуют формированию репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности, что создает основу для перехода к самостоятельной работе творческого вида. Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, восприятия, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида студенты приобретают умение принять учебную задачу, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы действий, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Таким образом, создаются условия для перехода к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности – самостоятельной работе преобразующего вида. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Студенты приобретают умения произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации, комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути решения.
Для формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности желательно составить материал так, чтобы ребята не только знали, как выполнить задание, но и получили возможность осуществить контроль за правильностью выполняемых действий при помощи ключей. Для самостоятельной работы воспроизводящего вида полезны такие упражнения: "Слушай и повторяй", разучивание песен и стихотворений под фонограмму, упражнения, записанные на СD, для выработки навыков чтения вслух.
Для организации самостоятельной работы преобразующего вида эффективны упражнения с постепенным снятием опор, а также задания типа: Послушай текст и расскажи своему товарищу по телефону о ...", "Сравни ...", "Ответь на вопросы по прослушанному тексту", "Прослушай задание № ... и расскажи о себе".
Для развития способности к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении важно, чтобы упражнения обеспечивали частую повторяемость языкового и речевого материала, а также содержали задания, стимулирующие к аналитико-синтетическим операциям, например: "Прослушай начало фразы и закончи ее", "Вставь пропущенные в диалоге реплики", "Придумай продолжение рассказа" и т.п.
Для организации самостоятельной работы нужны специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, кинофрагменты, видеозаписи, опоры в виде плакатов, дополнительные тексты для аудирования, упражнения с постоянным снятием опор, карточки для парной работы и взаимоконтроля). С опорой на них студенты получают возможность выполнять достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, а также развития внимания, мышления и памяти.
Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы обучающийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках немецкого языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.
Одной из таких технологий является модульное обучение. “Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, четкие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда” [2, 154]. Мы используем модульное обучение на уроках, посвященных повторению и систематизации грамматического материала. На выполнение одного модуля отводится один урок. Обычно такой урок проводится перед контрольной или самостоятельной работой по теме. Например, модуль по теме ”Пассивный залог”. Обучающиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы в схеме уровня знаний. Если и после проверки остаются вопросы, обучающиеся консультируются с педагогом. Каждый работает в своем режиме и в конце работы каждый видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, возрастает самостоятельность студентов, увеличивается их мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого в отличие от традиционной фронтальной работы над теми же упражнениями. Педагог имеет возможность больше внимания уделить слабым обучающимся, объяснить им еще раз пройденный материал.
Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу обучающихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе”[3, 27]. Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Я использую следующие приемы. Работа с текстом на уроке немецкого языка. На уроке студенты читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания, больше внимания уделяется переводу, который используется не только как средство обучения, но и рассматривается в качестве самостоятельной цели обучения. Учитель делит текст на части, а студенты делятся на гетерогенные группы. Например, за 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка текста, один из участников группы отчитывается за работу а вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это дает стимул сильным обучающимся объяснить материал остальным, с другой стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые обучающиеся. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом. Изучая или повторяя тему “Праздники немецкоязычных стран” можно организовать работу следующим образом: на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах кабинета) записаны названия 3-4 праздников (в зависимости от количества студентов). Каждый обучающийся выбирает праздник, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. За 15-20 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других праздниках. Затем организуется обсуждение. Каждая группа задает вопросы другим командам и отвечает на вопросы о своем празднике. Команда получает по 1 баллу за каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом, происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Учитель выступает в роли организатора. Он должен следить, чтобы во время обсуждения в группах ребята говорили на немецком языке.
Модульное обучение и обучение в сотрудничестве – современные педагогические технологии, которые позволяют организовать самостоятельную работу на уроках немецкого языка.
Однако и используя традиционные виды работы, нужно помнить о необходимости, с одной стороны, давать обучающимся больше возможностей проявить свою самостоятельность, с другой стороны, о необходимости подготовить их к самостоятельной работе. Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить ребят с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом:
умение видеть опоры в тексте,
игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание,
умение выделять главную идею,
делать выводы из прочитанного и т.д.
Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую студенты не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя. Для дальнейшего самообразования и самостоятельного использования языка важную роль играет также формирование навыков словообразования. Не случайно задание на словообразование включено в Единый государственный экзамен по немецкому языку. В некоторых современных УМК есть упражнения, направленные на формирование навыков словообразования. Работа над словообразованием должна вестись на протяжении всего периода обучения. Если в УМК нет достаточного количества упражнений, необходимо использовать дополнительные материалы. Важную роль в становлении самостоятельности играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на занятиях я стараюсь предоставлять ребятам возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность студентам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, ребята лучше смогут контролировать свою речевую деятельность.
В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от студентов самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.
Можно ли избежать трудностей, неизбежно возникающих при реализации знаниевого подхода к сущности лингвистического образования (обучение иностранному языку — это поглощение учеником определенной суммы знаний)? Как с помощью иностранного языка развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? Целью обучения, в конечном счете, является не приспособление индивида к внешней целесообразности, а его саморазвитие как личности. Урок иностранного языка — один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Вопрос состоит в том, какими способами реализовать его образовательно-развивающий и воспитательный потенциал.
Применением одной-единственной технологии многого не добьешься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с учебником односторонни. Нельзя забывать и о живом слове учителя, ярком эмоциональном рассказе, привлечении учебника, рабочей тетради, использовании всего учебно-методического комплекса.
Список использованной литературы.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод. пособие/Сост. В.В.Копылова. – М.: ООО “Издательство АСТ”:ООО “Издательство Астрель”, 2004. - 446 с.
Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2005. – 208с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 272 с.
Приложение 1
Задания для самостоятельной работы с текстом, лекционными материалами и материалами по устной теме:
1. Ознакомьтесь с опорным материалом по теме (например, материалом учебника); составьте аннотацию, реферат; выпишите определения основных научных понятий; законспектируйте основное содержание; составьте план содержания; выпишите ключевые слова.
2. Выполните задания-ориентиры в процессе чтения рекомендуемого материала или прослушивания устного сообщения, лекционного материала:
— ответьте на заранее поставленные вопросы по содержанию;
— найдите ответы на проблемные вопросы;
— выберите правильный ответ из ряда данных;
— выберите из текста положения, раскрывающие смысл данных тезиса;
— упорядочьте пункты, плана в соответствии с логикой излагаемого материала;
— проиллюстрируйте тезисы примерами из текста;
— составьте вопросы и задачи по содержанию;
— исправьте неверные утверждения;
— модифицируйте, дополните заранее данные определения;
— используйте собственный опыт в комплексе с излагаемыми положениями;
— выполните словарный анализ понятий (круга понятий).
3. При работе над темой выполните следующие задания:
— составьте глоссарий основных научных понятий по теме;
— составьте план-конспект по теме;
— подберите материалы из дополнительных источников к пунктам плана темы;
— прочтите литературу по теме в соответствии с планом лекции;
— упорядочьте пункты плана в соответствии с логикой изложения материала по теме;
— прочтите дополнительные источники по теме в соответствии с планом;
— составьте план-содержание темы на основе чтения нескольких источников;
— подберите фрагменты из источников по теме для освещения вопросов, приводимых в плане;
— сделайте дифференцированный анализ проблемы на основе ряда источников;
— изучите тему всей группой; распределите вопросы для подготовки отдельными обучаемыми, обсудите их сообща на консультации с преподавателем;
— подберите иллюстрации к излагаемым в задании тезисам, положениям и определениям;
— разверните предлагаемые тезисы на основе чтения источников (трансформация опорного конспекта в развернутый, плана — в конспект);— подберите определения научных понятий к исходным данным;
— прочтите текст с коммуникативной целью (для сообщения, рассказа, дискуссии);
— выполните задачи по теме;
— напишите реферат;
— проведите собеседование или консультацию по темам для самостоятельного изучения;
— изучите материал по теме с целью выхода в ролевую, деловую, ситуационную игру;
— прочитайте материал, систематизируйте его для последующего предъявления в профессионально-педагогических целях;
— сделайте аналитическую выборку новой научной информации в дополнение к уже известной (многоступенчатое, концентрическое чтение);
— используйте поисковое, изучающее, ознакомительное, просмотровое чтение при работе над источниками по теме;
— составьте библиографию и аннотацию по теме (разделу темы);
— самостоятельно составьте вопросник и задачи по основным вопросам темы;
— подготовьте собственные предложения для решения задач обучения (как лучше подать, изложить материал, как организовать работу по его изучению, как практически в будущей педагогической деятельности использовать теоретические знания).
Приложение 2
Проявление самооценки и самоконтроля в учении
Наличие качества Отсутствие качества
Самооценка
Выбор посильного задания в соответствии с возможностями
Отказ от выбора задания в соответствии с возможностями (ориентировка на предложение учителя)
Умение представить и проследить ход решения задачи Ориентировка в решении только в пределах одного учебного действия
Обращение за помощью в случае осознанной необходимости Ожидание помощи, отношение к ней как к составной части решения задачи
Формулирование выводов о собственном знании и незнании Неспособность сделать выводы о собственном знании и незнании
Самоконтроль
Изначальная установка на необходимость контролируемого выполнения учебной задачи (готовность ответить на вопрос: «Что я делаю?»)Стихийное выполнение задания, слабая ориентация в идее и ходе решения учебной задачи
Соотнесение учебных действий с содержанием учебного задания Отсутствие согласованности между учебными действиями и содержанием задания
Проверка решения (ответа) на достоверность и правильность Нежелание проверять выполненную работу
Способность обнаружить ошибку Неспособность обнаружить ошибку
Готовность к объяснению возможных причин ошибки Неготовность к объяснению и анализу ошибки
Стремление устранить ошибку Пассивное отношение к ошибке
Сравнение решений по степени верности и рациональности Принятие полученного решения как единственного и верного
Приложение 3
Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие:
1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам , отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.