Организация, методическое обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов

Организация, методическое обеспечение и контроль за самостоятельной работой студентов

Переход к рыночной экономике требует новых качеств от специалистов: профессиональная компетентность, умение контролировать ситуацию, самостоятельно и оперативно принимать решение. Динамичность жизни, изменение информации, системы знаний требуют постоянного их обновления и пополнения.
В практическом обучении знания, как правило, регистрируются в составе умений воспроизводить изученный материал, пересказать его. Обучающийся воспроизводит прочитанное в учебнике, услышанное на лекции и получает за это позитивную оценку. Это так сильно вошло в практику обучения, что во многих преподавателей не возникают сомнения в целесообразности использования таких умений как критериев оценивания. При этом считается, что студент получил знания будто в запас и в будущем будет использовать их по необходимости. Но когда такая потребность настаёт, выясняется, что в одном случае – знания устарели, в другом – выпускник их просто не помнит. Психологи доказали, что срабатывает закон забывания. Опрос студентов показал, что через день после прочтения определённого материала остаётся только 70 % знаний, через 3-4 дня – 45 %, через 2 месяца – 24 %.
Вооружить студентов на всю жизнь знаниями в стенах учебного заведения невозможно, поэтому перед СПО стоит первоочередная задача – научить студентов учиться, самостоятельно добывать знания, сформировать у них навыки самостоятельной работы. Поэтому необходимо переходить от „передачи” обучающимися информации в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью. Эти же требования задекларированы в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
Чтобы достичь цели формирования творческой личности специалиста, необходимо изменить позицию студента в процессе обучения. С пассивного наблюдателя, который „выбирает” информацию, и тщательного исполнителя стандартных задач студент должен превратиться в творческого добытчика знаний, не суммы усвоенных истин, а развитие творческого интеллекта.
Каким же должно быть обучение в образовательной организации, чтобы результатом его стало развитие творческого мышления, инициативы, самостоятельности как черт личности современного специалиста.
Эффективными формами организации учебного процесса являются проблемные лекции, дискуссии на семинарских и практических занятиях, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, лабораторные и домашние работы студентов с элементами творчества, рефераты, курсовые, опытно-исследовательская работа.
Цель самостоятельной работы – научить студентов учиться. Важна не сумма заучённых знаний, а то, что человек умеет найти необходимую информацию, сделать правильную сноску, знает где найти материал.
В процессе организации самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо осуществить:
– планирование, то есть определить цель и методы;
– обеспечить взаимосвязь отдельных компонентов системы учебной деятельности;
– контролировать деятельность студента с дальнейшей коррекцией для достижения цели;
– связь, то есть передача информации, которая обеспечит принятие собственных решений студента.
Исходя из этого, перед преподавателями возникает проблема организации, информационно-методического обеспечения и контроля самостоятельной работой студентов. И каждый должен подумать над тем, как создать свою эффективную систему организации работы. Но чтобы правильно сформировать эту систему, преподаватель должен знать ответы на три вопроса: кого обучаем? чему обучаем? как обучаем?
Учебный план и квалификационная характеристика определяют модель специалиста, т.е. дают ответ на вопрос „кого обучаем?”. Преподаватель должен знать квалификационную характеристику и должностные обязанности будущего специалиста, определить место своей дисциплины в системе подготовки, знать индивидуальные способности каждого студента для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к его обучению.
Ответ на вопрос „чему научить?” дают учебный план и учебные программы. ФГОС чётко определяет, какими компетенциями, общими и профессиональными должен обладать обучающийся. В результате освоения дисциплин следует обратить внимание на осуществление межпредметной интеграции.
Вопрос „как учить?” широко разрабатывается в педагогической науке. Сейчас существует много эффективных форм и методов обучения (по выбору преподавателя).
Сегодняшняя методика – это методика активного обучения, активного привлечения студентов к учебному процессу, отход от чисто информационных методов до проблемного обучения, переход от монолога к диалогу. На занятии преподаватель – не мудрец в центре внимания, а помощник в стране знаний. Конечно, преподаватель – это источник знаний, но его задача – научить студентов мыслить, ставить вопросы, логично выстраивать свою мысль, пользоваться справочникам, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, самостоятельно принимать решения, выявлять определённые закономерности. Высокая эффективность и результативность самостоятельной работы студентов обеспечивается комплексом мероприятий, которые состоят из двух основных групп элементов: организационных и методических.
Самостоятельная работа бывает двух видов: самостоятельная работа во время аудиторных занятий, самостоятельная работа внеаудиторная. Термин „самостоятельная работа” означает „самостоятельная мысль”. Творчески работать может только тот, кто думает.
Самостоятельная работа является обязательным элементом любого вида аудиторных занятий (лекции, семинара, практического занятия):
– работа с учебником, справочником, инструкцией, законом, стандартами;
– решение задач, проведение подсчётов;
– выполнение практических и лабораторных работ;
– составление тезисов, планов;
– письменные ответы на проблемные вопросы;
– проведение занятий с использованием элементов деловой, ролевой игры, семинаров-диспутов;
– работа с тестами и т.д.
Самостоятельная работа во время лекции – это постановка проблемных вопросов, решение ситуаций, проведение анализа, сравнения, умение подводить итог изученного, вносить предложения. Успех данной работы зависит от качественного методического обеспечения, от умения преподавателя правильно осуществлять руководство самостоятельного изучения материала.
Источником информации может быть работа с учебником, справочником и т.д. Характер деятельности при выполнении самостоятельной работы бывает: восстановление по образцу, реконструктивно-вариативный, эвристический, творческий.
Способы организации самостоятельной работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Важным этапом в организации самостоятельной работы студентов является процесс планирования. Самостоятельная работа спланирована в рабочих учебных программах. Содержание самостоятельной работы студента по конкретной дисциплине определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и инструкциями преподавателя. Вопросы самостоятельной работы могут выноситься на консультации в пределах консультационного фонда учебной дисциплины. На самостоятельное изучение выносятся вопросы, которые не прорабатывались на лекциях, более лёгкие по содержанию и могут быть самостоятельно изучены обучающимися. Самостоятельная работа в учебных кабинетах проводится в соответствии к заранее составленным графиком, что гарантирует возможность индивидуального доступа студента с нужным дидактическим средствам. С графиком студенты знакомятся в начале текущего полугодия.
Важным этапом организации самостоятельной работы обучающихся является информационно-методическое обеспечение. Из совокупности показателей условий обучения информационно-методическому обеспечению отводится первоочередное значение, поскольку именно от него зависит эффективность процесса обучения. Информационное обеспечение отвечает на вопрос „что изучать?”, а методическое на вопрос „как изучать?”. В первом случае концентрируется опыт (знания, умения, способы деятельности), в другом – способы его передачи. Информационно-методические материалы: основные (учебники, учебные пособия, практикумы); дополнительные (конспекты и лекции, памятки, сборники задач, раздаточный материал, копии статей, сборники схем, таблицы для курсовых работ, монографии, периодические издания); методические материалы (инструкции, рекомендации, методические указания, пояснительные записки и т.д.).
Сборник информационно-методических материалов должен выполнять все дидактические функции, которые свойственны учебной литературе. Преподаватели обязаны составлять для студентов методические рекомендации по всем дисциплинам, которые включали бы: мотивационную основу обучения и место данной дисциплины в процессе подготовки; наличие требований к умениям, знаниям и навыкам, которые должны получить студенты в результате изучения дисциплины; программу дисциплины с пояснительной запиской; список основной и дополнительной литературы; вопросы для самостоятельного изучения и методические рекомендации к ним; планы семинарских занятий и рекомендации; ориентировочная тематика рефератов, задания для самостоятельной работы; вопросы для обратной связи, самоконтроля; вопросы к экзамену, к зачёту, вопросы модульного контроля.
Если методические рекомендации составлены для студентов заочного отделения, обязательно должен быть перечень вопросов для контрольных работ, литература и методические рекомендации. Заключительным этапом организации самостоятельной работы студентов является её контроль. Вопросы, вынесенные на самостоятельную проработку, подлежат итоговому и промежуточному контролю. Рабочая учебная программа включает формы и средства контроля самостоятельной работы. Обязательно на занятиях преподаватель должен давать информацию о качестве самостоятельной работы каждого студента. Эффективными являются такие формы контроля: рассмотрение вопросов самостоятельной работы на семинарских занятиях, применение тестов, экспресс-контроль.
Несистематический контроль самостоятельной работы со стороны преподавателя создаёт психологические условия для невыполнения студентами заданий, формального отношения. Когда даётся теоретический материал для самостоятельного изучения, необходимо давать задания, как представить эту работу, в какой форме, тезисов или конспекта. Желательно требовать от студентов конспект. Конспект составляется не только для того, чтобы усвоить в памяти прочитанное и выявить основное назначение записей, – это возможность сохранить необходимые материалы в учебном виде, сократив время на поиск при повторном обращении к определённому источнику. Но конспект имеет ценность только тогда, когда правильно, грамотно составлен.
Изучение методической литературы по организации самостоятельной работы обучающихся, опыта работы других образовательных организаций даёт основание утверждать, что практика организации самостоятельной работы и её дидактика далеки от конечного решения, так как не создаются соответствующие мотивационные условия для студентов, как будущих специалистов.
Главная особенность сегодняшнего студента – это прагматизм. Если преподаватель даёт ответ на вопросы студентов „Где это вам будет нужно?” – этим создаются психологические условия для успешного овладения навыками самостоятельной работы.
Основные направления организации самостоятельной работы:
– увеличение объёма самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, расширения вопросов самостоятельной работы;
– формирование навыков и умений самостоятельной работы (работа с книгами, изучение правил чтения, ознакомление с формами ведения записей прочитанного);
– применение разнообразных видов самостоятельной работы (опытно-исследовательская работа, индивидуальные задания);
– усиление профессиональной направленности выполняемых заданий;
– применение разнообразных форм контроля.
Только те знания, к которым студент пришёл самостоятельно, через личный опыт, мысль, действие становятся действительно настоящим его приобретением.


Гребенникова Л.В.,
старший методист
Бахчисарайского колледжа
строительства,
архитектуры и дизайна








13PAGE 15


13PAGE 14115




15