Учителю: презентация Самостоятельная деятельность учащихся как необходимое условие их саморазвития (требования к современному образованию и обеспечению условий для указанного вида деятельности, сформулированные в нормативных документах)


Самостоятельная деятельность учащихся как необходимое условие их саморазвития(требования к современному образованию и обеспечению условий для указанного вида деятельности, сформулированные в нормативных документах и современной педагогической литературе) УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И МХКПАНЧИШКО ЕЛЕНА ОЛЕГОВНАГБОУ ЦО № 14552012-2013 уч.г. Настоящая презентация создана на основе изучения материалов:- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,  принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2012 г.;- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;- учебного пособия «Психология и педагогика» (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., - СПб.: Питер, 2005) Сегодня будущее России определяется успешностью многоплановой модернизации российского общества, которая не должна ограничиваться социально-экономической сферой. Поэтому для успешного развития страны нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения, способные жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений, новых институтов управления. Т.о. формируется новый социальный заказ, который должен определить пути развития российского общества на обозримую перспективу. Отсюда - приоритетное положение образования. Первое и важнейшее его условие перехода страны к инновационному социально-ориентированному типу развития — совершенствование человеческого потенциала России. Другими словами: образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное физическое развитие человека. Решение этой проблемы невозможно без принципиально нового по духу и букве стандарта общего образования. Впервые в отечественной практике образовательный стандарт направлен на выполнение не узкоотраслевой (обеспечение функционирования системы образования), а общественно-стратегической задачи: выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, общества и государства. Это позволяет придать ему статус общенационального приоритета. В новом стандарте принципиально по-новому формулируется главная задача школы: не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, а воспитать успешного гражданина своей страны. Таким образом, новый стандарт выступает как инструмент реализации государственной политики в образовании в широком смысле слова. Он призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства, рост социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации. Реализовать эти установки невозможно без выполнения в рамках общественного договора ряда важнейших требований к образовательной системе: ·  нацеленность образования на формирование российской (национальной) гражданской идентичности; ·  сохранение единства образовательного пространства страны и преемственности ступеней и уровней образовательной системы; ·  обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях учащихся; ·  формирование инвариантного содержательного и деятельностного базиса как универсальной системы, обеспечивающей способность личности учиться, познавать и преобразовывать окружающий мир. Ставя в качестве важнейшей стратегической задачи образования развитие человеческого капитала страны, невозможно обойти вопрос: каким же должен быть выпускник российской школы? Ни в одной предшествующей разработке школьных стандартов нельзя найти даже робких попыток ответа на него. Но, как отмечал Сенека, "для корабля, порт назначения которого неизвестен, — нет попутного ветра". В новом стандарте конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника — гражданина России. Это носитель ценностей гражданского общества, ·  осознающий свою сопричастность к судьбам Родины; ·  уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы cовременности, свою роль в их решении; ·  мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; ·  разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; ·  уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата; ·  осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми. В основу образования сегодня закладываются два основных принципа: фундаментальность и системность. Фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность. Нацеленность на инновационность в узком, прагматическом значении должны обеспечить предметы естественно-математического цикла, особенно в профильной школе, где задача фундаментализации образования приобретает характер главенствующей образовательной установки. Инновационность в более широком смысле, как ориентация на внедрение новых образовательных технологий, развитие творческого потенциала учащихся — единственно возможная альтернатива фактологически стилю обучения, должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Другими словами, сегодня нужно учить детей тому, чего сами учителя и родители никогда не умели. Отсюда оценка успешности педагогической деятельности по тому, насколько удается создавать условия, в которых дети научатся действовать и принимать решения самостоятельно, независимо и инициативно. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике  Сегодня подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения.В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:1) в направлении личностного развития• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике 2) в метапредметном направлении• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике 3) в предметном направлении• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Характеристика содержания основного общего образования по математикеПримерная программа основного общего образования по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комп-лексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Требования к результатам обучения и освоению содержания курсаИзучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:в личностном направлении:1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике в метапредметном направлении:1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Федеральный государственный образовательный стандарт Основное общее образование по математике 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. в предметном направлении: Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование по математике Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения курса «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:• развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;• гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;• формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства;• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;• формирование творческого отношения к проблемам, подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе:• применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности;• активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;• умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;• развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;• формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:• в познавательной сфере:—     представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; —     наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;—     усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;—     различать изученные виды и жанры искусств;—     описывать явления искусства, используя специальную терминологию; —     классифицировать изученные объекты и явления культуры;—     структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников; Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство • в ценностно-ориентационной сфере:—     представлять систему общечеловеческих ценностей;—     осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;—     уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;• в коммуникативной сфере:—     формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;—     использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства; Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство • в эстетической сфере:—     развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы; —     воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;—     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор; —     понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;—     определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;—     реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;в трудовой сфере:—     применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий. Федеральный государственный образовательный стандартОсновное общее образование. Искусство Искусство Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;2) преемственность основных образовательных программ;3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. 5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской Федерации Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Образовательная организация 1. Педагогические работники обязаны:1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;7) систематически повышать свой профессиональный уровень Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников Педагогические работники 2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование Основное и среднее общее образование 4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 75. Дополнительное образование детей и взрослых Дополнительное образование 3. В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, а также порядок проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, включая критерии определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с частью 15 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности Олимпиады школьников 1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.10. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования - права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.11. В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств. Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств Область искусства 1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Российская ФедерацияФедеральный закон Об образовании в Российской ФедерацииСтатья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования Основы духовно-нравственной культуры Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности Общение между учителем и учеником – одна из основных форм, в которой до нас дошла тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. Сегодня в педагогической практике с психологической точки зрения важен переход от системы «субъект-объект» к системе «субъект-субъект». Поэтому современная категория «педагогическая деятельность» – это вид деятельности, который принципиально строится по законам общения.«Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.» А.А.ЛеонтьевМежличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно. При этом на определенных – высших – стадиях основным источником становится саморазвитие коллектива. Но начальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит педагогу. Недаром поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника. Но потом, окрепнув. Они растут сами и приносят плоды. «То, что мы знаем – ограниченно, а что не знаем – бесконечно»Лаплас Учебное пособие «Психология и педагогика» (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., - СПб.: Питер, 2005) Связь структуры воздействия с уровнем понимания учителем учащихсяИсследования С.В.Кондратьевой Виды воздействия Уровень понимания учителем учащихся высокий низкий Организующее 48,0 % 22,5 % Оценивающее 13,7 % 31,0 % Дисциплинирующее 38,3 % 46,5 % Видно, что в структуре воздействий преподавателей высокого уровня деятельности на первом месте стоят воздействия организующего характера, а преподавателей низкого уровня деятельности – дисциплинирующего. Беспорядок возникает там, где нет организации.Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно, но и качественно. Чаще всего преподаватели высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников. Учебное пособие «Психология и педагогика» (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., - СПб.: Питер, 2005) «Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая»В.А.Сухомлинский Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование «позитивной Я-концепции личности», на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения.Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся, где наиболее привлекательными качествами определяются, - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанных с волевой сферой личности, и качеств, определяющих уровень интеллектуального развития, компетентности и профессионализма человека. Здесь важно опираться на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся, акцентировать на них внимание, направлять усилия (не только вербально, но и организационно) на повышение мотивации учения учащихся, превращения учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений. Учебное пособие «Психология и педагогика» (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., - СПб.: Питер, 2005)