Формирования понятия допуск на уроках технологии
Формирование понятия «допуск» на уроках технологии
«Допуск» является одним из основных технических понятий, формируемых на уроках технологии. Без него трудно прочитать чертеж и правильно изготовить изделие.
Изучение этого материала начинается в 5-ом классе уже с 5-го урока. К этому времени учащиеся ознакомились с разметкой и выполнили ее в процессе изучения нескольких простых изделий. На вопрос ученика о том правильно ли он сделал, логично дать первое представление о «допуске». Нужно объяснить , что любые детали не находятся обособленно в пространстве, а взаимодействуют друг с другом и размеры одной детали в определенных пределах должны соответствовать другой детали, с которой происходит взаимодействие. Нужно объяснить учащимся , что в зависимости от назначения конструкции или механизма, это взаимодействие может быть в большей или в меньшей степени плотным.
Необходимо привести пример такого взаимодействия. Это может быть ручка молотка на которой плотно насажена головка молотка или ножки циркуля, которые перемещаются относительно друг друга. Учащихся нужно подвести к пониманию необходимости изготавливать изделия в определенных пределах размеров, чтобы была возможность взаимодействия. После сформирования понимания допуска размера, на доске демонстрируется стандартная форма записи размера с допуском. Внимание учащихся обращается на односторонний допуск (только «в плюс» или только»в минус») и двухсторонний («плюс-минус»).
Затем проводятся фронтальные упражнения по формированию умения определять диапазон допусков размеров. Учитель записывает на доске номинальный размер с допуском, а учащиеся должны определить его диапазон. Как показывают наблюдения достаточно одного занятия для формирования первоначального понятие о допуске и умения читать размер записанный в стандартной форме.
Дальнейшее формирования понятия происходит во время практической работы, чтения чертежей, а также контроля и самоконтроля размеров изделия. Необходимо помнить особенности восприятия школьниками размеров. Так , они легко воспринимают запись размеров с двусторонним симметричным допуском и значительно труднее с односторонним.
Формирование умения работать с любой формой записи допуска- процесс длительный и сделать это в 5-м классе не удается. Пятиклассники могут научиться вычислять допустимые размеры при любой записи, но соотнести полученное изделие с размерами на чертеже они в состоянии лишь по отношению к симметричной ее форме.
Успешному формированию данного понятия способствует обязательное указание на всех чертежах допусков размеров. Для концентрации внимания учащихся к допуску размеров и формированию культуры производства учитель должен на вопрос ученика: « У меня правильно» отвечать: «Если размеры в поле допуска, то правильно».
Дальнейшее углубление темы происходит в 6-м классе с первых уроков. Важно сформировать умение работать с односторонним допуском. На уроках технологии по темам «Обработка древесины на токарном станке» и «Изготовление изделий из сортового проката» нужно при обработке внешних поверхностей практиковать односторонний допуск, в особенности допуск «в тело». Учителю нужно дать понять учащимся, что при снятии слоев древесины или металла слой за слоем происходит приближение к допуску размера.
Для совершенствование умения в практическом применении понятия допуска , необходимо создать условия при которых соблюдение допуска размера будет обязательным. Это возможно при постоянном контроле, взаимоконтроле и назначении контролеров. Неукоснительно должно соблюдаться правило: все, что не в поле допуска, - брак. Чтобы это правило воплощалось в жизнь необходимо задавать поле допуска, учитывая возрастные категории.
Завершающим шагом при изучении темы «Допуски» является ознакомление учащихся с записью размеров в системе вала или в системе отверстия. Лучше всего сделать это при изучении темы «Обработка металла резанием на токарном станке».
В заключении скажу, что формирования понятия допуска и умения пользоваться им на практике происходит в течении всего курса технологии.