Экзаменационное портфолио по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»
Выполнил: учитель информатикиМБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района ЧРКиршева Ирина Валериановна Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологийГурьева Оксана ВалериевнаКурсовая работа на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»
1.1. В какую содержательную линию входит тема Данная тема «Хранение, поиск и сортировка данных» входит в 3 главу «Хранение и обработка информации в базах данных» рабочей программы по информатике разработанной с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.) и образовательной программы Семакина И.Г.,Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
1.2 Место темы в учебном плане и порядок изучения темыТема «Базы данных» содержит в себе ряд узловых вопросов, имеющих фундаментальное значение для курса информатики в целом. В этой теме ученики впервые встречаются с понятием величины (в дальнейшем будет широко использоваться в электронных таблицах, в алгоритмах и программах). Величина — это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера.С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип. Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами: множеством значений, которые может принимать величина; множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной; формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
База данных (БД) –это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных
ppt_y
Изучение темы «Базы данных» может происходить на разных уровнях:Минимальный: дать общие представления о базах данных, научить работе с готовой БД: осуществлять поиск информации, сортировку, удаление и добавление записей.Углубленный: познакомить с основами проектирования БД, научить создавать базы организации поиска, сортировки, редактирования данных. Знать структуру и заполнять БД.Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы. Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открыть файл с БД.Представляя ученикам БД, необходимо обратить внимание на то, что наряду с самой таблицей в памяти компьютера хранится описание ее структуры, откуда пользователь может узнать параметры полей: имя, тип, формат и др. (в Access это делается в режиме «Таблица — Конструктор»).
1.3.Цели изучения темыДать представление о назначении баз данных.Познакомить с основными реляционными базами данных.Обучить основным приемам работы с базой данных.Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.
2. Содержание темы (примерное тематическое планирование)Понятие базы данных (БД), информационной системы.Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.Системы управления БД и принципы работы с ними.Просмотр и редактирование БД.Проектирование и создание однотабличной БД.Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.Логические операции.Поиск, удаление и сортировка записей.
СУБД И БАЗЫ ДАННЫХДокументальныеЦентрализованныеРаспределенныеФактографические Классификация б а з д а н н ы хПервичный к л ю чЧисловой тип Текстовый тип Логический тип Тип - дата О б р а б о т к а д а н н ы хОТКРЫТЬСОЗДАТЬУДАЛИТЬВЫБРАТЬЗапись – строка таблицыПростой Составной Поле – столбец таблицыСУБД (система управления базами данных)О с н о в н ы е к о м а н д ы ДОБАВИТЬЗАПИСЬСписок полейУ с л о в и е в ы б о р к и(логическое выражение)П р о с т о еС л о ж н о еЛогические операцииИ, ИЛИ, НЕОперации отношения<>, >, <, >=, <=Условие сортировкиП о р я д о к с о р т и р о в к иК л ю ч с о р т и р о в к иПростой Составной По возрастанию По убыванию Организация данных
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».
3. Планируемые результаты освоения содержания темы.Для основной школы по ГОС 2004: В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление: о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных. Также о методах представления и алгоритмах обработки данных. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций. У выпускников будут сформированы: навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам).
Для основной школы по ФГОС НОО и ООО: Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире;формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
4. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы, развитие темы в данном УМК по классам
7-9 класс (ФГОС)8-9 классИнформатика: учебник для 7 классаИнформатика: учебник для 8 классаИнформатика: учебник для 9 классаИнформатика. Программа для основной школы : 7–9 классыИнформатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособиеИнформатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособиеИнформатика и ИКТ : учебник для 8 классаИнформатика и ИКТ : учебник для 9 классаСостав УМК
Электронное сопровождение УМК:Авторская мастерская И.Г. СемакинаЭОР Клавиатурный тренажер «Руки солиста» на портале Единой коллекции ЦОРЭОР к УМК И.Г. Семакина и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс на портале Единой коллекции ЦОРЛекторий «Олимпиадная информатика»Сайт всероссийской олимпиады школьников по информатикеСетевые компьютерные практикумыСУБД (статья в Википедии) Рассказы про язык FoxPro (статья) Введение в базы данных (электронный учебник) Раздел "Базы данных" на сервере ЦИТ-Форум В. В. Кириллов "Основы Иерархические базы данных (статья в Википедии) Сетевая СУБД (статья в Википедии) Реляционная проектирования реляционных баз данных" (учебное пособие) Модели баз данных (статья)
5. Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК 8 класс № п/пНаименованиеразделов и темМаксимальная нагрузка учащегося, ч.Из нихТеоретическое обучение,ч.Лабораторные и практические работы,ч.Контрольная работа, ч.Самостоятельная,ч.1Введение в предмет112Человек и информация53113Первое знакомство с компьютером74214Текстовая информация и компьютер104515Графическая информация и компьютер5326Технология мультимедиа6222Итого34171052
9 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пНаименованиеразделов и темМаксимальная нагрузка учащегося, ч.Из нихТеоретическое обучение,ч.Лабораторные и практические работы,ч.Контрольная работа, ч.Самостоятельная,ч.1Передача информации в компьютерных сетях1035112Информационное моделирование5311-3Хранение и обработка информации в базах данных1255114Табличные вычисления на компьютере10631-5Управление и алгоритмы1154116Программное управление работой компьютера14671-7Информационные технологии и общество6312-Итого68312683
6. Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК из рекомендованных в Федеральном перечнеВ начальной школе из рекомендуемых учебных программ 2-4 классов Матвеева Н.В.и др., в курсе «Информатика и ИКТ » в разделе «Данные и компьютер» рассматривают термин данные - закодированная информация и, что одну и ту информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.В среднем звене 8-9 классах в авторской программе курса основной школы под редакцией И.Г.Семакин , содержится тема база данных в электронных таблицах.В авторской программе под редакцией Н.Д.Угринович курс «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов в 11 классе прослеживается данная тема: из них 3 ч – теория, и 2ч – практика.
III. Список литературы 1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
IV. Приложение 1. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Базы данных и системы управления базами данных
V. Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.Infourok.ru http://infourok.ru/informatika.html?subcat=12Cеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru Лабораторно-практические работы http://www.metod-kopilka.ru Рубрика «Информатика» www.prosv.ru Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»http://www.lbz.ru/Учительский портал http://www.uchportal.ru/load/17 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/methods.page
Спасибо за урок!!!