Презентация по русскому языку на тему Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение


Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждениеДемчук Н.И. учитель русского языка и литературы 1-й категории МАОУ Каскаринская СОШ Что такое рассуждение?Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить Экзаменационные задания 15.2 и 15.3требуют написания сочинения- рассужденияОдной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументацииПоэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2или самостоятельное суждение на предложенную темуЗадание 15.3 Композиция сочинения-рассужденияТезис. Формулировка определения.2. Аргументы:А)Пример из текста;Б) Пример из личного опыта.3. Заключение (вывод справедливости тезиса) Этапы работы над заданием 15. 3ШАГ 1. Внимательно читаем текст.ШАГ 2. Определяем смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста Шаг 3. Формулируем и комментируем данное вами определение.Шаг 4. Приводим аргументы.Шаг 5. Формулируем вывод (1)Город кончался, и вскоре показалось море.(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.(6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.(9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:– (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.(21)...Когда всё было съедено, Коста сказал: – (22)Идём. (23)Погуляем.(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. (26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.(27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:– (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.(33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.– (35)Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик. – (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.(38)Коста оглянулся и увидел Женечку.– (39)Что же с ней делать? – растерянно спросила она Косту.– (40)Она не пойдёт, – сказал мальчик. – (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб... (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.– (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...(47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:– (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.(51)Море потускнело и стало словно меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании... (По Ю. Яковлеву) *  15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Составление интеллект-карты — Как вы понимаете это слово? — Какими существительными мы можем объяснить его? ДОБРО Составление интеллект-картыДОБРОблагозаботасостраданиеблагодарностьготовностьблаготворительностьпоступоквежливость Составление интеллект-картыготовностьСовершать добрые делаПрийти на помощь человекузаботаПроявить заботу о близкихНавести порядок в своем дворе Обратимся к словарюДобро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное.(по словарю С.Ожегова)Добро-1) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло).2) Хорошее, доброе дело, поступок.(по словарюТ.Ефремовой) Народная мудрость о добротеДобро желаешь- добро делай.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.Делай другим добро- будешь сам без беды. СтихиДобро должно быть с кулаками Добро суровым быть должно, Чтобы летела шерсть клоками Со всех, кто лезет на добро… (Станислав Куняев)Добрых людей, как всегда, не хватает, Добрых людей, как всегда, дефицит. Добрых людей не всегда понимают, Сердце у добрых сильнее болит. Добрые – щедро больным помогают, Добрые – дарят тепло и уют, Добрые – в ногу со слабым шагают И никакого спа-си-бо не ждут. (Генрих Акулов) Слово «Добро» в моем пониманиеДоброта - это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги для детей в детский дом, улыбнуться прохожему - это тоже доброта. Если тебя окружают добрые люди, ты сам делаешься добрее. Мне повезло. В моём окружении много людей, для которых нести добро естественно и даже необходимо. Они никогда не выпячивают того, что они добры, они просто несут добро с любовью! А это главное! Написание сочинения1.Соберите воедино всё, о чём мы с вами сказали, и запишите ответ на вопрос «Что такое добро» (задание 15.3).(1абзац сочинения)2. Напишите второй абзац вашего сочинения, где выскажите свою точку зрения на то, нужно ли добро. Вариант сочиненияДобро – это бескорыстная забота о ком-то. В мире много живых существ, нуждающихся в поддержке, сочувствии, сострадании. Однако мы часто бываем равнодушными: не замечаем чужого горя, даже не пытаемся помочь. А ведь добрые поступки – наш нравственный долг.Я думаю, это понимает Коста, герой рассказа Юрия Яковлева. Мальчик делает доброе дело – заботится о собаке, потерявшей хозяина. Подросток убеждён: «Собакам надо помогать». Коста сумел проникнуться состраданием по отношению к несчастному животному, он добрый, а значит, достойный человек.В рассказе Леонида Андреева «Кусака» повествуется о том, как человеческое добро изменило собаку: она «расцвела» душой. Правда, впоследствии люди заставили Кусаку невыносимо страдать, покинув её. И всё же очевидно: настоящее добро благотворно.Итак, способность совершать добрые поступки – одно из важнейших человеческих качеств. Помогая кому-то и не требуя за это ни платы, ни благодарности, мы делаем счастливее мир, в котором живём. Притча .Оплачено стаканом молока Утро было очень холодное. Мальчик, продающий газеты, продрог от холода, а от голода у него почти не было сил… но работа ему была необходима: жила семья бедно и порой не хватало денег, даже чтобы добраться до школы. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить хотя бы воды. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчишку, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, спросил: - Сколько мне нужно заплатить за молоко?- Ничего,- ответила женщина с улыбкой на лице.- Я буду молиться за Вас, - тихо прошептал мальчик Он почувствовал себя полным сил и понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь.А доктор, что лечил женщину, был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. Женщина ждала, когда ей придет счет за лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, придется продать все свое имущество. Когда принесли счет, она молясь Богу, пристально смотрела на сумму к оплате,и увидела внизу: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла. Информационные источникиФонХоровод книгРамочка сделана при помощи автофигур Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фуфлыгина Наталья Николаевна,зав. библиотекой ФГКОУ СКК МВД России г. СамараНа момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.