Экзаменационное итоговое сочинение по литературе 2015-2016


Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.2015-2016 учебный год УЧЕБНЫЙ ГОД 2015- 2016 Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому языку и по литературе – поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами.Возврат к сочинению обусловлен падением грамотности, интереса к чтению, речевой и читательской культуры выпускников школ и сочинение стало «формой промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ».Разработано 5 открытых тематических направлений, в рамках которых созданы закрытые комплекты тем по часовым поясам (открыты 3.12.14 г.). http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse- temy-sochineniy-3- dekabrya.htmlСозданы нормативно-методические материалы по проведению итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie ЧТО ТАКОЕ СОЧИНЕНИЕ?Школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. (Словарь Д.Н. Ушакова)Вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (Словарь С. И. Ожегова) Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему. (Словарь Т. Ф. Ефремовой) В 2014 году проверялось умение писать сочинение в новом формате, поэтому требования к качеству работ были ориентированы на реальный уровень выпускников.Сочинение оценивалось по шкале «зачет-незачет» и количество обязательных слов в сочинении было всего 250.Темы были умышленно сформулированы очень широко, а выбор произведений для аргументации своих мыслей осуществляли сами выпускники.Для получения зачета по критерию 2 достаточно было обратиться всего к одному литературному произведению. В критериях оценки не было указано количество фактических, логических и речевых ошибок, за которые ставился «незачет», и их точное количество не учитывалось. Критерий 5 «Грамотность» не являлся обязательным. Выпускники имели право пользоваться орфографическим словарем. Для получения «зачета» было необходимо:иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке);выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. Из истории обучения сочинению в российской школеВ «Сборнике тем и планов для сочинений»(1906), выпущенном типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге, для старших гимназистов предлагались такие темы сочинений (см.http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.html):Слово как источник счастья.Почему жизнь сравнивают с путешествием?Родина и чужая сторона.О скоротечности жизни.Какие предметы составляют богатство России и почему?О высоком достоинстве человеческого слова и письма.О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.О проявлении нравственного начала в истории.NB «От сочинения, написанного воспитанником среднего учебного заведения, не следует ожидать ни новизны, ни оригинальности мысли, ни полноты содержания, которая требует многосторонних знаний и более зрелой обдуманности, ни изящного языка, для приобретения которого нужно не только учение, но и особенное дарование; но это сочинение должно быть написано языком правильным, чистым и точным, изложение его должно удовлетворять условиям логической связи и последовательности, а содержание отличаться естественностью и дельностью, прямо относящихся к теме».Журнал Министерства народного просвещения. 1872. №7. С. 51–85 Этапы работы над итоговым сочинениемВ прошлом все школьные сочинения условно делились на три типа: литературно-критические (сочинения по литературным произведениям), публицистические (сочинения на нравственные или общественно-политические темы), творческие (словесно-художественные произведения, созданные самими школьниками).Алгоритм работы над сочинением:Выбор и обдумывание темы сочинения.Выявление ключевых слов темы сочинения.Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.Определение главной мысли сочинения.Подбор литературного материала.Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана).Написание текста сочинения на черновике.Обдумывание структуры и композиции сочинения.Редактирование, переписывание и проверка. Выбор и обдумывание темы сочиненияПонимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.NB Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тема, сформулированная в виде утвержденияТема, переформулированная в виде вопроса«Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)Почему жизнь без любви невозможна?Почему жить – это значит любить? Выявление ключевых слов темы сочиненияПонимание и осмысление содержания терминов и понятий Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения:дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.;герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др. Философский и психологический Интернет-словари:http://psychological.slovaronline.com/Д/527-DRUZHBA; http://www.onlinedics.-ru/slovar/fil/d/druzhba.html; http://www.persev.ru/lyubov Определение главной мысли сочинения:Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Подбор литературного материала Основные условия:Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли.При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Написание сочинения на черновике.Обдумывание структуры и композиции сочинения При написании черновика выпускник должен:постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении;чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе;следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы;при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей;выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.NB Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто, потому что черновик работы экспертами не проверяется. Редактирование, переписывание и проверкаПри редактировании черновика следует:выделить в сочинении все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса;убрать в тексте необоснованные повторы одних и тех же мыслей; обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок; определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.При переписывании сочинения начисто важно:помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем; определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.При окончательной проверке работы полезно:внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок. Критерии оценки итогового сочинения в школе 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы. 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов) Жанр итогового сочиненияСочинение-рассуждениеВ основе его тезис, требующий размышления, аргументации и развития. Целью, к которой устремляется рассуждение, является вывод, который не должен быть повторением тезиса. Рассуждение предполагает приращение изначального смысла. Вывод, хоть он и обращён к тезису, не должен повторять его. Жанр итогового сочиненияЭссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций. СВОЙСТВА ЭССЕ:открытость автора, его самостоятельная субъективная позициянебольшой объём свободная композиция эмоциональность, образность речи, близость её к разговорнойссэтрассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведенитивных впечатлений, раздумий и это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и а это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций. В качестве аргументов могут быть использованы:факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников; факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических деятелей; факты из вашей собственной биографии (если только вы не будете увлекаться ими); результаты сопоставления фактов, логические умозаключения. Выбор аргументов определяет тема рассуждения. В этом году будут предложены темы по пяти тематическим направлениям: ВремяПутьДомЛюбовьГод литературы в России Типология темТема сформулирована в виде вопроса, например: «Что значит жить, опережая время?» Если вы её выберете, вам надо будет написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос. Тема может носить дискуссионный характер, содержать внутри провокацию, например: «Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим». (Б. Шоу), и тогда ваш выбор — рассуждение на дискуссионную тему. Тема может быть сформулирована как утверждение, запечатлённое в цитате, например: «Время собирать камни и время разбрасывать их» (Экклезиаст), и тогда на поставить к ней вопрос, обозначить проблему. Примеры тем по тематическим направлениям: «Время», «Путь», «Дом», «Любовь», «Год литературы в России»Что значит родиться не в своё время? / Что значит жить, опережая время? / Что значит «быть с веком наравне»?Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?Историческое время — стрела или вихрь (круг)?«Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи)«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе)Мой дом – это я.«…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам)Любить или быть любимым?«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Ш. Блан)«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» (Р. Брэдбери) Алгоритм работы над сочинениемВыберите одну из предложенных тем. Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же — первый тезис, который вы поместите во вступление. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, «зацепившись» за ключевое слово или слова. Помощниками вам здесь могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии, википедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис.Напишите вступление. Оно не должно быть большим — до пяти предложений. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их для себя.Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили.Подумайте, какие литературные тексты могли бы помочь вам быть убедительными в доказательствах. Изложите всё на бумаге и проверьте себя. Прочитайте представленные ниже материалы и сформулируйте тезисы-аргументы и тезисы-контраргументы. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их.Проанализируйте темы сочинений и сформулируйте основную мысль каждого сочинения. 1. Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица). 2. Как ни долга ночь, а рассвет будет.Прочитайте вступление возможного сочинения. Продумайте и запишите возможные аргументы, тезисы и антитезисы. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Направление «Путь»«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь. Рабби Барух. Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь. Владимир Микушевич ( Выбор нравственного пути.) О.Уайльд. "Портрет Дориана Грея". Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим. Василь Быков. «Сотников». Сотников делает свой выбор, признавшись, что он партизан, тем самым обрывая свой жизненный путь, и Рыбак тоже делает выбор, пытаясь пойти на сделку с собственной совестью. Василь Быков. «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» В этом уникальном произведении каждый из героев в какой-то момент оказывается на нравственной «развилке», «перепутье». Особенно хорошо это видно на примере Понтия Пилата. А.П.Чехов «Крыжовник»Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»А.П.Чехов «Ионыч» Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».У каждого своя дорога к Богу. У большинства эта дорога вымощена страданиями. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых воинствующе-атеистических взглядов, но чтобы обрести веру, ему пришлось пережить и переосмыслить многое. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов и обретает «своего» Бога, свою веру. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь , чтобы прийти к Богу. Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?» Шарп Джеймс Что важнее: жить для себя или для других?Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний. Б. Екимов «Просто — соседи» Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха.Платонов «Юшка»В.Распутин «Уроки французского»А.Куприн «Чудесный доктор» Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться. Анри Бергсон Обломов, главный герой романа И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главный герой романа, образованный, интересный человек, но не сумевший построить свою жизнь так, чтобы быть полезным и нужным Отечеству, людям, близким. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных» Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Почему именно воспитание в семье является определяющим фактором для жизненного пути человека? Р. Брэдбери «Вельд». Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» Чичиков всю жизнь старался выполнять наказ отца: «Пуще всего береги копейку» Примерные темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Всяк, кто живет, уйдет, бессмертен только тот, кто славу добрую при жизни обретет. Саади Что значит выражение: «Оставь за собой след»( Ральф Уолдо Эмерсон)? В чём залог бессмертия человека?В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. Л.Н.Толстой. «Война и мир» Образ Кутузова.М.Алигер «Зоя». Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь — есть выявление собственным опытом границ добра и зла. Сергей Довлатов. Дорога, длиною в жизнь.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Аспект темыПроизведенияЦель жизненного путиА.Платонов «Неизвестный цветок»Поиск жизненного путиВ.Распутин «Уроки французского»Д.Лихачёв «Путями добра»Путь познания себя и жизниБиблейская легенда о блудном сыне.А.С.Пушкин «Станционный смотритель»М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»Дорога честиВ.Дудинцев «Не хлебом единым»Л.Н.Толстой «Война и мир»А.С.Пушкин «Капитанская дочка»Дорога, ведущая к счастьюЛ.Н.Толстой «Война и мир» (служение семье)А.И.Солженицын «Матрёнин двор» (дорога к людям)А.Ахматова «Творчество»В.Брюсов «Путь к высотам» (служение делу) Путь России.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Аспект темыПроизведенияПуть самоопределенияИ.Бунин «Окаянные дни»А.А.Блок «Двенадцать»Время репрессий (путь в никуда)А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»Путь единения народаЛ.Н.Толстой «Война и мир»М.Шолохов «Судьба человека»В.Л.Кондратьев «Сашка»А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»Б.Васильев «А зори здесь тихие…»Ю.Бондарев «Горячий снег» Путь в никуда.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Аспект темыПроизведенияНаркотикиЧ.Айтматов «Плаха»Безделье, леньИ.А.Гончаров «Обломов»Предательство РодиныВ.Быков «Сотников»БездушиеВ.Распутин «Прощание с Матёрой»Аморальный образ жизни, отсутствие нравственных ценностейЛ.Н.Толстой «Война и мир» (Анатоль Курагин) Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Л.Н.Толстой.