Конспект урока окружающего мира Наши помощники — органы чувств
Учитель начальных классов
МАОУ «Ягринская гимназия»
Семёнова Светлана Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа – 2100»
Автор программы: Вахрушев А.А.
Тема: Наши помощники – органы чувств.
Цели:
Предметные: объяснить понятие «органы чувств», выяснить функции органов чувств, показать значение органов чувств в жизни человека.
Метапредметные: формировать интерес к познанию себя, определять и формулировать цели урока с помощью стратегии «Вопросительные слова», воспитывать культуру поведения при работе в парах и четверках, развивать устную речь, способствовать формированию здорового образа жизни.
Оборудование: музыкальный центр, мяч, цветная бумага, игрушки разной величины, геометрические фигуры разной формы, заводная игрушка, духи, чеснок, гвоздь, гладкая и наждачная бумага, монета, крахмал, сладкая и солёная вода, напечатанные слова для кластера.
Планируемый результат: устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.
Методы обучения: наглядный метод, игра, экспериментирование, частично-поисковый, приемы здоровьесберегающей технологии, приемы технологии РКМЧ.
Тип урока: изучение новой темы и первичное закрепление знаний учащихся.
Формы обучения: фронтальная, работа в паре, в четверке.
Ход урока:
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Встаньте, первоклашки, в ряд!
Готов работать мой отряд?
2.Фаза вызова
Игра «Чей голосок?»
(водящий стоит к классу спиной)
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя? Узнай! (Это я) Водящий называет имя.
К нам кукушка в огород
Залетела и поёт.
А ты, Ваня, не зевай,
Кто кукует, отгадай! (Ку-ку-ку)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара, закричала: (ква-ква-ква)
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай, Оля, не зевай,
Кто петух у нас, узнай! (Ку-ка-ре-ку!)
Мы по кругу идём,
Мы лисичку зовём.
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает. (Лисичка, кто я?)
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай! (Я)
-Как мы узнавали друг друга?
-Что помогло нам в этом? (уши)
-Как вы считаете, а другие звуки, кроме речи, воспринимает наше ухо?
Давайте попробуем это определить.
Слушание пения птиц, музыки, стука топора.
-Эти звуки - часть окружающей нас красоты. Какой орган позволяет нам слышать? Уши – это часть тела человека, его орган
Тема нашего урока – ОРГАНЫ ЧУВСТВ (открыть надпись на доске)
А точнее «Наши помощники – органы чувств»
В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему органы чувств называют нашими помощниками?»
Формулирование учебной задачи урока
Попробуйте с помощью вопросительных слов: КАКИЕ? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
поставить учебную задачу нашего урока. (Какие органы чувств существуют? Почему их так называют? Зачем они нам нужны?)
Обобщение, конкретизация учебной задачи учителем.
Наша задача: узнать, какие органы чувств существуют, какова их «профессия» и почему они так называются. Для решения нашей задачи нам необходимо провести небольшие исследования.
3.Фаза осмысления
Итак, мы уже познакомились с одним из органов чувств. Чтобы не забыть об этом, мы составим на доске схему-опору (кластер).
-Какой орган чувств мы запишем первым, отгадайте.
У зверушки на макушке,
А у нас ниже глаз (уши).
Вывод: уши – это орган слуха. (В кластер помещаем надпись – орган слуха.)
Физкультминутка для глаз
-Закройте ещё раз глаза. Скажите, что я сейчас показала?
-Почему вы не можете ответить? Сделаем вывод. (Мы видим различные предметы благодаря глазам.)
Давайте убедимся, какие предметы мы можем видеть, что мы можем различать.
1. Показываю детям листы цветной бумаги.
Вывод: глаза помогают нам различать цвета.
2. Показываю игрушки разной величины.
Вывод: Мы различаем величину предметов.
3. Показываю геометрические фигуры разной формы.
Вывод: глаза помогают нам различать форму предметов.
4. Показываю, как движется заводная игрушка.
Вывод: мы можем наблюдать движение предметов.
-Какова же профессия глаз? (Мы видим предметы, различаем их цвет, форму, величину, Глаза помогают нам ощущать красоту окружающего мира. Глаза необходимо беречь! Потерянный глаз ничем не заменишь!)
Итак, второй орган чувств – глаза. Это орган зрения. (В кластер помещаем надпись: орган зрения.)
-А про третий орган чувств я прочитаю загадку.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Тонким, толстым, конопатым. (Нос)
-Можем ли мы с помощью ушей и глаз различать запахи?
-Какой орган позволяет нам это делать?
А знаете ли вы, что в носовой полости расположены особые обонятельные клетки, которые воспринимают различные запахи? Хотите проверить?
Давайте проведём опыт.
Учитель завязывает ребёнку глаза и предлагает ему понюхать духи, чеснок.
-Умение человека различать запахи получило название обоняние.
Благодаря этому органу чувств, мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают об опасности, например, запах газа, гари, испорченной пищи. То, что мы не видим и не слышим – мы различаем по запаху.
Итак, запишем в кластер: орган обоняния.
-Внимание! У меня возникла проблема, помогите её решить!
Откройте, пожалуйста, учебник на странице 1, дорисуйте человечку те органы чувств, которые ему понадобятся.
Взаимопроверка в паре.
Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите светофор зелёного цвета.
Физкультминутка двигательно-речевая.
Предлагаю вам ещё одну проблему. Можно ли узнать предмет, его форму, состояние без помощи глаз? Обсудите в четвёрках.
После обсуждения тренируемся это делать на практике.
Один из учеников складывает руки за спину, учитель даёт ему какой-либо предмет, ученик должен догадаться, что это такое.
Предлагаются: гвоздь, монета, бумага гладкая и наждачная.
-С помощью чего узнал и описал предметы?
В коже нашего тела разбросано много чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. Запишем в кластер.
К органам чувств относится ещё один, отгадайте, какой.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
-Что же мы ощущаем с его помощью? Проверим на практике.
Предлагается попробовать на вкус сладкую и солёную воду, крахмал, мелкую соль, сахар. Делаем вывод: мы ощущаем вкус пищи, воды при помощи языка.
Записываем в кластер: орган вкуса.
4.Фаза рефлексии
1. Устная рефлексия – рассказ по кластеру.
2. Первичное закрепление – работа в паре (учебник стр. 2,3).
Чтение правила.
3. Письменная рефлексия (индивидуальная) – кроссворд в учебнике на странице 3 (ключевое слово – органы чувств).
Можно предложить работу в паре тому, кто затрудняется сам.
Итог урока
- Почему же органы чувств называют именно так? Подтвердите свой ответ. (Мы воспринимаем и узнаём окружающий мир, чувствуем его при помощи разных органов.)
-Почему органы чувств – это наши помощники?
- Поднимите руку те дети, кто доволен собой, потому что вы были активными на уроке и у вас всё получалось.
- Поднимите руку те, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
При наличии времени можно использовать приём индивидуальной педагогической поддержки «Ручеёк».
-Что для тебя было самым трудным? (1 вариант)
-Что тебе больше всего понравилось? (2 вариант)
Спасибо за урок!
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
15