Урок окружающего мира Наши помощники -органы чувств


МОАУ «НОШ №75» г.Оренбург
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела учитель начальных классов
Жаданова Светлана Владимировна
г.Оренбург 2016г
Тема урока: «Наши помощники-органы чувств»
Цели урока: формирование представлений учащихся о важных и необходимых для взаимодействия организма с окружающим миром органах чувств.
Задачи урока: 1) создать условия для знакомства со строением и функциями органов чувств; с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.
2) содействовать развитию логического и абстрактного мышления, наблюдательности, внимания, памяти, любознательности, создать условия для развития навыков гигиены.
3) создать условия для воспитания ответственности за свой организм, культуры гигиены, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
-называть все органы чувств человека; -знать правила гигиены;
-понимать, что может стать причиной ухудшения зрения, слуха, осязания, обоняния; чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья;
-выполнять советы по охране чувств; называть, что опасно для органов чувств человека.
Метапредметные (УУД):
Познавательные. Владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осуществлять смысловое чтение; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные. Планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, определять наиболее эффективные способы достижения результата освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации , составлять тексты в устной и письменной формах.
Личностные. Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Смыслообразование – понимать чувства других людей и сопереживать им, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; иметь установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ценностная ориентация - быть самостоятельным и лично ответственным за свои поступки, иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные.
Формы работы: беседа, фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированного обучения; ИКТ; здоровьесберегающего обучения; игровые технологии;
Оборудование: презентация , таблицы «ЗХУ», для каждого ученика, карточки в текстами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы. В презентации переход на следующий слайд осуществляется по щелчку левой кнопкой мыши.
Ход урока.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
I.
II. Организацион
ный момент.
Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять!
-Какой раздел вы начали изучать?
-Объясните значение пословицы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
-Желаю вам доброго здоровья и удачи на уроке. -Мы начали изучать раздел «Кто ты такой?»
-Дал бы бог здоровье, а счастье найдём.
-Здоров будешь - всё добудешь.
-Здоровье дороже богатства.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Такого рода упражнения в начале урока проводят с целью создания благоприятной рабочей обстановки в классе.
Учитель как бы связывает учебное время прошлого и настоящего урока.
III Актуализация знаний - Давайте попутешествуем по лесу, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес.
Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)
А вот около речки, увидели камни.
Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).
- Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
-С помощью чего люди познают окружающий мир?
-Сколько органов чувств у человека?
-Возможно, вы и правы, что 5 органов чувств. Точный ответ вы сможете дать только в конце урока. Будьте очень внимательными и старательными.
-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-Какова цель урока?
(Слайд 2)
(Слайд 2)


Тема урока: « Органы чувств»
-Мы узнаем, какие органы чувств есть у человека, какую роль они играют в жизни человека и как за ними
ухаживать.
-У человека 5 органов чувств.
Учитель предлагает задания, которые позволяют оценить возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Даёт возможность ученикам излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
IV Открытие нового знания.
1.Составление планы работы. -Что надо сделать, чтобы выполнить ту задачу, которую поставили перед собой?
-Из каких шагов состоит работа по данной теме?


Знаем!!!!!!!

Научимся беречь.

Узнаем для чего он нужен.
Познакомимся с органом чувств.

-Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами таблица, в первую колонку которой вы можете записать всё, что вам известно об органах чувств человека. Во вторую колонку запишите то, о чём вам хотелось узнать.
-А 3 колонку вы будете заполнять в течение всего урока.
-А в этом нам поможет таблица, которую вы будете заполнять при знакомстве с каждым органом чувств. -Составить план работы.
-Сначала мы выясним, что это за орган чувств, узнаем для чего он необходим человеку, как беречь его.
- И тогда сможем с уверенностью сказать, что мы знаем всё об этом органе чувств.
Учащиеся самостоятельно заполняют колонки таблицы - знаю, хочу узнать.
Приложение 2
Приложение 3
На данном этапе целесообразно планировать пошагово решение задачи. Целесообразно на доске иметь увеличенную копию схемы плана. Она должна быть на всех этапах решения задачи урока, всегда на одном и том же месте.
На данном этапе урока реализуем разные вида деятельности учащихся - аналитическая, самостоятельная, рефлексивная. Оценивают собственные результаты и результаты одноклассников.
2. Поиск решения.
Отгадайте загадку об одном из органов чувств.
На скале сидит лягушка, а спрыгнуть не может.
-Для чего человеку нужен нос? Вступают в диалог, выслушивают и принимают мнения одноклассников
-Чтобы чувствовать запахи.
(Слайд 3) Ученики учатся самостоятельно определять возникшие трудности.
- Прочитайте инструкцию в учебнике с.21и выполните практическую работу в парах.
Каждая пара выбирает 2 предмета, запах которых вам надо определить.
-Что помогло вам определить предметы?
- Какой орган чувств помог это сделать?
- Прочитайте сообщение об этом органе чувств в учебнике на с. 22-23.
--Прочитаю вам небольшое сообщение, а вы постарайтесь найти ошибки.
-Можно ли говорить о запахе лета, осени, весны, зимы?
-Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи?
-Кто они?
-Сформулируйте правила, которые помогут сохранить наш орган обоняния - нос.
--Запишите в последнюю колонку таблицы то, что нового узнали об органе обоняния.
2.- Какой орган помогает нам получать информацию о свойствах изображённых предметов ?
-Расскажите, что вы записали в таблице ранее об этом органе?
-Каждая пара проведёт опыт «Угощение для языка». Инструкция дана в учебнике на с.24. Результаты опыта вы запишите в таблицу.
Сладкий солёный
-Подготовьте сообщение о зонах языка, отвечающих за различные вкусовые ощущения, используя статью учебника с.23.
-Запишите в последнюю колонку то, что вы нового узнали об органе вкуса.
3. Для знакомства со следующим органом чувств предлагаю вам поиграть в игру «Угадай предмет». Несколько учеников выходят к доске и с закрытыми глазами в варежках должны отгадать, какой предмет они держат в руках.
- С какой трудностью вы встретились?
-Попробуйте это сделать без варежки.
-Какой орган чувств помог вам в этом?
-Для чего он необходим человеку?
-Предлагаю вам провести опыт. Инструкция дана в учебнике на с.25.Результаты опыта запишите в таблицу.
-Каким людям этот орган чувств помогает жить?
-Что нового узнали, запишите в таблицу.
-Как надо относится к коже? Почему?
-Как вы думаете, окружающий мир помогают познать только эти органы чувств?
-Какие ещё органы чувств помогают в познании окружающего мира?

Физминутка.
4.-Закройте глаза и попробуйте отгадать, какой предмет у меня в руке.
-Почему вы не смогли ответить на мой вопрос?
-Предлагаю выполнить задания в паре. У каждой пары набор картинок. Вам необходимо выполнить
-группировку предметов
-определите назначение предметов
-дайте название предметам
-Почему вы смогли выполнить это задание?
-Что можно увидеть с помощью глаз?
-Прочитайте сообщение. Во время чтения не забывайте делать пометки на полях.
-Дайте научное определение - что такое глаза?
--К какому органу чувств относятся?
-Как надо относится к глазам?
-Объясните, что значит «храни её как зеницу ока»?
-Запишите в третью колонку таблицы то, что нового узнали для себя.
-Предлагаю поиграть в игру «Угадай голос соседа»
-Что помогло угадать голос соседа?
-К какому органу чувств относится?
-Что можно услышать нашим органом
слуха?
Дидактическая игра «Веришь, не веришь»
- Как устроено ухо?
-Прочитайте статью и сделайте пометки на полях уже знакомыми знаками.
-Какую роль играет орган слуха?
-Сформулируйте правила, которые помогут вам сохранить слух?
-Назовите орган равновесия.
-Что нового узнали для себя?
-Запишите в 3 колонку таблицы. Дети работают в парах.
- В этом нам помог нос.
Слайд 3
Приложение 4
- У каждого времени года свой запах.
-Да есть. Это парфюмеры.
-Орган вкуса - язык.
- Каждая часть языка отвечает за свой вкус.
Слайд 4
-Сложно было определить, что это за предмет.
-Нам помог орган осязания – кожа.
Слайд 5
-Для защиты организма.
-Это орган чувств помогает жить слепым людям. Они познают мир с помощью тактильной памяти. Например, читают по специальным книгам с помощью пальцев рук.
Приложение 10
-Орган зрения-глаза, орган слуха - ухо.
- Мы не могли отгадать предмет, потому что его не видели.
Слайд 6
Приложение 5
Слайд 7
-Нам в этом помогло зрение.
-Это орган зрения.
-К глазам надо относится
очень бережно.
Приложение 6
-Око- это глаз. И к нему надо относиться очень бережно.
Ученики выходят к доске по одному, класс отгадывает, чей это голос.
-Это орган слуха.
-Можно услышать звуки, которые нас окружают.
Учитель очень тихо передаёт 1 ученику слово, а он его передаёт другим детям. Последний ученик называет слово, которое услышал.
Слайд 8
Приложение 7
Дети рассказывают о том, как устроено ухо.
Приложение 8
Высказывают предположение о роли органа слуха.
Пытаются сформулировать правила сохранения органа слуха.
Дети высказывают свои предположения. Дети учатся работать
с информацией учебника, определять назначение упражнений,
соотносить
содержание упражнений с целью.
Используется приём «Инсерт». При самостоятельном прочтении текста учащиеся делают пометки на полях.
На данном этапе урока используется приём «Лови ошибку».
Данный вид работы поддерживает осознание причастности вклада
каждого школьника в результат совместной деятельности.
Организовать постепенную выработку детьми тех норм в классе, которые каждому помогают чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг другу, знаками поддерживать друг друга.
Создание проблемной ситуации, побуждение детей к мыслительной деятельности.
На данном этапе важно обеспечить условия для совместной работы в группах. Ситуация разногласия, конфликта точек зрения в группе побуждают сформулировать и противопоставить их, инициируют обращение за помощью.
Важно на всех этапах обучения младшего школьника уделять играм и упражнениям на развитие эмоциональной поддержки, интереса детей друг к другу через невербальные средства.
V Самостоятельное применение знаний. -А сейчас вы должны выполнить задания, которые покажут нам что вы сегодня узнали.
--Нарисуйте маленький значок глаза, уха, носа, рта или руки перед теми словами, которые связаны с соответствующими органами. Обведи слова, с которыми у тебя возникли трудности.
-Оцените свою работу. Закрасьте кружок в последней ячейке:
«зелёный» - работал быстро, правильно, самостоятельно
«синий» - работал правильно, но медленно;
«жёлтый»- работал правильно, но с помощью
других;
«красный» - работал быстро, но неправильно.
Слайд 9
Приложение 9
Дети работают на листах, после проверки у доски оценивают свою работу. Задания способствуют формированию у учащихся самооценки, достигнутых результатов, поощрение учителя, умение оценивать учебные действия
VI Подведение итогов. Рефлексия. -С помощью, каких органов чувств человек познаёт окружающий мир?
-Какой орган чувств самый главный? Докажите свой ответ.
-Как надо относиться каждому человеку к своим органам чувств?
-Учёные говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, мозг»
- Как вы это понимаете?
-Что узнали самое интересное на уроке?
-Какое задание было самым трудным?
-Как вы справлялись? -У человека 6 органов чувств: орган слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, равновесия.
Человек воспринимает мир всеми органами чувств. Каждый из них дополняет друг друга.
Работой органов чувств руководит головной мозг.
Слайд 9,10 Система вопросов способствует осознанно строить речевое высказывание в устной форме, формированию целостного взгляда на мир, умения оценивать свои достижения ,наметить пути дальнейшей работы над учебным материалом. целостное представление об изучаемым предмете.
VII Домашнее задание Выберите любое задание и выполните его
-Оформите книжку малышку «Берегите свои органы чувств»
-Нарисуйте запахи. Литература.
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Ч 1 – 3-е изд., дораб.- М.: Вентана –Граф, 2010
2.Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 368 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
3.Калашникова Н.Г. «Личностно ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности», Барнаул 2004.