Открытый урок по рассказу Короленко Огоньки
Дидактический проект урока по русской литературе.
Тема урока: «Вера в светлые начала жизни» (по рассказу В.Г.Короленко «Огоньки»).
Класс 8.
Дата: 26.01.2012 г.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, компьютер, проектор, учебник, учебная доска. Методы и приемы: чтение рассказа, наблюдение, аналитическая беседа, творческая работа.
Субкомпетенции
Ученик знает:
Содержание рассказа;
Литературовед-е термины;
Функцион-но смысловые типы речи.
Ученик умеет:
Работать с текстом;
Выделять главное, анализировать, сравнивать;
Работать самостоятельно;
Определять по различным признакам смысловой тип речи;
Различать положительные и отрицательные качества человека.
Ученик способен:
Выражать свои мысли и чувства;
Активизировать материал по теме;
Вести монологическую и диалогическую речь.
Баурчинский теоретический лицей
Дидактический проект
урока русской литературы
в 8-м классе
Тема :
«Вера в светлые начала жизни»(по рассказу В.Г.Короленко «Огоньки»).
Учитель русского языка
и литературы:
Тельпиз С. П.
2011-2012 уч. год
№ Этапы урока Содержание урока: деятельность учителя и учеников Оценивание
Что оценивается Чем оценивается
I
II
III
IV
V
VI
Представление.
Актуализация
ЗУН
Развитие
Применение
Интегрирование.
Подведение итогов.
Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения. Тема очень интересная и полезная.
Итак, ребята, начнем наш урок . -Что было задано на дом?
(Написать небольшое сочинение.)
(Чтение учащимися сочин.)
Вывод:
Прочитав рассказ «Парадокс», мы узнали,
человек создан для счастья, как птица для полета.
К счастью человек должен стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
Хочешь жить счастливо- не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть счастлив человек, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи.
Слово учителя:
Наша сегодняшняя задача- продолжить работу над анализом текста. Мы познакомимся с содержанием другого произведения Короленко. У Короленко творчество богатое, он написал немало произведений, вот некоторые из них. А мы остановимся на одном небольшом произведении, но с очень глубоким смыслом.
1.Слайд - Портрет Короленко
Его знают, его любят, его читают. Л.Н.Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П.Чехова он был благородным, а для М.Горького был просто учителем.
Сначала давайте послушаем небольшой диалог
Автор: случайно М. Горький услышал разговор 2х студентов перед экзаменом в коридоре МУ словесного факультета.
1ый: Ты читал Короленко?
2ой: Да, меня он восхищает своей верой.
1ый: Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.
2ой: Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.
1ый: Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.
2ой: Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?
1ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.
2ой: Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.
1ый: Да, в огнях есть надежда.
Автор: Эта встреча надолго оставила след в душе М. Горького, который понял, что Короленко остается идеалом добра, правды.
Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. -Итак, с каким произведением мы с вами познакомимся? («Огоньки».)
Тема нашего урока:«Вера в светлые начала жизни»(по рассказу В.Г.Коленко «Огоньки»).
2.Слайд- задачи
И прочитав текст, мы должны :-научиться понимать художественный текст, видеть позицию автора;
-отрабатывать навыки анализа литературного произведения, опираясь на текст;
– поразмышлять о значении “жизни”;
- учиться решать жизненные задачи.
3.Слад-тема
(Записывают число и тему урока)
Слово учителя.
С темой смысла жизни и счастья перекликается и рассказ Короленко «Огоньки».
4.Слайд-Эпиграф
Эпиграфом к уроку будут являться слова из текста: Но все—таки…все-таки впереди –огни! ...
В течение урока мы с вами будем обращать внимание на эпиграф.
(история написания произведения)
Откройте, пожалуйста ,книги на странице 239. И приготовьтесь слушать.
Представьте темный осенний вечер, река, плывет лодка, а в ней двое. Их размышления прерывают огни, огни…
Чтение текста учителем и учащимися.
Работа с текстом.
Понравилось ли вам это произведение?
(Мне понравилось это произведение тем, что оно красивое, мелодичное, интересное, маленькое по объему, здесь столько величия, простора.)
О чем этот рассказ? Что вы поняли из текста?
О том, что плывут два человека на лодке, стремятся дойти до огней. О светящихся впереди огней.
-Какова основная мысль текста, идея?
Главное слово –огоньки. Он, как бы живой. Он стоял, мелькнул, сверкал, обещал, манил. В этом слове заключена идея произведения. И в каких бы угрюмых берегах ни текла жизнь, но все-таки впереди огни. Жизнь надо принимать такой, какая она есть , и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что… «все-таки впереди огни»! нужно налегать на весла, не бросая их.
(По-моему, это рассказ о тяжелой жизни, текущей среди угрюмых берегов).
Если бы вы были художниками, то какую картину вы бы нарисовали ? -Совпадают ли мои мнения с вашими устным рисованием?
5-7.Слайд-рисунок
– А как называются такие лирического содержания произведения? Вспомните Тургенева. Какие произведения, маленькие по объему вы помните?
(Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем?
– Определите тип речи.
(Это повествование, есть элементы рассуждения). Итак, это текст смешанного типа: рассуждение с элементами повествования.
Запись в тетрадях:
Это смешанный тип речи, ведущую роль в нём играет один из основных типов. Основной тип речи текста - рассуждение, в котором в качестве аргументов используется повествовательный эпизод.
Докажите, что это текст повествование.
Во-первых, для повествования характерно употребление глаголов, происходят действия, рассказывается о каком-то событии, повествуется об эпизодах из жизни.(они плывут в лодке, т.е. есть начало, продолжение действия.),случай из давнего прошлого.
-Вспомним композицию рассуждения.
Тезис. Аргументы. Вывод.
Групповая работа.
1гр. - Найдите в тексте тезис
Само повествование является в рассказе тезисом( одному кажется близки огни, а гребец- далече..)
2 гр. -Найдите аргументы
1.свойствоэтих ночных огней- приближаться, побеждая тьму,
2.много огней и раньше и после манили.
3.но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко.
3гр. Вывод.
Вывод: но все-таки впереди огни и именно они являются нашей целью, нашим маяком, это философское суждение о будущем.
-Вновь обратимся к тесту.. Я попрошу вас определить стиль нашего текста
Этот текст относится к художественному стилю речи, так как в нём используется образность: рисуется образ природы и образ огоньков. Это стихотворение в прозе и это лирическое произведение, в нем раскрывается настроение автора. Изображается ночной пейзаж, рисуется образ реки, одинокой лодки.
Это произведение глубоко символично. Постараемся найти слова- символы в тексте.
8-9.Слайд-символыПуть по реке, тьма, огонек, , ущелья и скалы, приходится налегать на весла.
-Объясните, что символизируют эти слова.
( Сравним ваши ответы с моим мнением).
Путь по реке- жизненный путь, все его стремления. Наши цели и мечты, стремления всегда далеки, всегда в будущем. Они как миражи, мы подходим, а они отодвигаются.
Тьма- тяжелое, беспросветное в жизни, обиды, потрясения, утраты.
Огонек- надежда на счастье, несет тепло, свет. В тексте огни-это прямой призыв с силами и они дают уверенность в светлом будущем.
Ущелья и скалы- это символы тех трудностей, с которыми человек встречается в жизни, это препятствия на пути к цели. Жить, несмотря ни на что; преодолевая трудности, идти к намеченной цели.
- Что же нужно сделать нам ,чтобы приблизить к себе эти "огоньки"?
А у вас, ребята, есть цели?
Ваша цель-это путеводный огонек.
Каждый человек должен грести по реке, надо стремиться к этим огонькам или приблизить их к себе. надо жить, учиться, трудиться, добывать и добиваться намеченной цели, зная о том, что за каждым поворотом обязательно есть огонек.
Вывод : Но все-таки…все-таки впереди- огни!
Всю жизнь человек идет к этим огонькам. И они нам нужны .Нам говорят: «Давай, работай, еще немного!» Он нас обманывает с благой целью. Ведь когда цель близка, мы работаем утроенной силой. И заставляют нас сильнее налегать на весла.
А сейчас опять обратимся к тексту.
10.Слайд-части текста
-Из каких частей состоит текст? Разделите на смысловые части, составьте план рассказа.
1. Путь по угрюмой сибирской реке.
2.Мелькнул огонек.
3.Свойство ночных огней.
4.Жить несмотря ни на что,налегать на весла.
Хорошо, выделили части текста. Определили, что текст относится к художественному стилю, и чтобы доказать это, поработаем в группах.
11.Слайд- задания в группах.
1 группа анализирует лексику текста,
2 группа – морфологию,
3 группа – синтаксис.
1 группа.
В тексте имеются антонимы: свет-тьма, а это говорит о принципе антитезы (они символизируют нашу жизнь), близко- далеко, выплывали-уплывали. Они подчеркивают невозможность исполнения желаний.
Олицетворения- ущелья и скалы выплывали, надвигались, уплывали.
Эпитеты- черная, темная, мутная, густая, неопределенная, затененная. (они обозначают признак тьмы.)
В тексте широко используется разговорная лексика («Далече!», «вот- вот», «налегать на вёсла») и обороты ,свойственные устной речи.
2 группа.
Наиболее часто в этом тексте употребляются глаголы, что свойственно типу речи повествования. они передают его действия, богатое , разнообразное движение . Они, обозначая последовательность событий, помогают развертыванию повествования: случилось мне плыть, мелькнул, повернулся, посмотрел, налег, стоял, сверкать, обещать, манить, плыли, надвигались, уплывали, вспоминается, течет.
Имена существительные: огонь, тьма, скалы, ущелье, река, берег. это слова- предметы, которые передают состояние природы. и опять доказывают, что текст повествование, а стиль художественный.
Также в тексте используются наречия, они передают состояние предмета: далече, близко, ярко, сильно, далеко, долго. 3группа.
В тексте используются предложения с однородными членами предложения. Именно они создают характер всего текста( «Мелькнул ярко, сильно, совсем близко»; «Свойство этих ночных огней- приближаться, сверкать, обещать, манить». Предложения основном простые по структуре, есть и сложные предложения.
Имеются и деепричастные обороты(огонек стоял, выступая вперед; приближаться, побеждая тьму).
Вводные слова( кажется, действительно).
Сравнения(черными, как чернила).
Предложения с прямой речью(«Далече!», «Но все-таки… все-таки…).
Замечаем, что текст богат синтаксическим построением. В нем встречаем много повторов, а это тоже элементы рассуждения., многоточие- они наводят нас на размышления, что должно довершиться.
Вот мы с вами выделили лексику текста, морфологию, синтаксис.
Скажите, в целом от какого лица излагается содержание текста? Найдите в тексте.
Все содержание текста излагается от 1-го лица( я, мы, мне).но дальше, автор употребляет безличное предложение, которое выражает более общие мысли(И опять приходится налегать на весла.
-О чем повествует данное предложение?
За каждым поворотом одни огни. Все равно надо идти дальше, потому что огни маячат впереди, каждый должен тянуться к огням.
Вот мы с вами и поработали над текстом, но не выяснили его основную мысль, идею данного рассказа.
-А как показан автор? Он перед нами или нет?
Вывод: В тексте действующее лицо автор, показан, не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы ослабляя его активность.
– Найдите предложения, в которых говорится, что автор оказался в пути не по своей воле. (Случилось мне поплыть).
– Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.)Прочитаем…
(Вдруг на повороте реки…)
А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек – впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).
Составление кластера
-свет- тепло- уют- огоньки- надежда-ночлег-
радость-конец пути- достижение цели
Составьте синквейн:
1.Огоньки.Сверкающие,манящие.Приближаются, обещают, побеждают тьму. Приходится налегать на весла. Впереди-огни.
2. Жизнь. Прекрасная, трудная. Жить, трудиться, верить. Жизнь надо принимать такой, какя она есть, и не склонять голову перед трудностями. Вера в жизнь.
3.Тьма.Кромешная, безрадостная. Гонит, пугает, теряет. Стараться преодолевать ее и не поддаваться ей. Тьма рассеется, наступит свет.
Вывод преподавателя
Мы с вами проанализировали очень красивое, мелодичное и содержательное произведение В.Г.Короленко «Огоньки».
Несмотря на то, что оно было написано в 1900 году, произведение и сейчас актуально.
Мне бы хотелось закончить наш урок словами самого Владимира Галактионовича: ”За теми горами, которые теперь загораживают нашу дорогу, есть и тюрьмы, и опять горы, и вообще – трудный, бесконечный путь. Я только верю, что впереди будет всё светлее, что стремиться и достигать стоит…».
Учитель зачитывает стихотворение М.В. Михайловой:
У каждого из нас своя гора,В которую необходимо влезть.Настанет час, и вы, поняв: пора!Отправитесь. С друзьями или без...И будет долог или краток путь;И будет труден или слишком прост,Но вы настигните когда-нибудьСвою мечту, поймав ее за хвост.У одного вершина до небес,И он стремится всей душою ввысь.Другому – табурет как Эверест -Лишь усидеть и не свалиться вниз.И кто-то, стоя на своей горе,Увидит новую и выше и трудней.А кто-то свой на ней поставит крестИ никуда не тронется, ей-ей!
Учитель: Я верю, что у вас в жизни всегда будут огни…
Давайте сделаем вывод по этому произведению:
Вернемся к эпиграфу урока.
Но все—таки…все-таки впереди –огни! ...
Вывод. Мне кажется, мы нашли ответы на вопросы. Необходимо верить, творить, в этом и счастье человека. Огни – а это уже тепло, свет. Короленко – добрый, мудрый, всегда верил в светлое будущее!
Рефлексия.
Я оцениваю свою работу на уроке как…
За этот час я понял…
Я не напрасно провел этот час, потому что…
Мне показалось важным…
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру «Мой огонёк», «Огонек в моей жизни». .
Уровень мобилизации воли, концентрация внимания.
Знание учащихся текста худ. произ.
Умение слушать.
Интерпретация уч-я.
.
Умение слушать.
Умение следить.
Высказывать свое мнение.
Знание лит-ых терминов.
Умение работать с текстом.
Умение выделять главное.
Умение работать в группе.
Знание литературовед-х терминов.
Умение подключиться к беседе.
Умение выражать свои мысли.
Знание текста.
Творческие способности.
Наблюдение, анализ.
Ответы учащихся.
Наблюдение. .Ответы уч-я.
Наблюдение.
Ответы уч-я.
Ответы уч-ся.
Индивидуальное задание.
Ответы уч-ся.