Открытый урок «Решение систем линейных уравнений методом подстановки»

Открытый урок алгебры в 7 классе

Тема урока:
«Решение систем линейных уравнений методом подстановки»

Вид урока:
«Урок - мастерская»

Ведущая идея урока:
«Ученик учится САМ, учитель только помогает»

Цели урока:

а) повторить предыдущие темы курса математики 7 класса;
б) показать алгоритм решения системы линейных уравнений
методом подстановки;
в) отработать навыки решения систем линейных уравнений
методом подстановки;
г) научить аккуратно и четко оформлять решение
систем линейных уравнений.
д) воспитание трудолюбия, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке;
е) воспитание чувства дружбы, взаимовыручки, умения работать в
команде и ответственности за результаты совместной работы.

Оборудование урока:

1. Компьютер.
2.Переносные доски с алгоритмом решения систем линейных уравнений методом подстановки.
3. Игровой материал по теме "Формулы сокращенного умножения".
4. Индивидуальные магнитные доски.
5. Оформление классной доски.
6. Раздаточный материал в виде "пакета заданий".
7. Маршрутные карты мини-соревнования "Алгебраическая пробежка".







Реализация урока

Первый этап урока. Подготовительный.
1. Приветствие. Представление гостей. Дата дня.
2.Объявление темы, цели, вида урока.
3.Урок нацелен на подготовку к итоговой контрольной работе, на выделение ключевых моментов основных тем программы 7 класса, на изучение небольшого фрагмента нового материала.
Работа в группах способствует развитию дружбы, коллективизма, умению слушать одноклассников, принимать общее решение. Элементы соревнования развивают стремление быть лучшими, первыми.
4. Класс делится на две группы:
"РИТМ" (Решать. Искать. Творить. Мечтать.)
"ХУZ" (Хотеть. Уметь. Zнать.)

Второй этап урока. Повторение.
Задание 1. Сложить "домино" по теме "Формулы сокращенного умножения" (ФСУ). От каждой группы по 1 человеку.
(х2- 4ху +4) \ х3 +27 = (х - 3)(х2 +3х +9)\х2 - 25 =
(х - 5) ( х + 5 )\ ( у +6 )2 = у2 +12у + 36 \ 4 - 16а2 =
(2 - 4а)(2 +4а)\ (х2 - 9в2) = (х- 3в)(х + 3в) и т. д.

Задание 2. Компьютерное тестирование по теме "Многочлены". По одному 1человеку от группы.

Задание 3. Решить на доске уравнение:
2х - (х-2)/2 = х/3 - 6
1+ (х+1)/3 = х - (3х+1)/8

Фронтальная работа в группах по повторению.

1.Правила на ФСУ (устно)

2.Письменная работа на индивидуальных магнитных досочках
а) раскрыть скобки:(2х - 3у)2 = (3х -5у)2 = (4а+в)2 =
(6х + 2у)2= (- а - в)2 = (-х -2у)2=
(5 - 6р)2 = (1 - у )2= (7х+4)2=
(-у - х)2 = (-2у - 2х)2= (-3 +а)2=
(а - 0,5в)2= (а - 0,5в)2= (-0,3у - х)2=


б) выразить одну переменную через другую: у+4х =8; 2х - у +3 =7;
к - 7у =0; х +5у = 11;
12 -х =5у; 2р - 3к = 0
5х - 6 =3у; х +3у +5 = 2.


Работа в группах с "пакетом заданий"

1) повторение теоретического материала (лист №1)
2) устные упражнения "упростить выражение" (лист №2)
3) преобразовать выражение с помощью ФСУ (лист №3)
4) записать многочлен в стандартном виде (лист№4)
5) выполнить действия с многочленами (лист№5)

Третий этап урока. Домашнее задание.

На отрывных листах составлена домашняя контрольная работа в 8 вариантах. Ученики подходят и отрывают для себя лист с заданиями.
Домашнее задание решается на этих же листах и сдается учителю на проверку на следующем уроке.

Четвертый этап урока. Изучение нового материала.

Объяснить новую тему урока "Решение систем уравнений способом подстановки" учитель предлагает по одному ученику от каждой группы. Заранее классу было дано задание познакомиться с соответствующим пунктом учебника.

Дает обобщение материала на доске и заостряет внимание на более рациональное решение и компактное оформление.
{ 8х-4у = 4; -х =4 - 8у; х = 8у - 4
2х-21у =2.

2(8у -4) -21у = 2;
16у - 8 - 21у = 2;
-5у = 10;
у = -2.
x = 8*(-2) - 4
х = -20.
Ответ: ( -20; -2).

Пятый этап урока. Закрепление изученного материала.

Два ученика решают системы уравнений на задней доске, остальные в тетрадях. Учитель консультирует и помогает ученикам по мере необходимости и по их желанию.
{ У- 2х = 1; { х - 2у = 5;
6х - у =7. 7х - 3у = 13.
Ответ: (2; 5) Ответ: (1; 2)


Шестой этап урока. Проверка изученного материала.

Заканчивается урок игровым моментом - "алгебраической пробежкой", которая проводится в коридорах школы по типу соревнования. Группы, получают маршрутные листы и задание: решить системы уравнений методом подстановки и найти сумму корней.
{ х = 2 - у; { у - х = 20;
3х - 2у =11. 2х - 15у = -1
Ответ: ( 3; -1). Ответ: ( -23; -3).

{ х + у = 6; { 2у - 5х = 3;
3х -5у = 2. у + 3х = 7.
Ответ: (4; 2). Ответ: (1; 4).


Сумма корней равна ( -13).

Седьмой этап урока. Подведение итогов урока.

Группа - победитель фотографируется на память. Самым активным учащимся вручаются бэйджики "Молодец". Выставляются и комментируются оценки.













Самоанализ открытого урока алгебры в 7 классе по теме:
«Решение систем линейных уравнений методом подстановки»


При подготовке и проведении открытого урока кроме общеучебных и воспитательных ставились и другие цели:
1) саморазвитие и самоусовершенствование;
2) оценка и экспертиза коллегами моей методики препо-давания и наличия элементов новизны в ней:
3) желание поделиться своими находками и наработками с коллегами.

Перед проведением урока я познакомила присутствующих с темой и типом урока, его ведущей идеей. Были указаны цели и оборудование урока, а также дана харак-теристика класса, в котором будет проводиться открытый урок. Кроме того, коллеги имели перед собой проект урока и план его реализации, позволяющие отслеживать соответствие фактического хода урока запланированному и судить, насколько удачны методы и формы работы учителя, как взаимосвязаны этапы урока.

Основные формы работы на уроке - фронтальная и групповая, а также учебные диалоги "ученик - ученик" и "ученик - учитель". Порадовала меня и монологическая речь учащихся при объяснении ими нового материала.

Учитывая фактор соревновательности, класс был поделён на равносильные группы, при этом преследовалась цель взаимовыручки и сотрудничества в группах. Предварительного распределения обязанностей в группах не было, предусматривалось, что дети должны самоорганизоваться (как классный руководитель я заинтересована в развитии самоуправления в классе).

Учащиеся активно работали в группах с пакетом заданий: обсуждали предложенные теоретические вопросы и давали на них ответы, выполняли устные задания и решали самостоятельно.

Думаю, что методической находкой является изготовление отрывного математического календаря, с перечислением изученных тем и индивидуализированным домашним заданием. Отрывать лист с домашним заданием, несмотря на то, что предстоит серьезная работа, детям было интересно, это напоминало одновременно и лотерею, и игру "Кто вперёд!".

По возможности я включаю в свою работу новые информационные технологии. На уроках регулярно используется индивидуальная и групповая работа учащихся за компьютером (тестирование, практикум по решению задач).

Закрепление изученной темы будет продолжено на следующем уроке. Кроме того, последний этап урока, "алгебраическая пробежка", нацелен не столько на проверку знаний, сколько на закрепление изученного.

Временные рамки каждого из этапов урока, намеченные в плане, были более или менее соблюдены. Домашнее задание дано в середине урока и прокомментировано. Заключительный игровой момент немного захватил перемены, но это я предвидела и заранее оговорила с учащимися.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что выбор дидактической структуры урока представляется близким к оптимальному. Дети были активны, проявили сплоченность и заинтересованность на всех этапах урока.

Урок прошел по намеченном плану, в течение всего отведенного на урок времени отрабатывались общеучебные навыки. Продуктивным оказалось сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Считаю, что урок получился и поставленные задачи решались успешно.

Долговременными целями остаются: индивидуализация обучения и сохранение уровня качества знаний.




















Анализ урока математики в 7 классе
Тема: Решение систем линейных уравнений методом подстановки
Урок проводился в классе, в котором 7 учащихся.
Уровень сформированности познавательных интересов высокий у Олентич В., средний – Кашумовой К., Машауовой А., Габдуллина С., Пилипец А., низкий – у Казова Р, и Шевчук А.
Урок проводился в компьютерном классе. Олентич Влада была помощником учителя.
Урок включал в себя 7 этапов.
Ведущая идея педагога: «Ученик учится Сам, учитель только помогает.»
Цели урока:
а) повторить предыдущие темы курса математики 7 класса;
б) показать алгоритм решения системы линейных уравнений
методом подстановки;
в) отработать навыки решения систем линейных уравнений
методом подстановки;
г) научить аккуратно и четко оформлять решение
систем линейных уравнений.
д) воспитание трудолюбия, самостоятельности, инициативности учащихся на уроке;
е) воспитание чувства дружбы, взаимовыручки, умения работать в
команде и ответственности за результаты совместной работы.

Урок целей достиг.
Команды сфотографировались на память. Все получили оценки «4». Олентич Влада – «5».


Анализ урока составила: Николаева Л.И., учитель математики 1 категории Писаревской СШ