Конспект урока Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.
Краткосрочный план урока учителя математики
КГУ "Средняя школа №7"акимата г.Усть-Каменогорска
Керимовой И.Б.
Класс 6 "Б" Предмет
математика Четверть
4 четверть Урок № 172
Тема урока: Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.
Цель: -создать условия для формирования умений решать системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки;
-способствовать развитию критического мышления, умения работать в паре, группе, брать на себя ответственность; навыков саморегуляции через самооценку и взаимооценку , рефлексию, для развития коммуникативной компетенции и математической речи через работу в группах, в парах.
-содействовать развитию познавательной активности, навыков самооценки и самопроверки.
Результат обучения для учащихся:
Для учеников
А
В,
С знать алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.
Уметь решать простейшие системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки.
А:Умеет решать простейшие системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки, применять в более сложных ситуациях, аргументирует.
В: Применяет алгоритм, но может допускать ошибки при решении сложных систем
С: понимает алгоритм, но ошибается в применении
Вид деятельности Действия учителя Действия ученика
Психологический настрой Предлагаю девиз на урок: "Одна голова -хорошо, а две -лучше"
Как вы понимаете эту поговорку? Предлагают варианты, отвечают
Актуализация знаний
"Да-нет-ка"
"Светофор" Записываем в тетради число, классная работа.
Предлагает обсудить в парах и поставить +,-
Верно ли:
1)3(8-2х)-4=924-2х-4=9
2)3-(2х-4)=4-2(х-3)3-2х-4=4-2х-6
3)3х-5=4х-83х-4х=-8+5
4)х-2у=-6, выразить х через у:
х=-6-2у
Организует обсуждение по стратегии"Светофор"с аргументацией своего ответа отдельными группами. Работают в парах
"Да-нет-ка"
Стратегия "Светофор"с аргументацией своего ответа отдельными парами. Отмечают смайликом результаты самопроверки.
Проверка домашнего задания
Вызов. Проблема.
Организует самопроверку по предложенному образцу , исправление ошибок, оценивание смайликом.
Постановка проблемы: Правильно ли мы решили систему? Является ли найденная пара чисел решением? Как проверить, является ли пара чисел решением системы? Проверьте подстановкой. Почему найденная пара не является решением? Мы решили неправильно?
Да, это недостаток графического способа. Значит мы не нашли ответ, что делать? Есть ли другие способы решений ? Какую цель мы можем поставить на этом уроке? Во время актуализации знаний 1 ученик оформляет на доске для проверки домашнего задания решение системы графическим способом х+у=6у-х=1,2Ученики выполняют самопроверку, выделяя пункт алгоритма в котором допущена ошибка.
Проверяют, отвечают на вопросы учителя,
Предлагают цель урока: "Научиться решать систем линейных уравнений другим способом"
Изучение нового материала
х-у=73х-2у=27Предлагает в группах по 4 человека, рассмотреть и обсудить предложенный на доске способ решения системы. Задание группам: составить алгоритм решения новым способом по стратегии "Ранжирование карточек"
Организует обсуждение, проверку. Как бы вы назвали этот способ? Сравните с графическим способом? Уточните цель нашего урока. Надо ли в алгоритме указать как решить уравнение? Какие можно выделить ошибкоопасные места? Приложение 2
Давайте условимся, так как мы еще учимся применять алгоритм, то, мы будем зарабатывать на уроке не оценки, а баллы: каждый шаг алгоритма оценим в 1 балл. Приложение 3
Повторяют правила работы в группе, распределяют роли.
Составляют алгоритм решения по стратегии "Ранжирование карточек" Приложение 1
Спикеры представляют алгоритмы
Формулируют цель: "Научиться решать системы линейных уравнений способом подстановки"
Формулируют, что должны
Знать _________
Уметь___________
Осмысление. Основная часть. Работа над темой.
"Учимся сообща"
Организует решение системы в группах по алгоритму способом подстановки с пошаговым контролем
№ 1498 (3)
6х+5у=62х+у=-2Решают систему в группах по алгоритму способом подстановки с пошаговым контролем.
Оформитель записывает решение на листе А-3. Исправляет ошибки.
Спикеры представляют решение , определяют на каком шаге они допускали ошибки. Оценивают в баллах количество верных действий по алгоритму.
Вносят результат в таблицу оценивания. Приложение 4
Закрепление. Самостоятельная работа в парах
№1498(2)х-у=75х-3у=1№1499(2)
3х+2у-у=274х+у-3х=23Доп.№1522(1) Организует работу в парах с самопроверкой по эталону.
Кто успел выполнить второй номер? Что пришлось сделать прежде чем использовать способ подстановки? Какой пункт надо добавить в алгоритм? Результат по этому примеру внесите в столбик "Могу применить знания в более сложной ситуации"
Работают в парах.
Выполняют самопроверку по эталону, оценивают в баллах количество выполненных верно шагов алгоритма, вносят в таблицу оценивания. Определяют уровень применения алгоритма.
Рефлексия. Обратная связь.
(5-7) мин. Лист рефлексии, таблица оценивания.
Метод "Незаконченное предложение" Предлагает в соответствии с таблицей оценивания закончить предложения по Листу рефлексии, уточняя , в чем была ошибка в решении. Достигли вы цели урока? Что не получилось?
Еще 3 урока по данной теме , что каждому из вас надо сделать на этих уроках? В соответствии с таблицей оценивания проводят рефлексию предложения по Методу "Незаконченное предложение" по листу рефлексии, уточняя , в чем была ошибка в решении. Приложение 5
Постановка домашнего задания Всем №1497(4) , алгоритм учить.
на «4,5» дополнительно № 1499(4), Записывают домашнее задание
Ресурсы:
Презентация, листы А-4, А-3, маркеры, клей, стикеры, сквозной Экран оценивания, сигнальные карточки, раздаточный материал: алгоритм, разрезанный для стратегии "Ранжирование карточек", алгоритм с соответствующими баллами, таблица оценивания и лист рефлексии.
Приложение 1
Алгоритм решения системы уравнений с двумя переменными способом подстановки 1.Выразить одну переменную через другую из одного уравнения
2. Подставить полученное выражение в другое уравнение
3. Решить полученное уравнение с одной переменной
4.Найти соответствующее значение второй переменной, подставив полученное значение в выражение для другой переменной
5. Записать ответ в виде (х,у)
Ранжирование карточек.
1 Выразить одну переменную через другую из одного уравнения
2 Подставить полученное выражение в другое уравнение 3 Решить полученное уравнение с одной переменной
4 Найти соответствующее значение второй переменной, подставив полученное значение в выражение для другой переменной
5 Записать ответ в виде (х,у)
Приложение 2
Алгоритм решения системы уравнений с двумя переменными способом подстановки
Шаг балл
1 Выразить одну переменную через другую из одного уравнения
2 Подставить полученное выражение в другое уравнение 3 Решить полученное уравнение
Раскрыть скобки
Привести подобные слагаемые Перенести неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, известные- в правую Привести подобные слагаемые Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной 4 Найти соответствующее значение второй переменной, подставив полученное значение в выражение для другой переменной
5 Записать ответ в виде (х,у)
Приложение 3
Алгоритм решения системы уравнений с двумя переменными способом подстановки
Шаг балл
1 Выразить одну переменную через другую из одного уравнения
1
2 Подставить полученное выражение в другое уравнение 1
3 Решить полученное уравнение
Раскрыть скобки 1
Привести подобные слагаемые 1
Перенести неизвестные слагаемые в левую часть уравнения, известные- в правую 1
Привести подобные слагаемые 1
Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной 1
4 Найти соответствующее значение второй переменной, подставив полученное значение в выражение для другой переменной
1
5 Записать ответ в виде (х,у)
1
Приложение 4
Таблица оценивания ( способ подстановки) 6 "__" ФИ ученика _________________________________ КРИТЕРИИ № урока Этап урока знаю и понимаю
алгоритм
1 или 2 балла применяю алгоритм
( из 9 баллов)
могу применить знания в более сложной ситуации
(1+9, максимум 10 баллов) могу объяснить товарищу
(1-3 балла)
№1 Работа в группе Работа в паре №2 №3 №4 Приложение 5
Лист рефлексии
У меня по критерию
" ПРИМЕНЯЮ АЛГОРИТМ" ___ баллов из 9, значит... Я умею применять алгоритм, значит я достиг цели , но надо еще научиться...
я у меня не все получается, мне надо потренироваться, потому, что я допускаю ошибки при .....................
(см. алгоритм)
я еще ошибаюсь в применении алгоритма , мне пока трудно, потому, что я допускаю ошибки при ...............
(см. алгоритм)