Сценарий классного часа ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»


РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Форма проведения занятия: беседа с использованием ИКТ и элементов ролевой игры.
Подготовка к занятию:
Группа учащихся «Знатоки» готовит презентацию «Государственные символы России».
Группа учащихся «Эксперты.» проводит экспертизу по проблеме «Наше знание законов РФ о государственной символике» (анкетирование учащихся своей параллели).
Группа учащихся готовит сценку «Наше отношение к государственным символам...»
Группа учащихся-консультантов изучает законы РФ: «Уголовный кодекс РФ», «Кодекс РФ об административных правонарушениях», «Закон о флаге РФ», «Закон о гербе РФ», «Закон о государственном гимне РФ».
Остальные учащиеся класса выступают в роли «Представителей общественности», изучают справочную и научно-популярную литературу по теме.
Справочный материал:
«Уголовный кодекс РФ»
«Кодекс РФ об административных правонарушениях»
«Федеральный Закон о флаге РФ» 46 «Федеральный Закон о гербе РФ»
«Федеральный Закон о государственном гимне РФ»
Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006 год
Соболева Н.Л. Российская государственная символика. - М., 2003
Дегтярев АЛ. История российского флага. -М., 2000
Энциклопедия для детей. - М., «Аванта -», 2000
Приглашение гостей-консультантов на занятия: Инспектор по делам несовершеннолетних и защите их прав.
1.Вводное слово учителя, введение в проблему, постановка целей дляучащихся.
Классный руководитель: «На уроках истории и обществознания, на тематических классных часах мы с вами вели разговор о государственных символах России, их истории и значении для нашей страны, поэтому сегодня на занятии мы имеем возможность:
обобщить полученные знания по истории становления государственных символов России;
проанализировать значение государственной символики для нашей страны;
сформировать собственную позицию, свое личное отношение к государственным символам России».
2.Работа с презентацией «Государственные символы России».Представляют презентацию двое учащихся из группы «Знатоки», остальные в
это время работают членами жюри конкурса «Лучший знаток истории государственных символов России». Конкурс проводится для актуализации знаний учащихся, формирования устойчивого интереса к поставленной проблеме во время презентации. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в презентации, «жюри» оценивает работу следующим образом:
2 балла - за полный ответ;
1 балл - за частичный ответ.
Итоги подводятся в конце занятия. Лучшие знатоки награждаются сертификатами. Примерные вопросы:
Знаете ли вы, где впервые в мире были обнаружены изображения двуглавого орла?
Что означают три короны в гербе, скипетр и держава?
Какие события в истории страны XVIII века повлияли на изменения в ее гербе?
Откуда у российского орла появились мальтийский крест и орден?
За что герб России был лишен в 191.7 году своих регалий? Каких?
Почему Россия в 1993 году вернулась к прежнему варианту герба?
Как на примере истории российского герба проявляется преемственность истории нашей страны?
Как вы считаете, должен ли меняться герб?
Кто и когда учредил в России Андреевский флаг? С какими событиями истории нашей страны это связано?
Когда этот флаг вновь стал официальным символом России? Где сегодня мы можем увидеть Андреевский флаг?
Когда в России впервые появился трехцветный флаг?
Известно, что цвета российского флага имеют символический смысл. Каково толкование каждого цвета?
Когда россияне отмечают День государственного флага РФ?
14. Почему Знамя Победы является одним из символов современной России?
Каково значение слова «гимн»?
Кто автор гимна российской империи «Боже царя храни»?
Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим»?
Когда прозвучал новый гимн СССР на музыку А. Александрова и слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана?
3. Дискуссионная часть «Наше отношение к государственным символам России: мнение и закон».
Сценка «Наше отношение к государственным символам...». Разыгрывается ситуация, в которой один из «героев» считает, что он может поместить любой государственный символ страны себе на майку, бейсболку, спортивные брюки и т.п. Он считает, что закон его не может ограничить в этом, так как тем самым он проявляет свой патриотизм и гражданственность. Другой «герой» его в этом пытается переубедить, доказывая, что государственные герб и флаг не могут быть приравнены к простому изображению, что используя их таким образом, он проявляет не патриотизм, а бескультурье и неуважение к государственным символам.
Слово предоставляется «Экспертам», которые проводили опрос-анкетирование по проблеме, и представляют свои результаты и выводы.
Выводы: большая часть респондентов считает, что может достаточно свободно использовать государственные символы РФ, причем считают, что действуют в рамках закона. Большой процент респондентов не уверены в своих ответах.
Итак, попытаемся разобраться в проблеме своего отношения к государственным символам России.
* Организация дискуссии, вопросы для аудитории:
Каково ваше мнение относительно проблемы использования государственной символики?
Является ли это проявлением патриотизма и гражданственности?
Подберите аргументы за и против.
* После того как учащиеся высказали свое мнение, слово предоставляется
группе консультантов. Что говорит закон по этому поводу? Тезисы выступления консультантов: в законе определены ситуации, в которых использовать государственные символы нужно обязательно. Например, флаг РФ всегда поднят на зданиях высших федеральных органов власти, на посольствах России, на военных кораблях. Он вывешивается на улицах в дни государственных праздников и выставляется в залах заседаний парламента, правительства, судебных заседаний, в кабинете Президента РФ. Изображение флага наносится на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли.
Государственный герб обязательно помешается на документы, удостоверяющие личность российского гражданина, на бланки федеральных законов, на печатях государственных органов, организаций и учреждений, на фасадах зданий федеральных органов государственной власти и в рабочих кабинетах руководителей этих органов. Изображение герба есть на боевых знаменах военных частей, военных кораблях и на основных пограничных столбах.
Таким образом, закон не оговаривает возможность использования гражданами флага и герба произвольно, по своему усмотрению. Однако те случаи, которые оговорены в законе, позволяют сделать вывод о том, что использовать государственные символы России абсолютно свободно граждане не могут.
*Слово предоставляется приглашенному гостю - инспектору по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Инспектор предлагает ребятам познакомиться со статьями;
Уголовного кодекса РФ (глава 32, ст. 329): «Надругательство над государственным гербом Российской Федерации или государственным флагом Российской Федерации» наказывается ограничением свободы сроком до двух лет либо арестом сроком от трех до шести месяцев.
Кодекса РФ об административных правонарушениях (глава 17, ст. 17.10): «Незаконные действия по отношению к государственным символам РФ» - использование государственного флага РФ, государственного герба РФ или государственного гимна РФ в нарушении установленных правил влечет наложение административного штрафа, на граждан.
Ученикам предлагается сделать вывод после знакомства со статьями закона.
4. Рефлексия, подведение итогов занятия. Каждому ученику предлагается ответить на вопросы:
Что сегодня на занятии для вас оказалось новым?
Можете ли вы аргументировано объяснить вашему сверстнику, как необходимо относится к государственным символам России?