Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19 Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей 3 смена 7 чудес «ЗеленогоДОЛа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
-994410121285Программа
детского пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
3 смена
7 чудес
«ЗеленогоДОЛа»
-1054989116205
Г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
Информационная карта программы
1 Полное название программы Целевая комплексная программа
«Зелёный ДОЛ»
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 19Г. Комсомольск-на-Амуре
Автор
программы Кирий Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу МОУ СОШ № 19
г. Комсомольск-на-Амуре
Адрес, телефон Ул. Ленинградская 79
22-84-58
2 Цель программы Создание благоприятных условий для самоактуализации детей на основе сюжетно-ролевой игры.Выявление и развитие у воспитанников творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детского органа самоуправления школы.
Задачи
программы Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей. Увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления.
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей.
Организация работы с детьми и подростками, не охваченными организованным отдыхом; профилактика безнадзорности и правонарушений.
Привлечение родителей и общественных организаций к организации отдыха и занятости детей и подростков.
Внедрение новых педагогических технологий и методик; реализация инновационных программ и проектов детского отдыха.
Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в социально-досуговую деятельность, формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Пропаганда здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения ребенка к своему здоровью.
Обеспечение мер безопасности при организации каникулярной работы.
Участники
программы Педагоги, учащиеся и их родители муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 19, учреждения спорта, культуры, дополнительного образования
3 Приоритетные
направления
деятельности Коллективно-творческая деятельность:
подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;
поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
Продуктивная деятельность:
участие детей и подростков в работе различных классов мастерских;
ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
Игровая деятельность:
участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления;
ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры.
Оздоровительная деятельность:
ежедневная утренняя зарядка;
ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях,
участие детей и подростков в классах - мастерских - изо, танцы и т.п.
воздушные ванны и водные процедуры.
Психологическое направление:
изучение психологических особенностей каждого ребенка;
создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
4. Виды и формы деятельности
коллективно-творческие дела;
игровые программы, игры, конкурсы, концерты;
индивидуальные и групповые беседы;
психологические тренинги;
командная (отрядная) работа;
работа в классах - мастерских;
нетрадиционные формы работы.
4 Концепция программы Данная программа будет способствовать созданию условий для реализации уникального социально-воспитательного потенциала взаимодействия детей, педагогов, родителей, развитию организованного досуга учащихся, а также организации отдыха как возможности наиболее эффективного использования свободного времени для формирования здорового образа жизни, творческого и интеллектуального развития личности
5 Краткое содержание программы Модель 3 смены построена на развития сюжетно ролевой игры«7 чудес Зеленого ДОЛа».
6 Ожидаемые
результаты Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети смогут повысить уровень психофизиологических адаптивных возможностей, укрепить свое здоровье.овладеть ценностями здорового образа жизни.
Раскрытие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка через занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Отсутствие случаев травматизма среди детей.
7 Место реализации Летний оздоровительный лагерь «Зелёный ДОЛ» с дневным пребыванием детей МОУ СОШ № 19
8 Количество, возраст учащихся 170 человек
с 7 до 15 лет
9 Сроки проведения. 27.07-19.08.2015г.
Содержание программы:
Введение
Цель и задачи программы
Принципы, используемые при планировании лагерной смены
Направления и виды деятельности
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Диагностика
Ожидаемые результаты
Список используемой литературы
Приложение
-756285-57023
«Каникулы – есть время отдохновения ребенка».
Циркуляр Министерства просвещения дореволюционной России
Введение
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к труду и ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно - значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозор невозможно переоценить.
Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
В этом году для учащихся школ № 7.8.19.24 Ленинского округа г. Комсомольска-на-Амуре в дни летних каникул проводится 3 оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МОУ СОШ № 19.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы, следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания .Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказ отдела образования администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края «Об организации работы лагерей с дневным пребыванием детей вмуниципальных образовательных учреждений в период 3 смены летних каникул 2015 года» № 309 от 01.06 2015.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
С целью обеспечения отдыха, оздоровления и занятости учащихся была разработана комплексная программа 3 смены оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в дни летних каникул «7 чудес ЗеленогоДОЛа», реализация, которой призвана обеспечить:
увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Цели и задачи:
Цель:
Создание благоприятных условий для самоактуализации детей на основе сюжетно-ролевой игры.
Выявление и развитие у воспитанников творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детского органа самоуправления школы.
Задачи:
Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей. Увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления.
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей.
Организация работы с детьми и подростками, не охваченными организованным отдыхом; профилактика безнадзорности и правонарушений.
Привлечение родителей и общественных организаций к организации отдыха и занятости детей и подростков.
Внедрение новых педагогических технологий и методик; реализация инновационных программ и проектов детского отдыха.
Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в социально-досуговую деятельность, формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Пропаганда здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения ребенка к своему здоровью.
Обеспечение мер безопасности при организации каникулярной работы.
Принципы:
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Основная идея программы «Зелёный ДОЛ» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его
существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 21 день.
Программа основана на следующих принципах:
Принципы дифференциации и интеграции различных форм оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского
самоуправления, который предполагает: создание ситуаций, требующих
принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности
за принятое решение, за свои поступки и действия; защиту каждого члена
коллектива от негативных проявлений.
Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и
реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для
наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
Направления и виды деятельности:
Исходя из вышесказанного, были определены основные блоки программы
Оздоровительный:Для оздоровления детей в лагере созданы следующие условия
функционирует школьный спортивный зал;
оборудован школьный стадион и игровая площадка;
организация ежедневных оздоровительных и профилактических мероприятий.
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
соблюдение режима дня;
утренняя гимнастика на свежем воздухе;
гигиена приёма пищи;
витаминизация;
полноценное сбалансированное питание;
спортивные занятия, соревнования;
водные, солнечные, воздушные процедуры;
Рациональная организация труда и отдыха.
Результат
формирование у детей и подростков понимания необходимости позитивного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек;
знание простейших способов укрепления собственного здоровья, профилактика заболеваний;
выявление спортивных лидеров;
выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми;
профилактика вредных привычек.
Воспитательно-развивающий:Для реализации целей этого блока в лагере созданы следующие условия:
планирование воспитательной работы по интересам и запросам детей;
функционирование творческих мастерских и кружков: «Magic Dance», «Весёлые нотки», «Спортивные игры», «Пресс-центр», «Волшебная палитра», «Библиотека-игротека», «Интервью»;
организация ежедневных познавательных, развлекательных и развивающих мероприятий.
Формы работы:
интеллектуальные и развлекательные мероприятия;
праздники, турниры, состязания;
конкурсы и выставки творческих работ;
встречи с интересными людьми;
просмотр тематических видеофильмов;
соблюдение режима дня, обеспечивающего разумное сочетание всех видов деятельности.
Результат:
овладение навыками культуры общения;
развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма;
приобретение навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива.
приобретение знаний об организаторской деятельности;
максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в развлекательных программах.
Профилактический:Для реализации задач данного блока в лагере созданы следующие условия
имеется материально-техническая база;
комната психологической разгрузки;
организация ежедневных оздоровительных и профилактических мероприятий.
Основные направления работы:
диагностическое;
консультационное;
просветительское.
Система мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
Инструктажи для детей:«Энтеровирусная инфекция», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде» .
Беседы психолога:
Тренинги «Я учусь сотрудничать», «Пойми меня », «Я лидер», «Ищу друга?», практикум-раздумье «Творчество, как резерв нашего здоровья».
Результат:
формирование у детей и подростков понимания необходимости позитивного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание ценности жизнедеятельности без вредных привычек;
знание простейших способов укрепления собственного здоровья, профилактика заболеваний;
выявление спортивных лидеров;
выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми;
профилактика вредных привычек.
Условия реализации программы
Участниками данной программы являются учащиеся школы в возрасте от 7 до 15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Алгоритм запуска игровой деятельности.
1 этап - « ПРОЕКТИРОВАНИЕ», март-апрель 2015 года.
Обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.
Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой и активом школьников.
Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:
Определение позиций, ролей, функций участников - выделение структуры управления долиной (Старейшина, Мудрецы, Мастера, Наставники, и др.)Разработка этапов игры (с учетом технологии непрерывного проектирования)
Определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.
Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:
формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:
выбор вида деятельности;
определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);
определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.
Определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:
Разработка необходимой символики, атрибутов игры;
Описание легенд, традиций, обычаев, законов игры;
Работа над внешним оформлением игры.
2 этап «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», июль 2015 года
Разработка механизма запуска игровой деятельности в различных группах детей.
Определение предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных уровнях:
уровень отряда;
уровень долины (всего лагеря).
3 этап - «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ» 27 июля – 19 августа 2015 года
Деятельность педагогов:
Проведение диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала участников.
Демонстрация результатов запуска игры.
Представление отрядов.
Принятие правил совместной жизнедеятельности участников игры - на уровне отрядов и произнесение клятвы жителя «Зелёного ДОЛа».
Отслеживание результатов запуска игры:
Анализ проводимых мероприятий и активности участия в них детей и взрослых;
Включенное наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности.
Данная программа строится на основе сюжетно-ролевой игры «7 чудес ЗеленогоДОЛа» и позволяет воспитывать в участниках лагеря такие положительные качества как ответственность за свои поступки, уважение к культуре различных общностей, воспитывает толерантность и патриотизм. Дух приключений и риска, героизма и авантюр - очень привлекателен для школьников и отвечает их стремлению к самостоятельности и независимости. Проигрывание сюжетов косвенно расширяет кругозор участников лагеря и способствует развитию интереса к творческой деятельности, самоуправлению, здоровому образу жизни.
Игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее, и будущее мира совершенно в безопасной атмосфере и ситуации. Игра дает возможность понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития. Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра.
Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
В период лагерной смены педагогический коллектив школы использует весь спектр игрового материала для раскрытия творческого потенциала ребят лагерной смены.
Игровой алгоритм смены.
3492500121920За пестрой ширмой, в уголке,
Сидела как-то сказка.
Витала грусть невдалеке,
Лежала грусти маска.
Грустила сказка и скучала,
Работы не было давно.
И вот вдруг в лагерь наш попала,
Всем стало весело, смешно!
Так пусть же сказка не скучает,
Хотя уже предрешено,
Что лагерь в сказке оживает
Так было, будет, быть должно!
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «7 чудесЗеленогоДОЛа». «ДОЛ - ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости, настойчивости, смелости, умении ориентироваться в сложной ситуации, умении действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям. Участники смены - жители «Зелёного ДОЛа», веселые человечки, объединяются в «Замки»- отряды, сами решают, как будут жить в них. Вместе они разрабатывают законы «Зелёного ДОЛа», правила поведения, календарь мероприятий. Долина и каждый замок в отдельности имеют своё название, девиз, эмблему.
«Зелёный ДОЛ» - это своеобразное сообщество, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые. И конечно здесь не обошлось без сказки.
Предварительная работа: первая тайна «Тайна от хранителя тайн» раскрывается в последний день. А для начала между отрядами распределяются четыре тайны, которую отрядам предстоит разгадать. Каждый отряд готовит и разрабатывает в течение нескольких дней мероприятие для всеголагеря с учетом той тайны, которая им выпала по жеребьевке.Ещё две тайны будут от главного мудреца долины и от его помощников.
Ведение программы строится на общей притче, в которую включаются выступления отрядов.
Примерный текст притчи:
В одной зелёной долине хранилось такое количество тайн, что для того чтобы их разгадать не хватило бы и целой жизни. В этом сказочном месте, был свой «Чудолес», в котором обитал таинственный лесной дух, готовый прийти на помощь каждому, кто попал в затруднительную ситуацию. Никто и никогда в зеленом доле его не видел, но каждое утро жители получали от лесного духа послание из почтового ящика.
А ещё в этом лесу почти на опушке выросло прекрасное дерево. Оно было стройным и красивым и знало об этом, потому часто любовалось своим отражением в воде маленького озера. Дерево очень любило себя и искренне верило, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать его и восхищаться им. А поэтому зазнайка считало, что является центром леса, а другие деревья окружают его, словно подданные.…И тогда таинственный дух рассердился на прекрасное дерево и послал для него испытания в виде подземных источников равнодушия, гордыни, нахальства. Подземные воды стали подмывать корни чудесного, красивого дерева, и с недавних времён дерево стало засыхать и на нём появились сухие ветки. И тогда оно обратилось к жителям долины с мольбами о спасении…Ребята, давайте поможем нашему дереву снова стать красивым и добрым.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводитсяобщелагерная игра «Самый, самый лучший день».
В первый день каждому отряду вручается по сухой ветке, которая
впоследствии должна быть украшена разноцветными ленточками. Для того что бы возродить дерево отряд долженкаждый день чем то прославиться или отгадать тайну.В конце каждого дня все жители «Зелёного дола» будут собираться на большое «вече» вокруг нашего дерева, делится с ним впечатлениями о прошедшем дне, и получать от «совета старейшин» одобрения за совершённые дела.После определения достижений, на вечевой встрече, отрядам на утренней линейке вручаются, ленты разного цвета. Все отряды размещают свои ленты на сухой ветке. Бельевая веревка вручается замку за нарушение законов лагеря, в качестве штрафа.
Данная игра «7 чудес Зеленого ДОЛа» предполагает большую двигательную активность, разнообразие видов деятельности, признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Жители «замков» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Старейшины и Мудрецов - (ленточку определенно цвета), которая будет привязана на дереве.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: «Вперед за чудесами», «Ступеньками добра», «Олимпийские игры ЗеленогоДОЛа», «День самоуправления», «Стартинеджер». Ежедневно жителей замков ждут невероятные приключения: испытания по пути доверия, путешествие по экологической тропе, состязания в «Гиннес» конкурсе, участие в конкурсе талантов и т.д.
Жизнедеятельность лагеря осуществляется через органы управления (Совет - старейшин «Зелёного ДОЛа», службы «Зелёного ДОЛа» и т. д.).Каждый житель пытается осознать своё место в долине, собственную значимость.
«Большой совет старейшин»- в него входят «Старейшина»- начальник лагеря, «Мудрец»- старший воспитатель, «Смотрители» и «Наставники»- воспитатели и вожатые отрядов, «Лекарь»- медицинский работник, «Мастера»-руководители кружков, отвечают за организацию и безопасность жизнедеятельности «Зелёного ДОЛа». Так же из числа жителей каждого замка выбирается 1–2 самых активных, которые каждый день приходят на совет старейшин вместе с одним из наставников замка.
Основные обязанности старейшины:
Старейшина должен иметь четкое представление о том, что происходит в его замке;
Старейшина должен быть честным, справедливым, ответственным и творческим.
383667820801Каждый день представители отрядов (активисты) под руководством наставников, рассказывают о прошедших делах отряда, оценивают свои достижения определёнными цветами. Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Красный – победа.
Оранжевый – единство, сплоченность отряда.
Желтый – оригинальность.
Зеленый – (порядок, чистота).
Голубой – здоровье.
Синий – спорт.
Фиолетовый – труд.
«Пресс-центр» — объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности «Зелёного ДОЛа» (лагеря). Участие в деятельности «Пресс-центра» позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению. Пресс-центр создается из представителей жителей Замков (отрядов) и утверждается на общем собрании ДОЛа.
Направления деятельности центра следующие:
выпуск сюжетов, освещающих наиболее важные события из жизни городов;
выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение совета долины.
«Служба здоровья» - формирование навыков ЗОЖ. Руководят службой преподаватель физической культуры и медицинский работник. Воспитанники лагеря не только получают знания по профилактике здорового образа жизни, инициативная группа привлекается к пропаганде навыков ЗОЖ среди жителей долины. Они участвуют в организации и проведении утренней гимнастики, оздоровительных мероприятий, организации конкурсов, соревнований по различным видам спорта, проведение подвижных игр на свежем воздухе, социологических опросов и анкетировании жителей «Зелёного ДОЛа».
«Творческая мастерская»-ориентирована на активное приобщение детей к творчеству. Задачи службы: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умение вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной деятельности. Объединение детей этой службы помогают в оформлении помещений к мероприятиям, привлекаются в роли ведущих различных конкурсов, концертов, игровых и развлекательных программ.
Так же в рамках программы, в течение всей смены будут проводиться занятия в хобби классах, руководят которыми Мастера, руководители кружков. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.
Хобби класс «Интервью» — занятия этого объединения направлены на развитие у детей интереса к журналистской деятельности.Учащиеся желающие посещать кружок «Интервью», отличаются творческой активностью и инициативностью. К концу смены такая группа учащихся становится дружным творческим коллективом, объединенным общими целями и основанным на отношениях взаимопонимания и поддержки всех творческих инициатив. Одним из результатов работы кружка является выпуск газеты, информирующей жителей замков долины о событиях из жизни лагеря, о новостях в «Зелёном ДОЛе».Хобби класс «Спортивные игры». Сила, ловкость, выносливость, смекалка, воля к победе – все это связано с подвижными играми. Игра как эмоционально-образное средство пробуждает у детей интерес, воображение. На занятиях ребята играют в самые разные и любимые спортивные игры (футбол, волейбол и баскетбол)! В ходе занятий педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Дети учатся самостоятельно и с удовольствием играть. И конечно веселые старты, где вся команда вместе идет к победе. Все навыки дети смогут продемонстрировать на общей олимпиаде, где никто не останется без медалей!
Хобби класс «Magic Dance» ждёт всех, кто неравнодушен к музыке и танцам, кто любит активный отдых, кто жаждет узнать новое и обрести новых друзей. В этом объединении будут заниматься не только, те, кто уже имеет опыт занятий танцем, но и те, кто только делает первые шаги. Опытный преподаватель поможет учащимся овладеть искусством танца «Флешь моб», развить свои физические возможности, совершенствовать танцевальные данные и творческие способности. А свои способности ребята смогут продемонстрировать на различных концертах, конкурсах, мероприятиях.
Хобби класс «Волшебная палитра»- это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Хобби класс «Библиотека - игротека».Здесь оформлен уютный уголок с развивающими и настольными играми. Ребята из отрядов приходят в библиотеку-игротеку на интересные познавательные и тематические занятия. Знакомство с книжками проводится в занимательной форме: громкие чтения и вопросы героям книг, беседы со сказочными или литературными персонажами. Конкурсы и викторины. В результате еженедельных занятий в библиотеке- игротеке дети становятся более сообразительными, находчивыми, у них появляется интерес к чтению.
Хобби класс «Волшебная палитра».Целью этого хобби класса является формирование деятельностной позиции детей относительно своего будущего, жизненной и профессиональной ориентации, личностной позиции, создание условий для формирования потребности в самопознании, саморазвитии и самообразовании, расширение кругозора в области психологических знаний.
Хобби класс «Бумажные фантазии».Программа этого объединения вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Наше самоуправление.
Лекарь долины
Медицинский работник
Мудрец
Старший воспитатель
Хранитель тайн начальник лагеря
г
Хобби-классы
Мастера (руководители кружков)
Смотрители замков (воспитатели отрядов) наставники (вожатые)
Службы зеленого ДОЛа
«Бумажная фантазия»
«Библиотека-игротека»
«Волшебная палитра»
«Megik-dahse»
«Спортивные игры»
МОУ СОШ № 19
МОУ СОШ № 8
МОУ СОШ № 7
МОУ СОШ № 24
Служба здоровья
Творческая мастерская
Пресс-центр
Сегодня в лагере
Девиз лагеря:
Супер лагерь!
Супер мы!
Супер я, супер ты!
Отдыхать нам классно!
Здесь мы не напрасно!
Закон чистоты:
Чистота нам всем вокруг
Дарит свежесть и уют.С ней в любое время годаЯркой выглядит природа!
Закон здоровья:
Небо, солнце, спорт,
игра - вот и лучший режим дня!
Закон доброго отношения:
Окажи друзьям вниманье
В ответ получишь понимание.Будь приветлив, не дерись,А подрался, так мирись
Закон творчества:
Пой, играй, твори, дерзай
Номинашки получай!
Номинашки собираешь-
Дерево спасаешь!
4638675-160655
Режим дня:
Режим дня у нас таков,
Состоит он из стихов.
8.30-9.15
3329940330835Встреча детей, линейка, зарядка.
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо делать нам зарядку!
-6902451193809.15-10.00
Завтрак.
Нас столовая зовет,
Каша вкусная нас ждёт!
3014980215265 Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-11.30
Отрядные дела.
Лучше лагеря нет места на свете-
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет в сем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
-422911175260Пой, танцуй,рисуй и клей!
11.30-13.00
Коллективно творческое дело.
13.00-14.00
32943805080Обед.
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.7035647-718724
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало и вот.7188047-12902246883247-1595024
-79668025637Бодро отряд наш к столовой идёт…
14.00-16.00
Сонный час
Работа в хобби классах.
Кто-то любит танцевать,
Кто- то петь и рисовать.
3929556-108876 Малыши в этот час отсыпаются,
А ребята постарше делом занимаются.
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем.
-474207-387916.00-16.30
Полдник.
Вновь столовая зовёт,
Сладкий полдник всех нас ждёт.
326854417823616.30.-18.00
Подвижные игры на свежем воздухе.
Лишь, заслышим зов игры,
Мы на улицу бежим.
Ждёт нас здесь много забав интересных
Соревнований, прогулок чудесных.
10.00-18.30
Операция «Нас здесь не было»
День прошёл, мы ждём другой,
А пока идем домой.
Говорим всем «До свиданья»,
-19113580010Завтра снова мы придём!
Материально-технические условия предусматривают:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
№ Помещение Применение
1 Кабинеты Проведение отрядных мероприятий.
2 Спортивный зал Занятия спортом, состязания, линейка
( в случае плохой погоды)
3 Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады.
4 Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия
5 Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря
6 Школьная столовая Завтрак, обед, полдник
7 Игровая .Комната отдыха. Творческая мастерская
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Кадровые условия.
В реализации программы участвуют начальник лагеря, старший воспитатель, педагоги-воспитатели, педагоги- руководители кружков, медицинский работник.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Педагогические условия.
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПОСОБЫ
КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
- на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
- промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогов и ассоциации.
Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после крупных мероприятий, перед проведением какого-либо мероприятия, по окончании лагерной смены.
Система контроля за реализацией программы.
№ п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. июнь Куратор лета
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены начальник лагеря, отрядные воспитатели
3. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. («Почта лесного Духа») В течение смены Старший воспитатель лагеря, отрядные воспитатели
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Старший воспитатель лагеря, отрядные воспитатели
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
Методы диагностики:
Анкета на «входе» (стартовая)
Анкета на «выходе», позволяющая выявит степень удовлетворенности родителей и детей организацией отдыха в лагере с дневным пребыванием при школе.
А Н К Е Т А (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что……………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….......
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………........
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………...........………….. Фамилия……………….......................………………
В Ы Б О Р (промежуточная)
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
А Н К Е Т А (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Социальный эффект смены
Критерии эффективности реализации программы
В течение смены проводится рефлексия:«Почта лесного Духа», в которой выявляется степень удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
В почтовый ящик «Лесного Духа» как дети, так и воспитатели могут опустить письмо с впечатлениями о прожитом дне, с просьбами и пожеланиями руководству лагеря.
168211580645
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же приём укажет на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
Ожидаемый результат:
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети смогут повысить уровень психофизиологических адаптивных возможностей, укрепить свое здоровье.овладеть ценностями здорового образа жизни.
Раскрытие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка через занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Отсутствие случаев травматизма среди детей.
Спасибо Всем, кто посетит наш оздоровительный лагерь! Благодарим всех за доверие, за хорошие отзывы, советы, рекомендации и предложения, которые мы обязательно учтем на следующий год!
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием в МОУ СОШ № 19 «Зелёный ДОЛ» - это полезный отдых, хорошее настроение ребёнка и восстановление его сил на каникулах!
Что хочет ребёнок? Добра и тепла.
Чтоб жизнь его солнцем согрета была,
Чтоб мама любила и чтоб не болела,
Чтоб птица на дереве песенку пела.
Чтоб радуга после дождя появилась,
Чтоб добрая сказка ночью приснилась.
Чтоб эта Земля, на которой живу,
Ребёнку защитой была б наяву!!!
Список литературы:
1. Ангерчик Е. В гости к лету . Праздник в школе. -2010.
2. Аракелян Юлия Анатольевна. Территория лета - легко, если ты активный!
3. Белов В. Гибкий адаптивный подход к построению программы лагерной смены . Воспитание школьников. - 2009.
4. Вараксин, Владимир Николаевич. Организация отдыха и досуговой
деятельности детей : пособие для работников детских оздоровительных
центров 2006.
5. Горелова Е. В. Организация летнего профильного лагеря "Агентство
добрых дел" как средство гражданско-патриотического воспитания
младших школьников. Внешкольник. - 2010.
6. Григорьев, Сергей. Золотые идеи педагогики каникул. Народное образование. - 2008. - № 3.
7. Дик, Николай Францевич. Организация летнего отдыха и занятости детей: книга современного руководителя , 2006.
8. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработка занятий,
развивающие программы, проекты, тематические смены. Авт.-сост. Е. А.
Радюк, 2008.
9. Миновская, Ольга. Логика лагерной смены: событийность и
повседневность. Народное образование . - 2009. N 3.
10. Педагогика каникул. Статьи о деятельности летних детских лагерей
Народное образование. - 2001. - N: 3
11. Рыбинский, Е. М. Научно- методические основы летнего отдыха
Народное образование. - 2000. - N: 4-5
12. Рынкевич, Ирина Михайловна. Педагогический "изюм" для тех, кто
собирается работать в лагере . Народное образование. - 2010.
13. Сергеева Н. Арт-педагогика каникул. Народное образование. - 2008. - N 3.