Звук [к] (постановка, автоматизация, дифференциация) с использованием су-джок терапии В 1 КЛАССЕ
Индивидуальные логопедические занятия.
Звук [к] (постановка, автоматизация, дифференциация) с использованием су-джок терапии
Этап: Постановка звука «к»
Способ: механический
Цели:
формировать артикуляционный уклад звука,
учить определять звук в ряду звуков, слогов, слов,
отличать его от искажённых вариантов;
формировать навык носорогового дыхания;
упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики;
развивать память, закрепляя словарный запас по теме "Дикие животные".
Оборудование: зеркало, салфетка, спирт, шпатель, массажный шарик "су-джок", мяч, игрушка белка, предметные картинки, в конце названий которых имеется звук К.
Структура занятия Содержание занятия Ход занятия
Организационный момент Игра с мячом "Лесной ком" - Назови, каких лесных животных ты знаешь. (Логопед по очереди с ребёнком называет диких животных, при этом повторяя названных. Например: " Я знаю волка. - Я знаю волка, лису. - Я знаю волка, лису, медведя:")
Развитие мелкой моторики Массажный шарик "су-джок"
- Сегодня мы с тобой погуляем в лесу. Я нашла шишку (массажный шарик "су-джок"). Наверное, её обронила белочка. Давай пошуршим шишкой, и белочка услышит и прибежит за ней.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика Дыхательные упражнения:
вдох и выдох через рот;
вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями;
вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.
Артикуляционная гимнастика:
"Домик открывается"
"Улыбочка" - "Трубочка" - чередовать
"Заборчик" - "Рупор" - чередовать
"Горка"
"Любопытный бельчонок" (аналог упражнения "Птенчик")
"Покашляем" - Наша знакомая белочка здоровается по особому - вот так: (проведение дыхательной гимнастики)
- Белочка приглашает нас в гости. Пойдём?
(выполнение артикуляционной гимнастики)
Белка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка)
Белка сердится на Машу:
Хочет шишку, а не кашу.
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать)
Уточнение артикуляции звука Губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба, под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба; горло не дрожит, нет голоса. - Наш язычок похож на белочку, он такой же шустрый и озорной. Он так же прячется в ротик, как белочка в домик. Посмотри (показ логопеда)
Развитие фонематического слуха "Поймай звук" - Белочка хочет с тобой поиграть. (Игры проводятся от лица героя - белочки)
Т К П М К Г В Х К Т
жу_, лу_, ма_, ра_, ба_, доми_...
Изолированное произнесение звука "Добавь звук" Постановка механический Логопед ставит звук к механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т.
Итог занятия - Белочке понравилось с нами играть. Давай попрощаемся с ней и вернёмся домой. А дома вспомни, какие упражнения мы с тобой выполняли, и поиграй с мамой.
Домашнее задание Дыхательная и артикуляционная гимнастика
"Поймай звук"
"Обведи белочку и раскрась её" (использование шаблона или трафарета)
Занятие 2
Этап: Автоматизация звука К в слогах, словах
Цели:
учить правильно произносить звук К в слогах, словах,
продолжать формировать кинемы звука К,
развивать фонематический слух и слуховой контроль за правильным произношением звука,
Оборудование:
зеркало, салфетка, массажное кольцо,
мяч, профиль произношения звука К и других звуков,
предметные картинки
Структура занятия Содержание занятия Ход занятия
Организационный момент Игра с мячом "Кто у кого?" Логопед предлагает назвать детёнышей диких животных:
- У зайчихи - зайчонок, у лисы -:
Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра "Белочки"
Массажное кольцо
Белочки
Раз, два, три, четыре, пять -Пришли белки поиграть.("Выпрыгивают" пять пальцев.)Одна куда-то подевалась -(Спрячьте руку за спину.)Четыре белочки осталось.("Выпрыгивают" четыре пальца.)А теперь скорей смотри -(Спрячьте руку за спину.)Их уже осталось три.("Выпрыгивают" три пальца.)Ну и ну, какая жалость - (Спрячьте руку за спину.)Только две у нас осталось.("Выпрыгивают" два пальца.)Эта новость так грустна -(Спрячьте руку за спину.)Осталось белочка одна.("Выпрыгивает" одни палец.)
Пока мы с тобой считали,Белочки от нас сбежали.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика См. конспект занятия "Звук К" (постановка)
Уточнение артикуляции звука Губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба, под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба; горло не дрожит, нет голоса. - Найди картинку, на которой показано правильное произношение звука К (профиль)
Изолированное произнесение звука "Добавь звук" Вол_, жу_, лу_, ма_, ра_, доми_...
Т К П М К Г В Х К Т
Развитие фонематического слуха "Поймай звук" Автоматизация звука в слогах, словах "Добавь слог"
"Повторяй-ка"
"Посчитай-ка" соба.., игол:, рыб:, рубаш:,губ:
(слоги, короткие слова)
Один волк, два волка, три волка:
Домашнее задание Дыхательная и артикуляционная гимнастика
"Повторяй-ка"
"Скажи наоборот" (ак - ка, ок - ко:)
Штриховка "Спрячь зайчика в норке"
Занятие 3
Этап: Дифференциация звуков К//Т в словах и фразах
Цели:
уточнить различие артикуляционного уклада звуков К//Т
учить слышать и различать звуки К//Т в слогах, словах и фразах
развивать речеслуховую память, фонематический слух
закреплять навыки самоконтроля
развивать мелкую моторику рук
Оборудование:
"узловка", зеркало, профили произношения звука К//Т,
карточка с заданием, предметные картинки в названии которых имеются звуки К и Т,
сюжетная картинка "Потешка"
Структура занятия Содержание занятия Ход занятия
Организационный момент
Развитие мелкой моторики Игра с мячом "Назови слова и развяжи узелок"
Логопед предлагает произнести слова, которые начинаются на звук К.
Уточнение и сравнение артикуляции звуков "Сравни" - Послушай, как я произношу - "К", "Т". Повтори за мной "К", а теперь "Т", скажи, чем похожи эти звуки
(согласные, глухие, твёрдые)
- (перед зеркалом) Произнеси снова: Чем эти звуки отличаются?
- Найди по описанию картинку, на которой показано произношение звука К (профиль) и звука Т
Развитие фонематического слуха "Чётко произноси пары"
"Что лишнее?"
"Добавь нужный звук" ка - та, ко - то, ку - ту,..
капуста, кошка, туча, каша:
ро(Т), ко(Т), лу(К), жу(К):
Дифференциация звуков в словах и фразах "Разложи правильно"
"Чётко произноси"
"Объясни пословицу" (картинки)
Зайка скачет по полянке.
Белка прыгает по ветке:
"Волка ноги кормят"
Домашнее задание "Раскрась картинки со звуком К"
Выучи: "Кот-коток, кот-коток, точит острый коготок"
Используемая литература.
Инновации в логопедическую практику: Сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 214с.
Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. - М.: Ника - Центр, 2008.-116с.
Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Акименко В.М.- М.: Феникс, 2009. - 237 с.
Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38