Консультация использование массажера Су- джок


Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Ученым и педагогам известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Индивидуальные занятия строго регламентированы по времени, поэтому педагогу необходимо использовать в своей работе нетрадиционные методы коррекции, повышающие интерес детей к занятиям.
Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» - кисть, «джок» - стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе со школьниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:
массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый школьникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;
оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь;
Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;
Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Приемы работы с Су-джокмассажерами самые разнообразные.
Упражнения, выполняемые с массажными шариками:
удержание на расправленной ладони каждой руки;
удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;
сжимание и разжимание шарика в кулаке;
надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;
надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;
удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);
прокатывание шарика между ладонями;
перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;
подбрасывание шарика с последующим сжатиеем.
Упражнения, выполняемы с массажным кольцом:
прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.
Су-джоктерапи проводится в 3 этапа:
Знакомство с Су-джокмассажером и правилами его использования.
Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
Самостоятельное использование Су-джокмассажера в игре.
Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий . Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения. Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Таким образом, Су-джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольников с речевыми нарушениями. Применение Су-джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышают функциональную и умственную работоспособность детей.
Литература:
Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
Новиковская  О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой    моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208  
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.