Календарно-тематическое планирование пальчиковых гимнастик и нетрадиционных методов и приемов развития мелкой моторики дошкольника
Введение
Все виды деятельности по подготовки руки ребёнка к письму привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат.
В ходе работы установлено большое значение использования нетрадиционного материала для подготовки руки детей дошкольного возраста к письму. Использование упражнений позволяет:
– овладеть технической стороной письма и элементарными графическими умениями;
– совершенствовать мышление и другие психологические процессы, тесно связанные с мелкой моторикой;
– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма, в целом – становление базовых навыков и умений.
В специальной литературе в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, но этот материал не систематизирован.
Предлагаем вашему вниманию календарно-тематическое планирование пальчиковых гимнастик и нетрадиционных методов и приемов развития мелкой моторики дошкольника.№
п/п Тема недели Пальчиковая гимнастика Нетрадиционные
День знаний «Детский сад»
(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
Самый младший - это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша
На поляне дом стоит,
( «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. Игры с клеточным полем «Письмо». Ребёнку необходимо выложить рисунок из счётных палочек на игровом поле в клетку. Затем этот рисунок перенести на тетрадный лист.
Семь вещей у нас в портфеле:
(сжимают и разжимают пальчики)
Промокашка и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
(поочерёдно загибать пальчики) По клавиатуре пальчики
Прыгают, как зайчики.
(Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук)Пальцы, буквы нажимая,Развиваются, играя.
Осень как время года Погода
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья с липы сдул...
(Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
(Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
(Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил,
(Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл.
(Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская Волчок. Ребенок крутит волчок, массируя пальчики.
Отпечатки листьев — набираете во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красите их и переносите отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. Осень, осень
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся,
(плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся.
(ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет,
(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы,
(«птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами, тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. ( кулак, ребро, ладонь) Правила дорожного движения. Транспорт Лодочка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву. (На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх.)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитировать движения волн и рыбок) Упражнение «Пропеллер»
Вращать между пальцами карандаш (палочку).
Пальцы-путешественники
(По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.)
Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
(Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены — это крылья.) Дары осени. Ярмарка Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем. (Имитация движений.)
«У Лариски - две редиски»
у Лариски - две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки - две картошки.
У Сережки-сорванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки. Массаж рук грецким орехом. Расскажите ребенку сказку про орех:
как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем все несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.
Мой город. Моя республика Город – это улицы, проспекты и дома,
(Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Площади, музеи, парков тишина,
(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин,
(Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье
(Круговые движения руками, согнутыми в локтях.)
Прохожих и машин
(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.) Написать название своего города (республики, страны) буквами из «пушистой проволоки»
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики) Моя семья. Родословная Мышиная семья
Это папа-мышь. (показываем большой палец) Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка
(гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши
(рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок
(складываем кончики пальцев вместе и приставляем кносуА хвост – во-о-о-о-от такой!
(показываем руками отрезок ок.30 cм)
Это мама-мышь.
(показываем указательный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка
(гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки
(рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок
(складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носуА хвост – во-о-о-от такой!
(показываем руками отрезок ок.20 см)
Это брат-мышь. (показываем средний палец) Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка
(гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши
(рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носуА хвост – во-о-от такой!
(показываем руками отрезок ок.15 см)
Это сестра-мышь.
(показываем безымянный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка
(гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки
(рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носуА хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 см)
А это мышка-малышка. (показываем мизинец) Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая
(гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие
(рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 см) Игры с бигудями- использовать, как массажёр, катая их между ладошками
Предметы, которые нас окружают «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Игры с катушками от ниток
- катаем катушки в ладошках;
- наматывание нитки на катушку.
Свеча
Свеча для нас хороший друг,-
(Растирание между ладошками свечи)Тепло и свет дает вокруг,
(Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой)И, также можем мы сказать,
(Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук)
Свеча умеет рисовать. (Волнообразное рисование свечой в воздухе)Из воска состоит она -Не зря в рисунок нам звана.
Воск след умеет оставлять,А краски будут проявлять.
(Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость)
Грибы «По грибы»
Пальчик, пальчик, где ты был?
(Пальцы сжаты в кулак.)
Этот пальчик в лес ходил,
(отгибается мизинец).
Этот пальчик гриб нашёл,
(отгибается безымянный палец).
Этот пальчик чистить стал,
(отгибается средний палец).
Этот пальчик жарить стал,
(отгибается указательный).
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(отгибается большой палец).
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(считается каждый палец отдельно). Игры со шнурками. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них
Лес как экосистема «Прогулка в лес»
— Мальчик-с-пальчик, где ты был?
(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)
Долго по лесу бродил!
(Большой палец правой руки четыре раза сгибается.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках,
(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными),
Встретил белочку, синичку,
Встретил волку и лисичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются — «кланяются»). Ребенок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
С колючим мячом
По тропинке, по дорожке
Топают к нам чьи-то ножки.
( Правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)
Это ёжик, посмотри,
К нам пробрался из глуши.
(Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить)
По столу всласть находился
(Левой рукой катаем по столу мяч круговыми движениями)
И в ручей потом свалился.
(Перекидываем из руки в руку)
Уколоть он нас решил,
(Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти)
Только понял – нету сил.
(Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь)
Он пофыркал, с пальцев слез
И ушёл обратно в лес
(Правой рукой слегка ударять мячиком постолу с продвижением вперёд)
Обитатели водоемов На закате дремлет пруд.
(руки кладут под щёку)
По воде круги плывут –
(рисуют руками круг)
Это маленькие рыбки
(складывают руки вместе и делают «рыбку»)
Разыгрались там и тут.
(сжимают и разжимают пальцы) Игры с аквариумным грунтом. Берем, исследуем предмет. Играем в совместной деятельности со взрослым.
- катаем грунт между ладонями;
- «кривая дорожка» – выкладываем дорожку, линию проводим пальчиком
«Осьминог»
(Положите обе кисти на стол, касаясь его подушечками восьми пальцев (кроме больших). Пальцы врозь. Нужно выполнять движения двумя руками одновременно)Как трудно осьминогу
Обувать сапожки,
(«Шагаем» пальцами по столу в ритме стиха, начиная с мизинцев.)
Если даже не могу
(Постукивание большими пальцами по столу вместе.)
Я обуть две ножки!
(Постукивание большими пальцами по столу поочередно.) Чётки
В нашей левой, правой ручке –
(Показываются ладошки левой и правой руки, с надетыми на них чётками)
Вот такие, видишь, штучкиЭто косточки на нитке У меня и у Никитки.
Пальцы двигаются дружно:
(Одновременное перебирание чёток пальчиками обеих рук)
Раз, два, три - вот так им нужно. Косточки перебираемИ при этом повторяем:«Синий, синий в море кит,На волне легко лежит»
Неделя здоровья Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом
(Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами)
Тот вырасти может
Болезненным, хилым.
(Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка)
Дружат с грязнулями
Только грязнули(Пальцы рук соединить в замок)
Которые сами
В грязи утонули
(Движение имитирующее пловца)
У них вырастают
Противные бяки,
(Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся»)
За ними гоняются
Злые собаки
(Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть»)
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда и вообще не растут!
(Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем) Игры с зубными щётками. Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, а затем медленно опускаемся к его основанию. Далее растираем и ладошку.
Зубная щетка
Щетку мы в руках сжимали,И ладошками катали.
(Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений)В руку щетку мы возьмем,
(Взятие щетки в правую руку)Массаж пальчиков начнем.
(Растирание щетиной пальцев левой руки)Теперь руку поменяем,-
(То же самое, поменяв руки)Массаж пальцев продолжаем.Каждый пальчик по порядку,-Вот для рук у нас зарядка.
Неделя добрых дел «Гномики-прачки»
Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)
Раз, два, три, четыре, пять,
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)
Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга)
Токи - рубашки, Пики - платочки,
Лики - штанишки, Чикки - носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)
Микки умница был,
Всем водичку носил. Упражнение «Добываем огонь»
С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.( трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.
(гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
(скрестить пальцы, ладони прижать)
Поиграют пусть немножко.
(пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(каждый палец зажимаем в кулачке) Зима как время года Что зимой мы любим делать?
(разводят руки в стороны)
В снежки играть, на лыжах бегать.
(сжимая и разжимая ладошки имитируют бросание снежков вперёд, катание на лыжах)
На коньках по льду кататься
(ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочерёдное движение взад и вперёд)
Вниз с горы на санках мчаться.
(волнообразные движения ладонями вверх – вниз) Игра "Разноцветные снежинки"
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Ветер холодный
Пригнал облака,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
И затянулось все небо с утра.
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Лужи замерзли,
Притихла земля,
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.)
Лег первый снег…
Наступила зима!
(Последовательно соединять пальцы обеих рук) Права и обязанности дошкольника «Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу".)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Руки повернуты ладонями к груди,средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются.)
В этот домик приглашаем. Взять решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Домашние питомцы Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).Массаж пальцев рук колечками.
Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой. Надевая, называем домашних питомцев
Новогодние праздники Перед нами ёлочка:
(руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».) Шишечки, иголочки,
(сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.)
Шарики, фонарики,
(ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.)
Зайчики и свечки,
(кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.)
Звёзды, человечки.
( сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз) Нанизывание бусинок на леску
На балу у Люсеньки
Рассыпались все бусинкиНадо их помочь собрать,Что же будем помогать!
Покрупнее в серединку.
(Самая крупная жемчужная бусинка помещается в середину ожерелья)
Она красива – точно льдинка.Все цвета уже мы знаем – Бусы быстро нанизаем.Не ленимся, так и знай!Люся! Бусы надевай!
Утром дети удивились
(разводят руки в стороны)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней
Ожидали что угодно,
А увидели парад:
(хлопок, кулачок)
В ряд снеговики стоят,
(руками рисуют в воздухе 3 круга)
Глазки весело горят,
(закрывают и открывают ладонями глаза)
А передними ёлочка
Пушистая, в иголочках.
(хлопают) Каникулы Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Н. НищеваУпражнение «Вертушка»
(с карандашом)
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
Неделя игр и забав Крестики и нолики
У меня на столике Крестики и нолики, Захотел Илья ПятковСделать их из пальчиков И фигурки у него Получаются легко. Захотите - научу Девочек и мальчиковДелать их из пальчиков?(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше; "нолики" - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики. Игры с резиночками - растягиваем резиночку по типу «гармошки»
Здоровое питание Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки. Упражнение «Раздавим орех»
Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.
Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.
Профессии «Повар»
Повар готовил обед,
(Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
(Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой.
(Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками) «Шоферы»
Дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к концу которой привязана машина.
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх) Народные традиции - Солнышко-вёдрышко! (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, (поднять руки вверх)
Освети, обогрей (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди). «Пружинки».
Представить, что на каждой ладони лежит по тугой пружинке, которые надо сжать. Движения должны быть медленными, но с большим напряжением. Как только пружинки будут сжаты, пальцы, не выдерживая усилия, непроизвольно разжимаются. Пружинки выскакивают из рук. Их нужно поймать и продолжить упражнение.
Спорт. Зимняя олимпиада Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
(Поднимают руки к плечам,вверх, к плечам, в стороны.)
Играет в теннис — теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет — футболист,
(Сгибают пальцы вкулачок, начиная с мизинца
В хоккей играет — хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
«Лыжники»
1. вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу имитируя ходьбу лыжника.
2. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
(То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно)
Игра «Физкультурник»
На основания среднего и безымянного пальцев (З-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы — это ножки, указательный палец и мизинец — руки. Большой прижат к ладони.
Педагог выразительно читает стихотворение Л. Тимощук, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.
Физкультурник на дорожке (Пальчики – ножки шагают по столу)
Тренирует свои ножки.
Высоко их поднимает,
Бодро, весело шагает.
Руки в стороны развел (Человечек остановился, развел руки)
И тихонечко пошел.
(и тихонечко пошел по столу)
Руки вниз, затем вперед. (Руки – указательный палец и мизинец)
Прыгнул, сделал поворот. (ребенок старается поднять вперед)
Физкультурой заниматься (Человечек снова шагает по столу)
Любит маленький народ.
День защитника Отечества Аты - баты, аты - баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой,
Ну а где же наша карта?
(Положить линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повернута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы - под линейкой. Начинают ее покачивать, имитируя движения крыльев самолета. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз)Срочно сделать мы успели
Самолет другой модели.
Мы над партою летим,
Облака достать хотим.
(Дети кладут ручку на середину среднего пальца правой руки. Кисть повернута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают ее покачивать, имитируя движения крыльев самолета. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз)Эти пальцы – все бойцы
Удалые молодцы
(растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(приподнять 2 больших пальца, другие прижать)
Два гвардейца – храбреца
(приподнять 2 указательных пальца)
Два сметливых молодца
(приподнять 2 средних пальца)
Два героя безымянных
Но в работе очень славных(приподнять 2 безымянных пальца)
Два мизинца - коротышки
Очень славные мальчишки.
(приподнять 2 мизинца) Народная игрушка Порисуем
Раз-два-три-четыре-пять
(пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры, поочередно разгибая пальцы).
Будем вместе рисовать (вращение кистей рук в одну сторону).
Порисуем мы руками (вращение кистей рук в другую сторонуДомик - папе (показ домика из пальцев).
Домик - маме. Этот домик для тебя
(показ указательных пальцев, поднятых вверх - труба домика).
Этот домик для меня
(показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба).
Нарисуем сад вокруг. В нём деревья там и тут
(показ дерева из растопыренных пальцев).
В сад пойдём погулять и начнём игру опять.
(движение пальчиками по столу — «ходьба»). Упражнение «Закручивание и откручивание»
Положить шар на середину ладони, прокрутить его большим пальцем от мизинца до указательного пальца, затем вернуть с помощью указательного в исходное положение. Продолжить «закручивание», не прерывая движения. Для выполнения «откручивания» крутить шар в обратном направлении, возвращая его в исходное положение с помощью мизинца.
У Матрешиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.)
По деревне небылиц
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
(На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших.)
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже
(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.)
Корова в рогоже Мамин праздник Помощники
Раз, два, три, четыре
(дети сжимают и разжимают кулачки)Мы посуду перемыли.
(трут одной ладошкой о другую)Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку.(загибают пальчики, начиная с большого пальчика)Мы посуду перемыли,(опять трут одной ладошкой о другую)Только чашку мы разбили,(загибают пальчики, начиная с мизинца)Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали.
(сжимают и разжимают кулачки) Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Мамочка, мамочка
(Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке.)
Любимая моя,
Ведь ты знаешь, мамочка,
Как я люблю тебя.
(Правую руку сжать в кулак,ладошкой левой крепко его обхватить.) Нитка
С нитью знакомиться мы будем.
(Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы)Пока на пальчик ее накрутим.
(Накрутить на указательный палец)Нитки о себе расскажут, (Раскрутить)что умеют, все покажут:
(Намотать на другой палец)Иголкой шить они умеют,И рисовать даже сумеют,
(Вращение ниткой на раскрытой ладошке)Два листочка им нужны,Гуашь и тушь тоже важны.
(Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью)
Весна как время года Цветок
Вырос высокий цветок на поляне.
(руки в вертикальном положении, ладони — друг к другу, пальцы развести и слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмичное движение пальцами вместе — врозь).
Дружно дают под землёй корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести). Упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать кубок)
Снова солнце в небе улыбается,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят.
(Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».) Стучат всё громче дятлы,Синички стали петь.(Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Встаёт пораньше солнце,Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).
Встаёт пораньше солнце,Чтоб землю нашу греть.Бегут ручьи под горку,Растаял весь снежок,(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).А из под старой травки(Ладони сомкнуты “ковшом”).
Уже глядит цветок…(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).А из под старой травкиУже глядит цветок(Движения повторяются).
Раскрылся колокольчик(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).В тени там, где сосна,(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).Динь-динь, звенит тихонько,(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая “динь-динь”).
Динь-динь, пришла весна.Динь-динь, звенит тихонько,Динь-динь, пришла весна. Театральная неделя Диалог
- В лавку ходил?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Ходил
(указательный палец дважды сгибается).
- Лопату купил?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Купил (средний палец дважды сгибается).
- Грядку вскопал?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Вскопал
(безымянный палец дважды сгибается).
- Картошку собрал?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Собрал (мизинец дважды сгибается).
- И чисто помыл?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Помыл
(указательный палец дважды сгибается).
- И много сварил?
(Большой палец дважды сгибается.)
- Сварил
(средний палец дважды сгибается).
- Вот теперь отдохнуть тебе дам, а уж съем я картошку сам!
(Большой палец сгибается и распрямляется.) Колпачки для пальчиков.
Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа: «Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки».
(Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)Сельское хозяйство Яблонька
У дороги яблонька стоит,
(Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)
На ветке яблочко висит.
(Сложить запястья вместе.)
Сильно ветку я потряс,
Руки над головой, движения вперед-назад.)Вот и яблочко у нас.
(Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.)
В сладко яблочко вопьюсь,
(Соединить запястья, ладони развести.)
Ах, какой приятный вкус. Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.
Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу
Я познаю себя Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу)
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги)
Руки я затем помою, (Потирают ладони)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(Складывают пальцы в замок) Кистевой эспандер
Кисти рук я развиваю,Эспандер в руках сжимаю.
(Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук)
Раз, два – правой жму,Три, четыре – левой жму.Поработал так немножкоВсё – горячая ладошка
Космос. Моя планета Раз, два, три, четыре, пять –
(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. Изготовление макета Солнечной системы:
Катаем шарики из пластилина, вставляем в них зубочистки разной длины.
По порядку все планеты Назовёт любой из нас:
(сжимают и разжимают пальчики)Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.
(поочерёдно загибать пальчики)
Аркадий Хайт. «Подзорная труба»
Скатать лист бумаги формата А4 двумя руками в трубочку. После чего поднести к глазу и рассмотреть в нее окружающие предметы.
Путешествие по миру «У Жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях) На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). Упражнение «Тигр кусает шар»
Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.
Упражнение «Обезьяна хватает персик»
С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.
«Бегемот»
Вобрать платок в ладонь, используя пальцы только одной руки.
Этикет К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок?
— Может коржика кусок? Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Е. Карельская
Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений. Игры со счетными палочками. Выкладывание интересных картинок из палочек.
Деревня «На подворье»
На подворье нашем
Овцы да барашек,
Хрюшка с поросятами
И коза с козлятами,
Корова и телёнок,
Лошадь, жеребёнок,
Собака со щенятами
И кошечка с котятами.
(При названии каждого животного или детёныша соединяют большой палец с каждым последующим пальцем) Обводка трафаретов. Штриховка в заданном направлении.
«Шаловливый котенок»
Смотать и размотать клубок, сначала правой рукой, затем левой.
«Гребешок для жеребенка»
Выкладывание нитками зубьев» гребешка.
День Победы Я плыву на лодке белой
(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу слегка приоткрыв).
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
( показать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук сами волны,) Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
(скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать)
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
(пальцами, сжатыми вместе выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.)
И, объездив чудо-страны,
(плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.)
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой. «Салют»
Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки складываются в контейнер. Затем взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
Что такое день победы?
(дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны)
Это праздник, ордена.
(сжимают и разжимают кулачки)
И награды боевые,
(прижать руку к груди)
И салюты золотые,
(растопырить пальцы как салют)
И тюльпанчики цветные,
(показать цветочек двумя ладонями)
Это мирная земля!
(хлопки в ладони) Неделя безопасности жизнедеятельности Лыжник едет по лыжне,
В хоккей играют на катке,
Во дворе в снежки сыграем,
Бабу снежную скатаем.
(загибают поочерёдно пальчики)
Только (это твёрдо знай!)
На дороге не играй!
(грозят пальчиком) Коробок
Коробок от спичекДля деток-невеличек,
(Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра)Не спички будем зажигать,
(Имитация поджигания спичек)А картинки рисовать.
(Имитация оттиска ребра)Катать не сможем коробок,
(Попытка прокатить по ладошке)Но сможем взять за уголок.
(Взять двумя пальцами за углы по диагонали)Цветы будем рисовать,-Ребром плотно прижимать.
(Имитация оттиска ребра уже по кругу)
Дорожных правил очень много:
(сгибают и разгибают пальчики)
Раз - Внимание дорога!
(показывают указательный пальчик)
Два - сигналы светофора,
(показывают указательный и средний пальчик)
Три – смотри дорожный знак,
(показывают указательный, средний и безымянный)
А четыре – «переход».
(добавляют к поднятым пальцам мизинчик)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(легкие хлопки в ладоши в такт словам.) Мир насекомых Прилетела к нам вчера
(машут ладошками)
Полосатая пчела.
(на каждое название насекомого загибают пальчик.)
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков)
Пожужжали, полетали, (подносят к глазам.)
От усталости упали. (роняют ладони на стол) Упражнение «Муха». Найти центр тетрадного листа, правый верхний угол, левый нижний и т.д. «Муха» летает по игровому полю, задача ребёнка определить место нахождения мухи
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Лето как время года Гроза
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! Солнце (прищепки)
Вышло из-за тучки солнце
(Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка)
И глядит в моё оконце. От него лучей так много,Что просохли все дороги.
Тучки (прищепки)
А вот и облачко – смотри
Прищепки вниз цепляем мы.
(Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка)
Это дождь идёт грибной: Весёлый, тёплый озорной.
Библиографический список:
http://garnett.ru/10-klass/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki/http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/25/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-temam-nedeli-vhttp://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-podgotovitelnaia-gruppa/Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. - М. : Айрис - пресс, 2005. - 144с
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 384с.
Комплексные занятия с детьми 3-7лет : формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт.-сост. Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261с.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. – СПб.: Литера, 2002