Методические рекомендации Как общаться с ребенком аутистом


ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное подразделение)
Учитель-дефектолог И. В. Попова
Региональная «Школа для родителей»
Как общаться с аутичным ребенком
Общение помогает людям понимать друг друга, чтобы взаимодействовать между собой и сосуществовать. Иногда природа с периодическим постоянством воссоздает патологическую комбинацию факторов генетики и окружающего мира. В результате рождаются люди, «спрятанные внутри себя» — аутисты.
2 Слайд. Аутизм – это не просто диагноз, это способ существования, который является пожизненным и лечению не поддающимся. Дети — аутисты в корне отличаются от окружающих их людей не только поведением, но и восприятием мира, плохой способностью к взаимному общению и неумением адаптироваться под ситуации.
3 Слайд. Среди аутистов встречается много талантливых людей с повышенным интеллектом. Просто они по-иному воспринимают мир, с которым не умеют найти общего языка.4 Слайд. Среди аутистов есть поговорка:
«Если вы знакомы с одним аутистом, это означает, что вы знакомы с одним аутистом». Важно понимать, что люди с аутизмом разные.
5 слайд. Существуют внешние проявления синдрома детского аутизма, которые вы можете увидеть на слайде.
Чтобы родителям было легко общаться с аутичным ребенком, придется найти к нему особый подход. Для этого понадобится большое терпение и способность к обучению самих взрослых. Приучать к жизни аутиста по методикам, применяемым к стандартным детям, не получится.
Основной принцип общения с аутичным ребенком – умение наблюдать за его поведением. Жесты – вот основной язык, которым малыш пытается рассказать о своем мироощущении. Сразу следует уяснить, что у аутистов все органы чувств, как правило, развиты в несколько раз сильнее, чем у обычных людей. 6 СЛАЙД. Это становится настоящей трагедией. Яркие их проявления для аутиста становятся настоящей пыткой, о чем ребенок пытается показать жестами: закрывает глаза или уши, отказывается от неприятной (по его ощущениям) пищи, снимает с себя одежду, которая раздражает тело. Это не детские шалости, а способ малыша сказать о своих чувствах.
Именно умение «слышать» этот язык жестом и будет основой общения с ребенком аутистом. Научившись понимать этот язык, взрослые научатся общаться с аутичным малышом.
Как правило, аутичные дети либо очень плохо разговаривают, либо вообще не умеют говорить. Такая задержка в речевом развитии никак не связана с умственными способностями ребенка – это, скорее, вызвано неумением идти на контакт.
Находясь «внутри себя», аутист ведет невербальные разговоры, которые формируются в его голове. Зачастую у таких детей большой словарный запас, который они не могут воспроизвести обычной речью. Если ребенка научить, допустим, писать на компьютере, он вполне способен высказать подобным образом свои мысли.
Если ребенок-аутист не разговаривает, вовсе не значит, что он не способен этого делать.
Каждого малыша мамы учат общению, только в данном случае такое обучение займет более длительный период. Но, набравшись терпения, в конечном итоге можно получить положительный результат.
7 слайд. Как действовать, будет зависеть от формы отсутствия речи.
Моторная алалия проявляется в неумении ребенком воспроизводить слышимую речь, хотя он отлично ее понимает. Это связано с нарушением анализатора речедвигательного.
Сенсорная алалия — это неспособность ребенка понимать речь, поэтому и не развивается умение говорить.
Несмотря на то, что алалия – серьезный дефект, дети с диагнозом аутизм будут разговаривать, если развить у них такую потребность.
Привлекать внимание ребенка к окружающим звукам следует с помощью погремушек, губной гармошки, колокольчиков. Малыш должен научиться определять направление, откуда этот звук исходит.
Затем обучают ребенка определять на ощупь предметы, исходя из их формы, размеров, фактуры, контура.
И только после этого можно начинать учить произносить сначала звуки, затем слова, и постепенно переходить к диалогам.
8 Слайд. На протяжении всего периода обучения общаться с аутистом нужно ровно, без проявления отрицательных эмоций и повышения голоса. Нельзя также подправлять речь ребенка или критиковать ее.
Как правило, аутисты при общении стараются не смотреть в глаза, но процесс обучения предусматривает зрительный контакт. Поэтому нужно постараться во время занятий удерживать взгляд ребенка. Также стоит сконцентрировать его внимание на губах говорящего, предлагая малышу воспроизвести мимику и жестикуляцию лица во время произношения звуков. Аутисты умеют подражать, если осознают, для чего это необходимо.
Проявляться аутизм по-настоящему начинает ближе к трем годам, когда приходит время начинать разговаривать.
Обучение. Ребенок — аутист способен поддаваться обучению. Только для этого рядом необходим терпеливый помощник, который постепенно адаптирует малыша к окружающему миру. Такими спутниками по жизни становятся, как правило, родители. Логопеды, дефектологи и психотерапевты только помогают корректировать развитие с помощью индивидуально подобранных программ.
Успех обучения ребенка — аутиста во многом будет зависеть от способности родителей создать подходящие условия и устанавливать режим развития.
Избавив малыша от стрессовых ситуаций в жизни, сняв всяческие давления и наполнив обучение игровой непринужденностью и радостью, родители создадут стимул к желанию общаться. При этом взрослые постоянно должны своим примером показывать, как им самим приятно разговаривать с ребенком.
Дети-аутисты видят и воспринимают мир по-своему. Постороннему человеку не понять аутиста, а вот близкие для него люди должны научиться общаться с ним. Для этого потребуется уяснить несколько принципов.
9 Слайд. У аутистов, как и у обычных людей, есть своя сфера интересов. Ребенок всегда пойдет на контакт, если в разговоре затронуть близкую ему тему. Общаться с ребенком нужно на равных. При этом речь собеседника не должна быть сложной – лучше использовать короткие предложения, чтобы их легче было осмыслить.
•Если ребенок-аутист с трудом воспринимает устную речь, можно найти альтернативные способы общения, используя жесты, письмо (если он умеет читать) или рисунки. Последний вариант особенно приемлем, так как аутисты мыслят образно.
•Если ребенок молчит и не идет на контакт, не стоит его принуждать. Возможно, что-то не так в окружающей обстановке, или ребенок мысленно занят чем-то другим, более интересным ему. Так что молчание аутиста не обозначает личную неприязнь.
•Не стоит вводить детей в стрессовую ситуацию вопросами, на которые они не смогут ответить или смысл которых не понимают. Лучше с аутичным ребенком общаться в форме обычной разговорной речи, а не устраивать викторину «что? где? когда?».
•Иногда ребенок может сам пойти на контакт – не стоит от этого отмахиваться. Родителям всегда нужно находить время на своего ребенка. А еще лучше – никогда не упускать из виду его эмоциональное состояние, чтобы сразу же отреагировать.
•Для общения с ребенком нужно подбирать подходящее время, когда он расслаблен, а окружающая обстановка не действует возбуждающе.
•Шутки, сарказм ребенку-аутисту не понятны – он способен воспринимать только прямую речь. Это следует учитывать при общении.
•При диалоге с ребенком, в разговоре делают паузы, стоит давать ему возможность переосмыслить услышанное и подобрать правильный ответ. Способность общаться медленно – это не свидетельство умственной отсталости. Мозг аутиста – это маленький компьютер, которому необходимо время для обработки информации.
•В разговоре с ребенком следует употреблять привычные для него речевые обороты. Если каждый раз по-новому строить фразы, это может сбить ребенка-аутиста с толку. Для него важны постоянство и системность. Поэтому родителям придется придерживаться привычной схемы, без использования нюансов.
10 Слайд. В коррекционной работе с детьми аутистами широко используются различные пальчиковые игры, игра в "волшебный мешочек", нанизывания бус, манипуляции с мелкими предметами.
Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке.
Пересыпая горох, можно имитировать падение капель, сопровождая действие несложным вербальным сопровождением.
11 Слайд. Очень полезны действия с пластилином, при этом следует обращать внимание, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась какая-либо поделка.
Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Далее проводятся различные игры с бумагой, изготавливаются поделки.
12 СЛАЙД. Большое значение в коррекционной работе имеет:
пространственно-временная организация аутичного ребенка;
создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения;
необходима помощь в организации себя во времени;
среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов;
обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями);
важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы;
для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и т. д.
Решать проблему следует с помощью специально подобранной корректирующей программы. При этом занятия должны быть ежедневными, проходить в игровой форме с использованием специальных пособий, и ни в коем случае не в принуждающей к действиям манере.
13 Слайд. И в итоге хочется сказать, главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми!
14 Слайд. Спасибо за внимание!