Технологическая карта урока математики .1 класс Число и цифра 6


«Число 6. Цифра 6»
Открытый урок

2013
Ращупкина Марина Алексеевна
МКОУ Чикская СОШ № 6
02.12.2013


Технологическая карта урока математики на тему «Число 6. Цифра 6»
Тема Число 6. Цифра 6
Задача и цели темы   Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с числом и цифрой 6; способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
 - обучающие
 ввести понятия «число 6», «цифра 6» через организацию побуждающего диалога;  организовать работу по   обучению умению анализировать представленный материал путем наблюдения; учить обозначать число 6 цифрой 6
-развивающие
 способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных  сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-воспитательные
 воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников.
Планируемый результат Смогут использовать цифру 6 для обозначения числа 6, научатся получать число 6 путем прибавления к предыдущему числу 1
Основные понятия Число, цифра, равенство, числовое выражение
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы
-основные
-дополнительные Учебник математики (авт. Б.П.Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева), рабочая тетрадь
компьютер, проектор, интерактивная доска
Вид работы Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Тип урока Изучение нового материала, формирование первоначальных навыков
УУД, формируемые на уроке:
Личностные -уважительное отношение к старшему поколению
-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу
-самооценка на основе критерия успешности
-формирование основы экологической культуры: здоровьесберегающее поведение
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Коммуникативные - вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные - выполнять анализ;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала
Регулятивные - отличать верно/неверно выполненное задание;
- осуществлять самоконтроль;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться выполнять действия по заданному алгоритму ;
- ориентироваться в учебнике;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
№ п\п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД и планируемые результаты
1 Организационный момент
Цель – активизация учащихся. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день, потому что к нам впервые пришли взрослые гости.…
Повернитесь и покажите, что мы рады гостям. А теперь потихоньку присаживайтесь.
Приветствуют гостей улыбкой и кивком головы ЛУУД: уважительное отношение к старшему поколению
( представление о моральных нормах поведения - ЛР)
2 Актуализация опорных знаний
Цель – побуждать детей к свободному высказыванию -Посмотрите на доску, что вы на ней видите?
-Почему его называют числовым ?
-При помощи чего мы обозначаем числа?
-Какие числа мы уже отметили?
-Теперь закройте глазки и назовите эти числа в прямом направлении, а теперь в обратном
-Какое число, из тех с которыми вы познакомились, самое большое?
-Что вы узнали об этом числе ? - Числовой луч
- На нем мы отмечаем по порядку числа, которые изучаем.
- При помощи цифр
-1, 2, 3, 4, 5
(Дети называют числа)
5
КУУД:слушать и понимать речь других;
- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(ПР: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа)
3 Постановка учебной задачи
Цель: 
подвести к определению и самостоятельной формулировке темы и цели урока Организовать создание проблемной ситуации
включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов. -Как вы думаете, на какую тему мы с вами будем сегодня общаться?
-Что может подтвердить наше предположение?
-На зовите страницу?
-Что вы ожидаете от урока?
(записывает на доске )
- Посмотрите на страницы учебника и подскажите, куда мы сегодня попадем?
- Как эта сказка называется?
- Помните, какая была Баба Яга в сказке?
- А что делала девочка в сказке?
- Вот и сегодня Баба Яга приготовила массу испытаний для Аленушки, а ей очень трудно будет одной справиться со всеми заданиями.
- Что же делать ?
-Помогать надо быстро и тихо, чтобы Баба Яга ничего не услышала. - Будем говорить о числе 6.
-Учебник и тетрадь
-Страницы 98 и 99 в учебнике и 42-43 в рабочей тетради
(дети планируют урок, формулируют цель и задачи)
-В сказку
-«Гуси-лебеди»
-Злая
-Она спасала братца Иванушку
- Мы будем помогать Аленушке спасать Иванушку
ПУУД: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала
РУУД: - осуществлять самоконтроль;
- ориентироваться в учебнике;
ЛУДД: учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу
РУУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации КУУД:
-вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
познавательные:                              -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия ;
–подведение под понятие
а–определение основной и второстепенной информации ;
 познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;
КУУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
Работа над темой урока.
Знакомство с числом и цифрой 6
Цель: помочь детям познакомиться с числом 6 и цифрой для обозначения этого числа 1) счет элементов множеств:
Посмотрите на картинку. Где мы сейчас оказались?
- В этот домик надо Аленушке попасть.
– Но у Бабы Яги есть разные множества помощников. Назовите эти множества.
-Какое первое задание от бабы Яги?
-Что вы заметили?
-Как же передать эту информацию Аленушке? Она ведь не может попасть в дом Б.Я. А от нас она уже далеко, бежит спасать Иванушку
- Представьте, что наша тетрадь-это письмо.Что мы напишем в письме?
- А вы все знаете, как она выглядит? (удивляется) Если она есть в вашем наборе, покажите ее.
- А откуда вы знаете, что это цифра 6?
- Вспомните строчки стихотворения С.Я. Маршака?
-Посмотрите внимательно на картинку, ничего не заметили?
-Ребята, Баба Яга, наверное, не случайно закрыла сундук замками?
– Нам надо снять эти замки, чтобы Аленушка не тратила драгоценное время. Открою тайну. Вы сможете снять замочек, если выполните задание БЯ и проведете по замку вот таким волшебным движением (показывает в воздухе цифру 6)
–На что похоже это движение?
Письмо цифры 6
- Вижу, что вы понимаете, как выглядит цифра 6, но ее надо правильно написать в письме Аленушке!
(Просит некоторых детей написать на доске цифру 6)
-У всех цифра 6 написана одинаково?
-Хотите, я покажу, как она правильно пишется?
-Давайте потренируемся на двух строчках!
-А на третьей постарайтесь самостоятельно правильно написать цифру 6, сравните с образцом и оцените свою работу.
-Вот теперь Аленушка сможет выполнить первое задание Б.Я.?
-А теперь дорисуйте первый замочек, используя цифру 6
-Сняли первый замочек! -У Бабы Яги в домике.
-Гуси-Лебеди, летучие мыши, домашние мыши
Задание № 1 «Сколько помощников каждого множества у меня на службе»
(дети считают)
- Множества равные по количеству элементов
- Надо написать письмо
-Цифру 6
- Дети
показывают
- На замочек
-На сундуках замки в виде цифры 6.
(Предположение детей)
-На цифру 6
(дети пишут на доске, а остальные пробуют на листочках)
(дети пишут в тетрадях и проводится Самооценка)
(один ребенок обводит пальчиком по замочку и снимает его с сундучка) КУУД:
-вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
ПУУД: -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
ПУУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;
КУУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
РУУД: отличать верно выполненное задание от неверного
ЛУУД:
–самооценка на основе критерия успешности
4 Физкультминутка Ребята, а это что за предмет . Помните, какой волшебной силой она обладает Волшебная палочка. Она помогает нам сберечь здоровье глаз. ЛУУД: формировать основы экологической культуры: здоровьесберегающее поведение
6. Продолжение знакомства с числом 6
Цель: помочь детям познакомиться с образованием числа 6 путем прибавления одного к предыдущему числу решение задач

А теперь следующее задание
Проводится работа над задачей
-Как вы нашли ответ на вопрос?
-Чье решение мы можем передать в письме Аленушке?
-Что ты использовал в решении задачи?
-Ребята, а все ли есть на числовом луче, чтобы так объяснить решение?
-Можно ли по этой записи рассказать, как получается число 6?
Вот и второй замочек можете снять.
А теперь следующее задание:
Проводится работа над задачей
-Что можно получить, если из 6 вычесть 1?
И с этим заданием вы справились.
Третий снимаем замочек
составление равенства
Четвертое задание:
С нимаем четвертый замочек
Работа в парах № 4: Составьте 1 фигуру на двоих из квадратов и посчитай количество квадратов
Пятый снимаем замочек - Задание № 2: «Реши задачу про мои косички»
Дети объясняют решение.
-Посчитали или к 5+1=6
К 5+1=6
Числовой луч
-Нет цифры 6.
-6 получается, если к предыдущему числу прибавить 1
Дети обводят еще один замочек.
- Задание № 3: «Прочитай задачу №2 и реши ее»
Дети объясняют решение задачи
-Предыдущее число
Дети обводят еще один замочек
- Задание № 4: «Посчитай мой личный транспорт»
Под руководством учителя дети выполняют задание № 3 из учебника и записывают равенство 6=6
-Дети обводят еще один замочек
- Задание № 5: «Составь фигуру по образцу» РУУД: учить принимать и сохранять учебную задачу
ПУУД: учить ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
(ПР устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять после­довательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу)
ПУУД: учить ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
ПУУД: устанавливать аналогии
КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра
6 физкультминутка Все в жизни друг другу помогают, - вы только что доказали это друг другу, а сейчас расскажем, как олень помогает зайчику спрятаться от охотника.«У оленя дом большой» ЛУУД: формировать основы экологической культуры: здоровьесберегающее поведение
7 Первичное закрепление изученного.
Решение задач в рабочей тетради на нахождение суммы и остатка:
Снимаем 6 замочек
Счет элементов множеств и составление равенств .
Вспомните, где находился домик Бабы Яги?
Следующее задание:
Какие множества имеют по 6 элементов, соедините их и назовите. Проверяем и оцениваем свою работу.
(Снимаем 7 замочек)
Никак не открывается последний 8 замок. Наверное, есть 8 задание?
.Проверьте друг у друга и оцените.
Снимаем последний замок
Вот и сняли все замки с сундука Бабы Яги. Осталось только Аленушке найти дорогу к домику Бабы Яги. - Задание № 6 : «Объясни решение задач в рабочей тетради»
Дети объясняют запись решения
В лесу
Задание № 7: «Сосчитайте все объекты живой природы»
Задание № 8:
Напишите цифры от 1 до 6 и обратно.
Самооценка
Дети находят путь к домику Б.Я. ПУУД: учить ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
- владеть рядом общих приёмов решения задач
РУУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
(МПР)
(ПР: выполнять устно сложение, вычитание)
ЛУУД:
–самооценка на основе критерия успешности
8 Рефлексия. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. - И так, урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что мы ждали от урока. Получили ли мы то, что хотели.
- Скажите, вы также и считаете Бабу Ягу злой? Как вы думаете, почему Баба Яга задавала именно такие задания?
- Покажите нам, насколько вы довольны результатами своей работы на уроке?
У меня есть для вас предложение: вечерком расскажите дома родителям новую сказку, которую вы сегодня сочинили. А в свободное время можете украсить цифру 6. Еще одно предложение: завтра предлагаю поучаствовать в соревнованиях, кто больше найдет доказательств, что мы в жизни встречаемся с числом или цифрой 6 и подтвердит документально, тот и получит приз. Спасибо всем за работу! Уточняют полученные результаты по составленному в начале урока плану РУУД:осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату
(ЛР: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения)