Конспект урока по математике на тему Число 0, цифра 0, свойства 0 (1 класс)


Урок математики в 1 классе ( Школа России)
Учитель начальных классов МБОУ СОШ п.Красноярка
Гисматуллина Ирина Александровна
Тема:ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Педагогическаяцель создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел; умения чертить отрезки заданной длины.
Планируемыерезультаты(предметные) ознакомление с числом и цифрой 0; считать в пределах 10; уметь чертить отрезки заданной длины.
Универсальные учебныедействия (метапредметные)    Регулятивные:определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноосуществлять взаимопроверку.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: имеют желание учиться; осуществляют организацию исследовательского пространства ученика.Этап (элемент)урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемые действия формируемые умения
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок
Сколько яблок на ветке. Назовите тему и цели нашего урока. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность
Устный счет
Изучение нового материала.
К нам на урок пришел новый ученик. Кто это? Хотите узнать? Отгадайте загадку:
Он от бабушки ушёл, Он от дедушки ушёл. У него румяный бок, Кто же это? (Колобок)
Катится он по дорожке, а навстречу ему заяц
-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки:
Задачи в стихах
 Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?..
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
Вот семь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
Заяц и белка угощали друзей. Заяц принес морковку и яблоко, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли заяц и белка?
Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый волк.
-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки
Введение нового числа. Вопросы учителя ученикам. (Сколько….)
Сколько крыльев у слоненка,Сколько в алфавите цифр,Сколько гор проглотит тигр,Сколько мошка весит тонн,Сколько в стае рыб ворон,Сколько белок съела моль,Знает только цифра…
Учитель показывает увеличенный образец цифры 0 .
Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".
Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль. Номера телефонов 01,02,03,04. Кто знает, а что это за номера телефонов?
01 - пожарная часть;
02 - милиция;
03 - «скорая помощь»;
04 - горгаз
А в Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Формулируют полные ответы на вопросы
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
ФизминуткаПроводит физкультминутку.
Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Выполняют упражнения для профилактики утомления
Анализ образца и письмо цифры 0.
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифр
Учитель объясняет, как писать эту цифру.
– А на что еще похож ноль?
Ученик 1
Нолик – круглый, как Земля, Все считают от нуля. Арифметика проста: Если ноль – ладонь пуста. Пишем ноль, И ясно всем: Здесь чего-то нет совсем!
Ученик 2
Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!
Ученик 3
Могу назвать его мячом, А хочешь, дыркой назовем, А можно бубликом, Почти что кругленьким. Но как его ни назовем, Он называется нулем!
Цифра вроде буквы О –
Это нуль иль ничего.
Работаем в ТПО. Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой:

После этого учащиеся выполняют вторую часть задания в ТПО вставляют пропущенные числа. Анализируют и отвечают на вопросы учителя
Учащиеся ищут цифру на слайде, рассматривают цифру 0.
Пишут цифру 0 в воздухе и в тетради.
Читают стихи. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
ФизминуткаСколько елочек зеленых
Столько выполним наклонов
Сколько здесь у нас кружков
Столько сделаем хлопков
Сколько палочек до точки
Столько встанем на носочки
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления
Закрепление пройденного материала. -  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Примеры запишем в учебнике. (№№ 1 - 3)
( к трём треугольникам прибавляем пустой «мешок», в результате получаем те-же три треугольника) - Возьмите карандаш соответствующего цвета, дорисуйте треугольники в мешок-сумму. - Какое равенство мы получаем? (3+3=0) - Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? - Почему? - Как записать это в общем виде?
– Давайте попробуем записать с помощью букв.
На доске:
а + 0 = а
0 + а = а -А теперь сформулируйте правило.( при сложении «мешка» с пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)
– Запишем с помощью букв.
а – а = 0
- Сформулируем правило.
- Запишем с помощью букв.
а – 0 = а
- Сформулируем правило.
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса,
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Пропедевтика темы «Задача».Составить примеры по рисунку.
Повторить состав чисел. Анализируют и отвечают на вопросы учителя
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Работа с геометрическим материалом задание на с. 71 учебника
– Сколько на чертеже ломаных? Сколько многоугольников?
Самостоятельная работа учащихся. Предварительно необходимо повторить правила построения отрезков. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Анализируют и отвечают на вопросы учителя строят отрезки заданной длины.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Подведение итогов. Рефлексия. Чему научились на уроке? Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?
Оценить свою работу.

У меня все получилось

Мне еще надо поработать

Мне было трудно. Формулируют полные ответы на вопросы.
Высказывают предположения Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы
Литература:
1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика
2.Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М.И. и др. "Математика. 1 класс. В двух частях". ФГОС
3. Электронное приложение к учебнику «Математика». 1 классИздательство: ПросвещениеГод: 2012